Тренд на состав из шести человек скоро сойдет на нет — во всем виноваты правила VALVE и не только

Тренд на состав из шести человек скоро сойдет на нет — во всем виноваты правила VALVE и не только

В прошлом году CS:GO мир — точнее, его небольшую часть — захватила одна модная тенденция: состав из шести человек. Первооткрывателями такой модели стали Astralis, подключив Лукаса Bubzkji Андерсена к игре на некоторых картах, затем его стали использовать исключительно на Nuke. Своим примером они заразили другие топовые организации. Vitality провернули трансфер Набиля Nivera Бенрлитома, c которым показывали достойные результаты. Именно французы доказали состоятельность и эффективность необычного новшества. Чуть позже СНГ-организация Natus Vincere решила протестировать игрока академии в деле на карте Inferno. Валерий B1t Ваховский занял место Егора flamie Васильева.

Непродолжительное время G2 также экспериментировали с количеством человек в команде. Франсуа AmanEK Делоне и Одрик JaCkz Джаг поочередно сменяли друг друга, но вскоре французский коллектив вернулся к классической вариации состава. FURIA подписала 20-летнего Лукаса honda Кано, но, кажется, исключительно на перспективу. В Team Spirit нововведения тоже не оставили без внимания: Артем iDISBALANCE Егоров покинул организацию, на его место пришел Абдул degster Гасанов, а вместе с ним — Роберт Patsi Исянов.

Основное преимущество такого решения — возможность дать отдохнуть одному из членов состава и разнообразить и улучшить игру. Такой подход позволяет более точечно подготовить определенные карты и производить замены в случае возникновения форс-мажоров.

Если Astralis и NAVI использовали запасного только на одной карте, то Vitality в полной мере продемонстрировали работоспособность схемы расширенного ростера. Костяк команды — Матье ZywOo Эрбо, Дэн apEX Мадэсклер, Седрик RpK Гойпуэ — выступал без замен, а Кевин misutaaa Рабье, Ришар shox Папильон и Nivera вступали в бой в зависимости от карты. А когда apEX решил взять небольшой перерыв в игре из-за личных проблем, коллективу не пришлось искать временную замену.

В СНГ пошли дальше всех. Spirit после подписания degster и Patsi на первом же для себя турнире в обновленном сочетании перепробовали пять различных вариаций состава. Доходило до того, что иногда в качестве зрителя на матч приходил IGL команды — Леонид chopper Вишняков.

Продолжим разговор про Team Spirit. На том турнире — это был DreamHack Masters Winter Europe 2020 — «драконы» одержали победу. Вот только Patsi сыграл всего пять карт, проявил себя не очень удачно и с тех пор на сервере не появлялся. Последующий IEM Katowice 2021, на котором Николай mir Битюкой и компания дошли до полуфинала, Роберт также пропустил.

Теперь руководству Team Spirit предстоит решить одну непростую задачу: что делать с Patsi. Команда, кажется, находится в отличной форме, а услуги шестого игрока им, судя по результатам, не так уж и нужны. Конечно, у всех случаются спады. И вариант развития событий, в котором кто-то из членов основного состава потеряет мотивацию или просто станет показывать не лучший перформанс — возможен. В таком случае на помощь как раз таки и придет 17-летний Patsi. Но сколько ему придется прождать в ожидании шанса — неизвестно. А бесперспективное пребывание на скамейке запасных — ведь если команда не играет с Робертом официальные матчи, то, скорее всего, в тренировках он участия также не принимает — в течение нескольких месяцев явно не то, чего хочет молодой и амбициозный киберспортсмен.

Ситуация Spirit вообще довольно показательна — организация подписала новичков, чтобы построить с ними уникальный проект, основанный на трендах современного мира CS:GO, а успеха в итоге добилась, используя традиционную схему.

Astralis уже два чемпионата кряду не используют Bubzkji на Nuke. А за семь месяцев в расположении датчан Лукас был задействован только в десяти матчах. Недавно он опроверг слухи о возможном уходе из команды и даже заявил, что теперь будет играть на нескольких картах. Правда, на днях Андерсен удалил твит , в котором заверял, что продолжит защищать цвета Astralis.

В любом случае можно с уверенностью сказать, что эксперимент «Bubzkji» себя не оправдал и в какой-то степени даже провалился. А будущее датчанина в команде остается под большим вопросом.

За NAVI B1t сыграл 11 раз — все на Inferno. Шесть из них закончились неудачей, а его средний рейтинг составил всего 0.96. Не впечатляющая статистика. Тем не менее, кейс «рожденных побеждать» чуть ли не самый успешный. Об это поговорим чуть позже.

Остались ребята из Team Vitality. Именно им удачливее всех удалось вписать в состав шестого игрока. С Nivera французы выиграли два престижных турнира прошлой осенью. С наступлением 2021-го Набил сильно сдал, впрочем, это связано с общим спадом команды и ситуацией вокруг временного ухода капитана.

Вынося Vitality за скобки (к ним еще вернемся), можно предположить, что составы с шестью людьми в обойме не нужны/не работают. Почему? Все просто. Достаточно снова обратиться к немногочисленным примерам. Astralis не получили никаких дивидендов от вовлечения в игру Bubzkji и, как итог, отказались от этой затеи. Spirit победили на турнире и дошли до полуфинала IEM Katowice 2021, так и не воспользовавшись опцией в виде добавления экстра-игрока. NAVI так и не стали лучшей командой мира на Inferno, хотя прогресс Валерия все-таки стоит признать. Остальные клубы, в том числе и богатые, не спешат раскошеливаться на покупку запасных.

Когда Vitality победили на IEM Beijing-Haidian 2020 и, по сути, впервые продемонстрировали, что ростер из шести человек может делать разницу, все остальные почувствовали в этом некое преимущество, своего рода дисбаланс. И по-своему были правы. Но по прошествии небольшого промежутка времени мы видим, что турниры все также выигрываются стандартной «пятеркой» и теми, кто практикуется и повышает свои навыки день и ночь. Наличие дополнительного игрока не дает никаких гарантий, с ним тоже нужно работать. А, возможно, куда проще наладить тренировочный процесс и создать благоприятный климат в классическом коллективе.

Плюс ко всему не стоит забывать про личные амбиции. Запасной априори получает меньше игрового времени даже в том случае, если его помощь требуется на нескольких картах. Со временем такая роль может надоесть, человеку захочется чего-то большего. Придется искать компромиссы. Да и организациям, пусть и не бедным, попросту невыгодно содержать шестерых. Особенно, если это не приносит никакого результата.

NAVI и B1t — немного другая история. Изначально Валерий — выходец из NAVI Junior. Соответственно, его не пришлось выкупать за большие деньги, он уже был в системе. Выступая за основной состав, Ваховский так или иначе повышает свою трансферную стоимость, что потенциально может помочь заработать его организации в будущем. Поэтому, вероятно, единственный верный на данный момент вариант развития с подключением шестого — выращивание юных талантов, на которых не придется много тратиться, а в случае провала — всегда можно найти другого, тысячи других.

Ну а как же Vitality и их первые места? Да, они действительно добились результата, используя Nivera на слоте шестого игрока. Но вот сейчас, например, они на спаде. И, получается, что количество людей в команде не спасает от подобных ситуаций. А заменить каждого, кто перегорит или устанет, банально невозможно. В связи с этим смысл и эффективность новой концепции остаются под вопросом. Основная задача любой команды — расти и побеждать на чемпионатах. Очевидно, что это можно делать впятером, используя грамотный подход. Так и зачем тогда брать еще одного, если главная проблема чаще всего именно в подходе и дисциплине. А усталость и ментальное здоровье, к которому в последнее время повышенное внимание, конечное, вещи важные. Но, опять же, чтобы у каждого игрока была подстраховка, нужно иметь состав из семи, восьми, девяти человек. Понятно, что это утопично.

О компании VALVE ходит множество мнений. Но главное, что надо знать о разработчике CS:GO — он не изменяет своих решений.

В далеком 2015-м VALVE навсегда забанила состав iBUYPOWER (всех, кроме Skadoodle) за участие в подставных матчах. Годом позже, когда тренеры стали вносить больше импакта в игру, чем прежде, VALVE запретила наставникам использовать микрофон во время раундов. Решение было мотивировано тем, что CS:GO исторически — игра 5 на 5, и ее необходимо сохранить в таком, первозданном виде. Совсем недавно VALVE забанила тренеров за использование бага, девять из них были пожизненно отстранены от участия на мейджоре. Ни одно из этих решений не было и, скорее всего, не будет отменено.

В конце января компания разработчика выпустила обновление, в котором, помимо всего прочего, было разрешено привлекать к матчам шестого игрока во время RMR-турниров. С одной лишь поправкой, что за каждую замену будет сниматься 20% очков. А 20% это очень много. Вряд ли кто-то пойдет на такой риск, когда на кону стоит путевка на мейджор.

Ограничения VALVE, финансовые риски, личные амбиции, отсутствие гарантии на успех, примеры побед с пятью игроками в составе: все это может перечеркнуть и свести к нулю попытки организаций построить команду, состоящую из шестерых и более человек. Вариант, при котором люди будут приходить из академии, кажется актуальным и наиболее реалистичным в обозримом будущем.

Однако все может быть и, возможно, мода перестанет быть модой, а будет обыденностью уже в ближайшие годы. Для этого, наверное, должно совпасть много факторов.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!