Как живут геймеры в Китае: пиратство, часовой онлайн и миллиарды прибыли

Как живут геймеры в Китае: пиратство, часовой онлайн и миллиарды прибыли

Введение санкций тяжело ударило по любителям видеоигр. Российским пользователям приходится искать лазейки, чтобы не лишиться любимого хобби. И в этом они не одиноки. Китайские юзеры борются с ограничениями не первый десяток лет. О том, как живут геймеры и что представляет из себя гейм-индустрия Китая, читайте далее.

Китайский сегмент признан крупнейшей нишей на рынке видеоигр. Он демонстрирует не только феноменальную прибыль, но и стремительный рост. В 2018-ом году местный оборот средств составил тридцать четыре миллиарда долларов. Уже в 2020-ом этот показатель поднялся до сорока трех миллиардов. И, следуя прогнозам, цифры будут только расти.

Существенную часть доходов приносит развитие киберспорта. Прямую трансляцию финала League of Legends World Championship 2017 смотрело свыше ста миллионов зрителей. А геймингом как хобби увлекается почти половина населения страны. Таких результатов индустрии удалось достичь на фоне ощутимых ограничений.

LoL
LoL

Китайский рынок изначально развивался иначе, нежели западный. В девяностых годах в стране наблюдался острый дефицит консолей. Вместе с высокой стоимостью он послужил толчком для развития пиратства и серой торговли. Но запретный плод сладок. Среди населения появлялось все больше заядлых геймеров. Количество человек, страдающих от игровой зависимости, росло с шокирующей скоростью.

Повальное увлечение привело к тому, что в двухтысячных производство и импорт консолей были запрещены. Власти также подвергли санкциям игровые автоматы. Так началось противостояние китайского правительства гейм-индустрии.

Пиратство и ограничения способствовали формированию локального рынка. Не имея иных вариантов, пользователи массово пересели за компьютеры. Для многих юзеров домашние ПК были непосильной роскошью. Это способствовало развитию сети Интернет-кафе. Стоит заметить, что они популярны в Китае и по сей день. Но появляться там небезопасно. Многие игроки склонны к агрессии, а среди постояльцев орудуют карманники.

Воровство и серый рынок также повлияли на жанровую специфику игр. Разработчики поняли, что платный доступ не имеет смысла. В таких условиях оптимальным решением стали условно-бесплатные MMO. F2P-проекты с микротранзациями до сих пор остаются лидирующим направлением в Китае. Достаточно вспомнить ту же League of Legends или Perfect World. Развитие Free-to-play — пример того, как и студии, и геймеры готовы адаптироваться к любым условиям.

С развитием мобильной ниши у ПК-тайтлов появилась конкуренция. Почти пятьсот миллионов китайцев играют на смартфонах и планшетах. Mobile-адаптации большинства хитов создаются специально для китайского населения. И не напрасно. В 2021-ом году денежный оборот внутри сегмента составил сорок один миллиард долларов.

Отметим, что не только «родные» проекты приживаются на китайском рынке. Пользователи охотно присоединяются к онлайну южнокорейских MMORPG. Западные тайтлы тоже пользуются спросом. Но, прежде чем попасть в открытый доступ, они подвергаются ревизии. И тут стоит поговорить о главной особенности китайского рынка.

Борьба местной власти с «иностранным влиянием» началась еще в шестидесятых. Уже тогда зарубежные фильмы и книги стали расцениваться как идеологическая отрава. Позже аналогичные взгляды распространились и на видеоигры. Правительство выдвинуло достаточно расплывчатые требования к западному контенту. Министерство культуры запрещает изображать все, что «угрожает национальному единству и этике» и «нарушает конституцию». А после недавних событий список требований расширился еще больше. Но обо всем по порядку.

Будучи формой искусства, игры должны воспевать социалистические ценности. Легко догадаться, что жестокость, кровь, войны и торжество зла цензуру не проходят. А вместе с ними — «женственные» мужчины-протагонисты, однополые браки, алкоголь, казино и многое другое.

Достаточно вспомнить Battlefield 4. Шутер, события которого разворачиваются в Китае, в стране запрещен. Он расценивается как «угроза национальной безопасности». А «угрозой целостности Китая» стала безобидная на первый взгляд Football Manager 2005. Она была забанена за изображение Тайваня как самостоятельной страны.

Власть цензуры распространяется даже на дизайн персонажей. В этом показателен пример World of Warcraft. В Китае базируется одно из крупнейших фан-сообществ игры. Но перед публикацией тайтл претерпел некоторые метаморфозы. Политика страны запрещает изображения внутренностей, костей и черепов. А потому многим персонажам WoW пришлось «приодеться» в плоть:

Аналогичным изменениям подвергся дизайн героев из AFK Arena:

AFK Arena
AFK Arena

А зомби из Call of Duty Online и вовсе превратились в киборгов:

CoD в Китае
CoD в Китае

Куда дальше зашли модификации PUBG. Начнем с того, что игры с данным заголовком в Китае не существует. Вместо этого она распространяется под названием Game of Peace. Вместо брызгов крови в геймплей добавили зеленые искры. А умирающий соперник комически машет рукой и растворяется в воздухе.

Как уже было сказано, на этом ограничения не заканчиваются. Министерство культуры Китая выдвигает все более жесткие требования. Распространяются они не только на разработчиков, но и на геймеров. С 2019-го года правительство ввело условный «виртуальный комендантский час». Время, которое геймеры могут провести за игрой, существенно ограничено. Так, подростки младше восемнадцати лет могут сидеть в онлайне не более полутора часов. По выходным на досуг отводится до трех часов. Одновременно с этим с десяти вечера до восьми утра доступ к играм запрещен.

Донатеры также попали под горячую руку. Пользователи от восьми до шестнадцати лет могут тратить на видеоигры всего двести юаней в месяц. Для лиц от шестнадцати до восемнадцати лет эта сумма в два раза больше. В случае нарушения правил пользователи лишаются половины игровой валюты.

Геймеры в Китае
Геймеры в Китае

Чтобы следить за исполнением указаний, предусмотрена система авторизации. Регистрируясь, подростки должны указывать реальное имя и возраст. Данные проходят проверку и сверяются с информацией из государственных источников. Легко догадаться, что система работает не так уж и слаженно. Чтобы обойти блокировку, подросткам достаточно использовать учетные записи родителей.

Ограничения вводятся под эгидой защиты детского здоровья. Так, в 2018-ом году было ограничено число новых тайтлов на рынке. Нововведение обосновывалось тем, что видеоигры якобы приводят к близорукости.

Теперь, чтобы получить лицензию в Китае, разработчики должны:

  • обеспечить игру полной локализацией, включая надписи;
  • учесть соблюдение конституционных и идеологических основ государства;
  • удалить или изменить все материалы, не проходящие цензуру;
  • внедрить систему контроля времени.

Впрочем, сейчас эта информация стала менее актуальна. С 2021-го года Китай и вовсе заморозил выдачу лицензий. С рынка ушло уже четырнадцать тысяч компаний.

Строгие ограничения влияют не только на зарубежных разработчиков. Местные корпорации постоянно находятся под давлением правительства. В таких условиях становится ясно, почему Tencent охотно переименовывает игры и вводит тайм-лимит. Достаточно вспомнить судебные разбирательства корпорации, связанные с Honor of Kings.

Эта онлайн-арена признана одной из самых прибыльный игр в мире. Как признаются Tencent, она приносит почти половину годовой выручки студии. С очевидной регулярностью тайтл попадает под санкции. По мнению органов власти, арена «вызывает зависимость и развращает детей».

Но корпорация умело адаптируется под все более ужесточаемые требования. И дела у нее идут в гору. В основном Tencent занимается скупкой долей крупных студий. Она уже приобрела Riot Games, 1C Entertainment и Tequila Works. Так что корпорация доминирует не только на родине, но и на мировом рынке.

До 2022-го года Steam был единственным просветом в тяжелой завесе цензуры. Но теперь и он подвергся ограничениям. Valve запустили китайский аналог сервиса. Международный вариант работает с сильными перебоями.

Главная страница нового магазина выглядит как обычный Steam. Геймеры могут пролистывать карусели рекомендаций и бестселлеров. Но вскоре становится очевидна разница. Каталог из двух тысяч тайтлов сократился до сотни позиций. Именно столько проектов прошли требования цензуры.

Steam
Steam

На этом различия не заканчиваются. В китайском Steam отсутствует само понятие «сообщества». Геймеры лишены доступа к форуму и доскам сообщений. Это ограничение продвигается цензорами уже давно, с 2019-го года. Уже тогда в международном сервисе ссылки на сообщество для китайцев не работали.

Впрочем, нововведения геймеров не пугают. Не одно поколение местных геймеров столкнулось с ограничениями со стороны власти. И на свежие требования всегда находится своевременный ответ.

Становится ясно, что отношения китайского правительства и видеоигр крайне неоднозначны. Масштабы индустрии как экономического сектора очевидны. Поэтому власть не запрещает видеоигры, но пытается взять огромный мир гейминга под контроль.

Это приводит к необычным послаблениям. Например, в Китае официально зарегистрирована необычная профессия — «игровой компаньон», или пейвань. За установленную плату в Интернете можно найти приятного собеседника и тиммейта. Чаще всего эту роль играют симпатичные девушки.

Специальные объявления размещаются на геймерской площадке Bixin. Большинство выложенных там анкет поддельные. Девушки пользуются фотографиями из открытого доступа. На их работе куда большее значение имеет звонкий, нежный голос. Любопытно, что парни тоже не обошли вакансии стороной. Многие из них обманывают заказчиков, используя программы для искажения голоса. Так им удается притвориться прекрасными дамами. Заработок пейвань-леди составляет около пяти долларов в час.

Bixin находится под прицельным вниманием властей. Недавно руководство форума получило выговор за «подвержение опасности психики несовершеннолетних». Основанием стали множественные жалобы на сексуальные домогательства. После этого на форуме ужесточилась модерация контента. А пейвань больше не могут делиться личной информацией, включая контакты.

Количество игровых компаньонов достигает невиданных размеров. К индустрии привлечено более двух миллионов человек. И это только пейвань из регионов и маленьких городов. В результате власти даже признали занятие официальной профессией. С 2020-го года китайцы могут внести опыт работы тиммейтом в резюме.

Как уже было сказано, власти нередко накладывают ограничения на местные корпорации. Но временами закон все же идет рука об руку с разработчиками. Так произошло и в прошлом году. Полиция арестовала членов команды Cheat Ninja. В течение нескольких лет они продавали читы для PUBG, Fortnite и других игр, издаваемых Tencent.

А уже через полгода сама игровая корпорация помогла задержать других кибермошенников. Группа Chicken Drumstick изготавливала коды для Call of Duty Mobile и Overwatch. Большинство нарушителей ждут существенные штрафы, а некоторых — даже тюремные сроки.

Аналогичные случаи можно найти и в новостных сводках более ранних лет. Так что государство не упускает лишней возможности оштрафовать разработчиков. Но когда дело касается ущерба китайскому заработку, оно тут же берется за меч правосудия.

Компьютерный клуб в Китае
Компьютерный клуб в Китае

Гейм-индустрия Китая представляет собой достаточно странный симбиоз. Огромные выручки уживаются с жесткой цензурой. А множественные ограничения не мешают распространяться повальной игровой зависимости. Пользователи находят все больше обходных путей, чтобы наслаждаться любимым хобби. А государство монетизирует увлечение, поддерживая киберспорт и утверждая новые профессии.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!