«Моё имя ФКС России вымывает из истории киберспорта на протяжении 7 лет». Интервью с Александром Горбаченко

Александр Горбаченко, бывший президент Федерации компьютерного спорта России, при котором киберспорт был официально признан спортом в июне 2016 года после того, как киберспорт был исключен из российского реестра официальных видов спорта в 2006 году, дал большое интервью специально для Cybersport.Metaratings.ru.

Сейчас Александр Горбаченко, помимо развития проекта Межконтинентальная киберспортивная лига, занимается консультированием в области компьютерного спорта заинтересованных структур, поддерживает несколько проектов в области компьютерного спорта, претендующих на грантовую поддержку, готовит несколько проектов в области виртуальной авиации. Сотрудничает с общественными организациями и научным сообществом в области киберспорта.

Фотография Александра Горбаченко
Александр Горбаченко

— Как думаете, в какую сторону мы движемся после 2022 года и в каком направлении нам стоит держать курс?

– Мы можем направиться, куда хотим, мне достаточно тяжело прогнозировать, куда будет разворачиваться действующее руководство Федерации Компьютерного спорта России. По последним новостям, как я видел, Федерацию компьютерного спорта России исключили из Европейской Федерации киберспорта. Не просто отстранили, а исключили. Декларируется много чего, но конкретных планов я не вижу, они никак не озвучиваются, непонятно, как на это все реагировать. Я бы сформировал здесь, в России, центр международного киберспорта, приглашал сюда коллег, друзей из всех стран.

В индустрии киберспорта в России не хватает: конкуренции, альтернатив, коммерческая деятельность затухла, общественных объединений нет, экспертные площадки не создаются. Мы все почему-то очень надеемся на ФКС России, а это ошибка. Достаточное число профессионалов отрасли не готово и не планирует сотрудничество с этой организацией, как и в обратную сторону. Моё имя руководство ФКС России вымывает из истории киберспорта на протяжении последних 7 лет, присвоив себе все мои достижения.

Я уверен, что у российского киберспорта возможно большое будущее, но для этого необходимо созидать, а не сидеть на формализме и чужими достижениями закрывать строку развития.

Я добивался признания вида спорта в первую очередь для того, чтобы данный вид деятельности и впоследствии данная индустрия принесли бы пользу обществу в пределах государства и логично далее к успехам на Мировой арене. Имеем, что имеем.

Президенту страны рассказывают об успехе российского киберспорта, в момент, когда коммерческий проект побеждает на коммерческом турнире. Мне видится в этом что-то от потёмкинских деревень.

Как вы оцениваете нынешнее развитие киберспорта?

– Давайте посмотрим на все это отрешённым взглядом: VP выигрывает, Spirit выигрывает, Tundra выигрывает… Это коммерческие проекты, ничего не имеющие общего с системой спорта в России. Спорт – это система, система подготовки, когда человек приобретает какие-то определенные навыки, идет по какой-то траектории, достигает каких-то результатов, способен эти результаты достичь, может приложить свои компетенции не только как спортсмен, но в разных сферах – вот это я понимаю, мы строим систему киберспорта.

А когда Team Spirit выиграла, руководитель ФКС приходит в министерство и говорит: «Посмотрите, российская команда выиграла в Чемпионате Мира 18 миллионов долларов», все похлопали в ладоши и сказали: «Ой, как здорово, у нас развивается киберспорт». Где он развивается? На выставках он развивается? Это не развитие киберспорта как спорта.

Что можно сделать для развития киберспорта? Возможно, нам нужно прийти к какой-то системе?

– Вот как мне видится, мы должны прийти к единой системе верификации команд, клубов и так далее. Я считаю, что мы должны перейти к клубной системе соревнований, для этого должны развиваться сами клубы: они могут быть региональными, в рамках учебных заведений, трудовых коллективов… Условное физкультурно-спортивное общество может открыть внутри себя спортивный клуб по киберспорту. Важно только дальше понять, где и в какой системе все эти клубы будут играть. Намёки на «систему» не сформулированы до сих пор. Что такое Чемпионат России на сегодняшний день? Туда может заявиться кто хочет. Любой человек приходит на региональный чемпионат и может его выиграть, ему тут же постараются сделать третий разряд, чтобы отправить его на чемпионат россии. А могут пообещать и не сделать.

Поэтому системы нет, нет системы – нет спортсменов, нет спортсменов – нет команд, нет команд – нет спортивных клубов, нет спортивных клубов – нет рабочих мест для специалистов, которые могли бы эти клубы и спортсменов развивать. И мы приходим к тому, что совершенно справедлив тезис, что мы находимся в «точке 0». То есть в 2016 году все случилось, и с тех пор ничего не происходит. Отдельные события силами энтузиастов из регионов, не в счет, в данном случае. Им респект, я многих знаю лично и понимаю их мотивацию.

Александр Горбаченко
Александр Горбаченко

Нужны ли нам ограничения тренировок для киберспортсменов и стоит ли ограничивать время в компьютерных играх?

– Любые ограничения могут быть. Можно подглядеть у соседних стран. Но я считаю, что нужно действовать более разумно – нужны научные исследования. Без них мы не можем объяснить родителям и детям, почему мы принимаем решения в части ограничения продолжительности игровой сессии. Про ограничения у нас декларируют те, кто ничего не понимает в науке. Люди чисто эмоционально делают такие предложения, не беря на себя никакой ответственности. Поэтому сначала надо делать исследования, а потом уже…

Выросло не одно поколение, которое, возможно, потратило больше времени в компьютерных играх, чем можно было, но у них развились новые компетенции, которые позволяют им быть более успешными во взрослой жизни. А вот всё, что касается текущего момента, всё должно быть обосновано. Если кто-то говорит мне, что он эффективно играет 15 часов, я уверен, что эффективно он играет 5 часов, а остальное время – деградирует. А если у человека 15-ти часовой тренировочной процесс, то это за гранью, я бы посмотрел, насколько такого спортсмена хватит. Я бы такого, может, в команду и не взял. Должны быть разумные балансы. Гейминг – это уже зона ответственности семьи, а если геймер – взрослый человек, то кто на него способен повлиять, если его нигде не научили тайм-менеджменту? Нужна ликвидация цифровой безграмотности. И у меня сейчас очень большие надежды на ту науку, которую делают студенты высших учебных заведений, выбравшие направление киберспорта.

Как повлияли санкции на киберспорт? Возможно, завтра нам закроют доступ к CS:GO…

– А что поменялось? Мы что, в Counter-Strike играть не можем? Перестал ли Counter-Strike быть самой соревновательной игрой? Наверное, нет. Нам что-то не дает играть в доту или лигу легенд? Тоже можем играть. Мы можем продолжать играть и проводить турниры по любым играм, игры – это всего лишь инструмент, их не надо связывать с политикой.

В не таком далеком 2011 году, в Чемпионате по «Танкам» только в России в отборочных приняли участие 55 тысяч человек, в том формате, в котором это было тогда организовано. Я являюсь организатором и первого и второго чемпионатов мира по World of Tanks. Заслуживают ли эти 55 тысяч человек того, чтобы проводить для них соревновательные мероприятия? На мой взгляд, безусловно.

Как Вы относитесь к тому, что некоторые организации выступают под белым флагом?

– Virtus.рro – коммерческая организация, она сама решает свои проблемы. Хотят – участвуют под белым флагом, не хотят – не участвуют. Они бы, может быть, с удовольствием не участвовали под белым флагом, если бы им было, где играть внутри страны, и из страны никуда бы не уехали. Вы можете себе представить, что футбольный клуб «Спартак» собирает манатки, переезжает в Ереван и говорит: «Всё, мы теперь – армянская организация». А в киберспорте – такое возможно. «Спартак» – часть системы спорта, у него есть свои детско-юношеские школы, они занимаются подготовкой кадров, работает большое количество людей. А компьютерный спорт России – никак не взаимодействует с коммерческими структурами (клубами), которые созданы с целью извлечения прибыли. Рядовые, разовые акции, вроде участия Virtus.pro в Чемпионате или Кубке России, точно не помню, чтобы сделать парням разряды и звания не в счет. И Клуб в этом не виноват, Клуб я люблю давно и искренне, функционеры «развлекаются».

Совершенно справедливо, когда люди говорят: «А нам выгоднее взять и переехать в другую страну, порт-приписки поменять или географию поменять». К ним у меня вопросов нет, на них государство ничего не потратило, поэтому они могут играть под любым флагом. Мы не имеем права предъявлять им претензии. А вот когда речь идет о сборной России, которая под флагом России должна выступать, а она почему-то соглашается выступать под нейтральным флагом… Вот это у меня вызывает множество вопросов. С момента признания компьютерного спорта официальным, руководство ФКС России ничего очевидного для системы и развития клубного формата не сделало. Возможно, спустя 7 лет созданная российская киберспортивная лига сможет что-то изменить.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!