Сможет ли v1lat убить российский киберспорт? Оцениваем ситуацию с освещением киберспортивных турниров

Сможет ли v1lat убить российский киберспорт? Оцениваем ситуацию с освещением киберспортивных турниров

22 июля в своём Telegram-канале известный комментатор Виталий v1lat Волочай  высказал мысль о том, что Maincast сегодня делает все для того, чтобы убить киберспорт в России. Сейчас созданная им студия транслирует практически все киберспортивные ивенты, квалификации к ним и планирует это делать еще в течение 5 лет, а потом полностью прекратить вещание на русском языке.

Каждый человек вправе самостоятельно выбрать для себя важное из информационного потока. На сегодняшний день на трансляциях Maincast остается все меньше русскоязычной аудитории, которая все более активно переходит на другие каналы для просмотра игр и турниров.

В этом материале мы хотим ответить на вопрос: сможет ли Maincast полностью сломать русское вещание киберспортивных ивентов? 

Когда украинская студия вещания появилась на свет, она сразу же захватила сердца зрителей новыми форматами. Тогда к традиционным просмотрам матчей и студии аналитики v1lat с сотрудниками делали подкасты, интервью, были интересные игры после турниров. В 2019 году доминирование Maincast объяснялось тем, что сотрудники студии стремились сделать контент для людей и с лихвой переплюнули в этом деле своих конкурентов из RuHub.

Кастеры на трансляциях Maincast стремились устроить праздник. Они могли заехать на буткемп к любой из команд и познакомить нас с бытом игроков. Киберспортсмены проходили забавные викторины, а иногда за неправильные ответы получали удары электрошокером (не надо ругать за это, все в рамках разумного). Наконец, вершиной успеха студии стала рубрика RoadToTI. Любимые всем комьюнити кастеры вели непринужденный подкаст, путешествуя по просторам США. Благодаря разнообразию контента к началу ковида Maincast окончательно устранила своих конкурентов с рынка. Но что стало после этого?

Ответ: ничего. Новые форматы появляются все реже, на смену любимым олдам приходят менее известные кастеры. Трансляции стали посредственными. Монополия на вещание позволяет руководству и сотрудникам сидеть спокойно, реже добавлять нововведения. Примерно то же самое было с RuHub в 2017-2018 годы, и именно тогда молодая украинская студия резко развернула рынок трансляций в свою сторону. А сейчас?

На Maincast просто полный мрак. Это не в обиду Maincast, но я не могу там слушать ничего. Как по мне, там сейчас ни одного нормального комментатора. Просто кошмар. На RuHub гораздо лучше, а Mila вообще практически лучший комментатор из тех, что сейчас есть.

NS

А что-то похожее может произойти хоть сегодня. Для этого необязательно иметь студию освещения – обратим внимание на ту же STARпер HUB. NS, Dread, Fng, JAM и все, кто участвовал в этом проекте, буквально переехали официальную трансляцию от Maincast. Они это сделали по ряду причин:

  • Главное, что любит зритель киберспортивных развлекательных трансляций, это как можно меньше официоза и больше простоты кастеров. На официальной трансляции кастер вынужден готовиться к эфиру, давать детальную аналитику, держаться в кадре. На неофициальной – наслаждается своей работой, говорит то, что думает и знает.
  • Образы. STARпер HUB заявлялась в бомбовых косплей-костюмах, создавая атмосферу. На официальной трансляции кастеры словно в офис пришли работать – рубашки, брюки. Создается деловой стиль, но он не цепляет зрителя.
  • Контент. Для студии освещения контент – это часть работы. Она вынуждена искать собеседников для интервью, придумывать новые форматы общения, чтобы зацепить внимание зрителя. В STARпер HUB складывалось впечатление, что люди сами хотели позвонить и поболтать с олдами минут пять о всем, что происходит на месте турнира.
старперхаб
STARпер HUB

Единственное, за счет чего сейчас держится Maincast – это реальное отсутствие конкуренции со стороны других студий освещения на пространстве СНГ. RuHub практически ничего не может предложить, а больше ничего и нет. Но даже при таком раскладе заявление Вилата кажется безосновательным.

Valve всегда лояльно относились к стримерам, транслирующим на своем канале официальные матчи с турниров. Главное, чтобы они соблюдали все условия, которые им диктует Гейб и турнирные операторы. Сегодня и в CS:GO, и в Dota2 есть выбор среди стримеров, которые формируют свой контент с учетом трансляции крупнейших киберспортивных ивентов.

Чем цепляет человек, не связанный со студией освещения? Прежде всего, свободой слова. Он не скован этикой, позицией по определенным вопросам. Он выстраивает свой эфир, исходя из пожеланий зрителя (и ему легче этот интерес определить). Стример обязательно должен обладать какой-то уникальной характеристикой, будь это его прошлые достижения в киберспорте или образ и харизма. Зритель заходит на трансляцию к стримеру вне зависимости от того, что на его канале будет транслироваться, ведь ему интересен прежде всего ведущий стрима.

никс

На сегодняшний день на пространстве платформ Twitch и Youtube есть выбор среди стримеров, которые в качестве контента комментируют профессиональные матчи. Рядовой обыватель после работы может зайти на любой понравившийся ему канал и отследить основные события текущего дня. При этом он получит массу положительных эмоций, почувствует единение с стримером.

Теряют ли студии освещения от этого зрителей? Да, причем достаточно много. Если брать в пример Dota 2, то на официальной трансляции от Maincast в среднем матчи смотрит до 60-80 тысяч зрителей. Одновременно стримеры NS, Nix, Akon, KVYZEE, Аналитика ошибок могут иметь на своей трансляции от 5 до 10 тысяч зрителей. Таким образом, спрос на сторонние трансляции есть, несмотря на некоторые неудобства из-за их статуса.

Трансляции TI10 от Ярослава «NS» Кузнецова и Жана «Gorgc» Стефановски, идущие паралелльно с основной, смотрят около 30 тысяч зрителей. Для сравнения, на официальной английской мультитрансляции сейчас 82 тысячи зрителей, на российской – 123 тысячи. Зрители официальных стримов также могут получить сокровищницу и очки компендиума за просмотр матчей.

Еще одно локальное преимущество стримеров по сравнению с официальными студиями – репутация. Например, Nix в прошлом профессиональный игрок в Dota 2. Он может не только идеально провести анализ игры (чего не скажешь иногда о студиях аналитики на официальных кастах), но и, исходя из своего опыта, передать настроение игроков, находящихся по ту сторону экрана. Nix был в их шкуре и прекрасно понимает, что и как устроено на LAN-ивентах, в подготовке к турнирам, как взаимодействуют игроки в командах. Опять же именно у него на стриме можно узнать интересные инсайды, ведь он все еще общается на короткой ноге с действующими дотерами. Люди пойдут к нему на трансляцию, ведь здесь можно узнать больше, чем на любом другом канале.

Таким образом, механизм сторонних трансляций позволяет стримерам работать с крупнейшими турнирами. И даже в случае полного прекращения каста официальных трансляций от Maincast на русском языке у россиян есть выбор. Тут уже возникает вопрос: а будет ли студия v1lat актуальна для русскоговорящих людей к 2027 году? Есть вероятность, что нет, и главной причиной станет отношение отдельных кастеров студии к своей аудитории.

Сегодня русская студия освещения киберспортивных мероприятий переживает не лучшие времена. RuHub не выкупает официальные трансляции турнирных операторов, в основном на её канале идут матчи тир-2 лиг по типу D2CL. Кастеры студии фактически находятся без работы, стараясь выезжать на собственном медийном поле.

ruhub

Впрочем, некоторые из них все же решились на кардинальные действия и ушли из RuHub. Комментаторы Mila, Eiritel, Adekvat и Lex весной этого года стали свободными агентами и взялись за освещение матчей DPC-лиги в Южной Америке. Студия не стала препятствовать своим бывшим сотрудникам, отмечая, что надеется на совместные коллаборации.

По ряду причин мы решили не препятствовать дальнейшему развитию наших талантов и при обоюдном интересе будем продолжать делать совместные проекты. Всё происходит по взаимному согласию и как только мы снова сможем наладить работу с ними, мы всегда будем рады видеть их в эфире RuHub! Теперь любая заинтересованная организация может привлечь этих кастеров в свои проекты. Наша студия будет приглашать Милу, Рустама и Алексея на эфиры. При интересе со стороны спонсоров к их работе мы также будем рады и всегда готовы помочь в обсуждении.

RuHub

Русская студия освещения временно пропадала с радаров, весной о ней ничего не было слышно. Сейчас RuHub периодически выкладывает в сеть свои форматы, но регулярная работа ведется только с тир-2 турнирами. При таких раскладах возвращения студии можно не ждать. Но последние высказывания v1lat, petr1k настолько агрессивны, что русскоязычное комьюнити со временем начнет все реже смотреть их трансляции, и им будет необходим контент.

RuHub сегодня необходимо возвращаться на рынок и пытаться выкупать официальные трансляции хотя бы в основных киберспортивных дисциплинах. У студии есть медийные комментаторы и аналитики (в 2021 году таланты с RuHub поехали в большинстве на TI10 по сравнению с Maincast), появляется постепенно свежая кровь. Нужно провести большую работу над новыми рубриками, сделать студию аналитики более креативной – и зритель сразу потянется. А там, где есть зритель, появятся и средства для дальнейшего существования и борьбы за трансляции даже в сегодняшних условиях.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!