Как Китай становится экзотической столицей Counter-Strike?

12 ноября 2023 года турнирный оператор Perfect World анонсировал проведение второго мейджора по CS2 в китайском Шанхае. Большой Counter-Strike возвращается в «Поднебесную» почти ежегодно, не считая эпохи коронавируса. Такая тенденция указывает на интерес местной аудитории к самому популярному шутеру в мире, и перспективы CS2 в Китае с учётом этого выглядят внушительно. Cybersport.Metaratings.ru рассказывает о ближайшем конкуренте Саудовской Аравии в борьбе за звание главной экзотической столицы Counter-Strike.

Дэнни zonic Соренсен в молодости
Дэнни zonic Соренсен в молодости

Китай оказался последней крупной азиатской страной, куда добрались лучшие команды мира в первой версии Counter-Strike. Дебютным ивентом для «Поднебесной» стал WEG Masters 2006 с призовым фондом в 110 тысяч долларов: четвёртый в истории по крупности на тот момент. «Благодаря» информационной обстановке в Китае, которая в 2006 году была ещё более закрытая, чем сегодня, фотографий и записей того турнира не осталось, и на руках мы имеем лишь результаты матчей. Однако живая публика в Ханчжоу увидела чудо: единственная местная команда завоевала трофей в борьбе с лучшими коллективами мира, уступив за пять Bo3-серий лишь одну карту. На WEG Masters 2006 участвовали и россияне, представлявшие Virtus.pro: нынешним тренерам Aurora и Cloud9 Дмитрию hooch Богданову и Ивану F_1N Кочугову покорились 2 тысячи долларов и победа над молодым Дэнни zonic Соренсеном.

Увы, больше местные команды не радовали публику, побеждая на топ-турнирах по CS 1.6, но турнирным операторам понравилась активность публики и сотрудничество с площадками. Вплоть до выхода CS:GO лучшие команды мира приезжали в Китай ежегодно: zonic заработал 30 тысяч долларов в том же Ханчжоу, Виктору TaZ Войтасу покорился ивент в Чэнду, а fnatic с Ричардом Xizt Ландстрёмом подняла трофей в Гуанжчоу на закате эпохи CS 1.6.

Топ-турниры по старой Counter-Strike, где призовой фонд едва достигал 100 тысяч долларов, с огромным размахом проводились в Китае, где местные спонсоры не жалели денег для игроков с мировым именем. Не удивляйтесь, если в современных шоу-матчах в Китае так охотно участвуют завершившие карьеру легенды: их хорошо помнит местная многотысячная публика, видевшая успехи того же Финна karrigan Андерсена в молодости.

Worlds 2014 по League of Legends – один из крупнейших MOBA-турниров в Восточной Азии

На рубеже десятилетий Китай поразила «болезнь MOBA», но всеобщая любовь к новому киберспортивному жанру стала не единственной причиной спада популярности Counter-Strike. Турнирные операторы видели любовь публики к Dota 2 и League of Legends, стараясь привозить в «Поднебесную» лучшие команды именно по этим дисциплинам. Одновременно сменилась целая эпоха и в шутере от Valve: сама про-сцена очень неохотно переходила на Global Offensive, из-за чего до 2013 года операторы и игроки боролись на одной из сторон. Никто не гарантировал, что местной публике будет интересен турнир по сырому шутеру, в который перешли далеко не все топовые профессионалы.

Согласно порталу Liquipedia, первым турниром уровня S-Tier в Китае с 2011 года стал WESG 2016 – «киберспортивный чемпионат мира» от местных бизнесменов, с треском провалившийся спустя 4 года. Странная система проведения, разрешающая только национальные команды из не самых сильных киберспортсменов каждой страны, была не единственной проблемой ивента. До сих пор в СМИ всплывает информация о долгах организаторов перед игроками, которые всё ещё ждут часть крупного призового фонда почти семилетней давности.

Natus Vincere – чемпион StarSeries & i-League Season 7
Natus Vincere – чемпион StarSeries & i-League Season 7

Если не считать WESG, лучшие команды мира посетили Китай лишь в 2019 году, когда Natus Vincere стала чемпионом StarSeries в Шанхае. Это был последний топ-трофей для легендарного Данилы Zeus Тесленко, заработавшего 250 тысяч долларов на закате карьеры. StarSeries i-League 7 продемонстрировал крупнейшим операторам, что Китай и спустя 8 лет может собирать аншлаги, а местной публике хорошо известны нынешние легенды про-сцены.

В конце 2019 IEM заключил долгожданное для китайской публики партнёрство с площадками «Поднебесной», что гарантировало стране ежегодное выступление топовых команд. С огромным успехом европейский оператор дебютировал в том же году, проведя столичный IEM Beijing 2019 на 250 тысяч долларов. Так зрители впервые вживую увидели лучший ростер в истории Astralis, продолживший свою эру на глазах более 4 тысяч зрителей. В Пекине «красные звёзды» выиграли один из последних LAN-турниров перед окончанием гегемонии и началом эпидемии COVID-19.

За выпуск и поддержку Counter-Strike в Китае ответственна компания Perfect World. Из рук её разработчиков вышла известная «цензурная» версия игры без крови и с изменёнными названиями сторон, в которую играют миллионы китайских геймеров. Как и в играх от Riot Games, местный дистрибьютор поддерживает закрытые сервера, благодаря которым вы вряд ли встретите в матчмейкинге игроков из «Поднебесной».

Логотип компании Perfect World
Логотип компании Perfect World

С 2019 года Perfect World раширилась, использовав опыт проведения турниров по мобильным играм в Counter-Strike. Так зародился CS Asia Championships: первая серия уровня S-Tier от китайских организаторов, уже трижды собравшая лучшие коллективы мира для местной аудитории. CAC 2024 – один из первых LAN-турниров, продемонстрировавший миру и китайской публике свежую CS2. Так Perfect World за пару лет монополизировала не только локальную сцену, проводя азиатские отборочные к мейджорам и регулярные турниры, но и стала поставщиком профессионального Counter-Strike на ежегодной основе. Последний CS Asia Championships подарил не только полумиллионный призовой фонд для участников, но и выступления FaZe, ENCE, MOUZ и Astralis для 16-тысячной публики.

В Китае на 5 стриминговых сервисах более 500 тысяч человек только поставили «сердечки» под трансляцией финала между FaZe и MOUZ: представьте, сколько ещё зрителей «молча» следили за игрой. По слухам, на пике это число достигало двух миллионов. Численность аудитории – главный фактор, по которому Китай на несколько шагов опережает другого потенциального киберспортивного гиганта в лице Саудовской Аравии. Сколько бы денег не тратили операторы на местные турниры, суммарно зрители во всех арабских странах вряд ли будут конкурировать со зрителями из Китая.

Официальный баннер Perfect World Shanghai Major 2024
Официальный баннер Perfect World Shanghai Major 2024

Осенью 2024 года Perfect World объеденится с другим киберспортивным гигантом в лице PGL, чтобы организовать первый в истории мейджор по Counter-Strike в Китае. Призовой фонд станет одним из самых больших, составив 1 миллион 250 тысяч долларов. Пока неизвестно, в какой точке Шанхая пройдёт финальная часть турнира, но название города обещает целую россыпь арен, гарантирующих аншлаги минимум в 15 тысяч человек. Сам мейджор, если судить по календарю, станет одним из последних турниров года наряду с BLAST World Final 2024, а также первым декабрьским мейджором за 10-летнюю историю Counter-Strike.

Но местная сцена богата не только плодами работы Perfect World. Благодаря партнёрству с IEM в Китай приезжают и команды-партнёры ESL, причём тенденция может стать ежегодной. Так, весной этого года Чэнду примет турнир уровня S-Tier – IEM Chengdu 2024, инвайты на который уже получили Astralis, G2, Heroic, MOUZ и FURIA. Игры пройдут в период с 8 по 14 апреля на арене Wuliangye Chengdu Performing Arts Centre. Всего на турнире будут присутствовать 16 коллективов, которые сразятся за 250 тысяч долларов.

В конкуренции растёт качество контента для зрителя – такой постулат обещает сделать предстоящий сезон переломным для про-сцены в Counter–Strike. Благодаря росту активности арабских и китайских бизнесменов и их борьбе за свою аудиторию в календаре появляется всё больше интересных турниров, привносящих в привычную жизнь про-сцены прорывные нововведения.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!