Новый 2022 год наступит совсем скоро, так что сейчас самое время подвести итоги прошедших 12 месяцев. За это время в мире киберспорта произошло много всего интересного. Это касается и дисциплины Dota 2. За прошедший год в данной игре были как очень яркие и запоминающиеся моменты, так и события, вызывающие недоумение, разочарование и даже ненависть. Мы решили вспомнить самые громкие из них. Главные фейлы и провалы 2022 года в Dota 2 – в материале Cybersport.Metaratings.ru.
Crystallis умер от кобольда
Начинать новогодний топ с откровенной грязи не хочется, поэтому давайте сначала поговорим о фейлах, которые можно назвать забавными. Один из них связан с игровым моментом в Dota 2. В матче Polaris – Team Secret керри европейской команды Ремко Crystallis Аретс играл на Morphling. В один момент он перекачался максимально в ловкость (до 1 хп), чтобы отхилиться, и в это же время использовал «лопату», из которой вылез кобольд. Он сделал ровно один удар по Morphling и убил его. Когда Crystallis понял, что произошло, то схватился за голову (это видно на вебке), а вражеская команда начала типать игрока. Получился крайне забавный момент, над которым можно от души посмеяться.
Ana начал продавать шмотки
Еще один крайне забавный эпизод произошел в рамках PGL Arlington Major 2022. На этому турнире в качестве стендина выступал легендарный игрок – Анатан ana Фам, он играл за Royal Never Give Up и показывал крайне плохую игру. Однако ни один из его фейлов не сравнится с тем, что он сделал в матче против Virtus.pro. Анатан, играя на керри (Terrorblade), на сорок пятой минуте случайно продал Monkey King Bar. Победить без этого предмета было невозможно, поэтому ana вновь купил его и сделал вид, что ничего не произошло. Из-за этого мува игрок потерял несколько тысяч золота, и в итоге Royal Never Give Up потерпела поражения. Такого в Dota 2 еще не было, по крайней мере, на тир-1 турнире.
Самое удивительное в этом то, что Анатан также случайно продал айтем во время квалификации «последнего шанса» на The International 11 (тогда он уже играл за T1). В этот раз жертвой ana стал Satanic. Игрок перекладывал в рюкзаке Satanic и Clarity и, вероятно, мисскликнув, продал дорогостоящий предмет. Тот факт, что сразу после этого киберспортсмен вновь купил Satanic, свидетельствует об ошибке ana. Несмотря на этот эпизод, T1 все равно выиграла карту.
Проблемы с Dota TV
Все мы знаем, что Valve наплевательски относится к своим играм и может месяцами не фиксить самые обычные баги или ошибки. Один из таких случаев произошел в этом году. Разработчики добавили в Dota TV функцию, благодаря которой можно делать клипы (об этом их никто не просил), после чего платформа перестала корректно работать. Это помешало комьюнити-кастерам и обычным зрителям следить за PGL Arlington Major 2022 из клиента Dota 2.
Впервые проблемы с DotaTV начались 9 июня — после добавления в игру патча 7.31d. Тогда при попытке открыть матчи ни одна из активных игр не загружалась. Данная проблема наблюдалась несколько месяцев. Даже на The International 11 проблемы с DotaTV иногда всплывали. Это является провалом, потому что хороший разработчик мог исправить данный баг за пару дней (а то и часов), но Valve, как всегда, решила растянуть удовольствие и потратить на фикс несколько месяцев.
Провал Nigma Galaxy
В 2022 году многие команды по Dota 2 показали довольно слабый результат, но больше всего провалилась Nigma Galaxy. Во время сезона европейская команда вылетела из первого дивизиона, чего вообще никто не мог ожидать. После этого в состав пришел Саид SumaiL Самаил Хассан, но на результатах это никак не отразилось. Nigma Galaxy проиграла на европейских отборочных к The International 2022 и даже не смогла пробиться в топ-3, оставшись без квалификации «последнего шанса». Легендарный состав вновь не смог отобраться на главный турнир года. В прошлом сезоне ситуация была аналогичной. Со времен The International 2019, когда Nigma Galaxy стала вице-чемпионом, результаты команды становятся все хуже.
В этом году команда достигла самого дна, но даже так решила не всплывать, ведь состав Nigma Galaxy почти не поменялся. Перерыв от Dota 2 взял Амер Miracle- аль-Баркави, а его место занял Аммар ATF Ассаф. Остальная четверка осталась в прежнем составе. Каждый из игроков Nigma Galaxy является великим, но показывать сильную игру они уже не способны, по крайней мере, вместе. Но вместо того, чтобы разойтись и вновь начать играть на высоком уровне, парни продолжают держаться друг за друга, что является большой ошибкой. Результаты это подтверждают. Команду Nigma Galaxy можно назвать самой разочаровавшей в 2022 году.
Низкий призовой фонд The International 11
На протяжении 10 лет Valve хвасталась тем, что проводит самые дорогие киберспортивные турниры. Речь, конечно же, идет про чемпионаты серии The International. Каждый год их призовой фонд становился все больше: в прошлом году он достиг 40 миллионов долларов. По меркам киберспорта это огромная сумма. При этом игроки и зрители неоднократно просили компанию уменьшить призовой фонд TI, а сэкономленные деньги направить на финансирование мейджоров, DPC-лиг и других турниров.
В 2022 году призовой фонд The International составил 18,9 миллионов долларов. То есть он уменьшился более чем в два раза. Главным образом это связано с тем, что Valve слишком поздно выпустила Battle Pass и сделала его наполнение довольно скудным. При этом ни мейджоры, ни DPC-лиги не получили дополнительного финансирования. То есть призовой фонд The International стал в два раза меньше, вот только на кибеспортивную сцену Dota 2 это никак не повлияло. В чем тогда был смысл сокращения призового фонда? Получается, это был не осознанные шаг, а обычный фейл, которых у Valve огромное множество.
Отмена первого мейджор
В рамках Dota Pro Circuit 2021/2022 должно было пройти три мейджора: зимний, весенний и летний. Однако их было только два. Слухи об отмене первого турнира стали ходить еще в декабре 2021 года – за два месяца до предполагаемой даты его проведения. По информации разных стримеров, Valve не смогла найти турнирного оператора, который согласится провести чемпионат в офлайн-формате. При этом компания ничего не говорила по этому поводу и просто отмалчивалась.
Компания тянула до последнего, а затем отменила мейджор, сославшись на коронавирус. Хотя если бы она заключила контракт с подрядчиком на проведения мейджора заранее, а не в последний момент, то все было бы готово вовремя, и не пришлось бы отменять турнир. Более того, к тому момент весь мир научился проводить крупные международные соревнования в условиях пандемии и ограничений, но только не Valve. Компании было намного проще просто отменить мейджор, чем немного напрячься и попытаться провести его «вопреки».
Справедливости ради стоит отметить, что после этого инцидента Valve принесла официальные извинения перед сообществом Dota 2 и пообещала улучшить свою работу, чтобы в будущем таких прецедентов не происходило. Однако по большому счету после этого заявления ничего не изменилось.
Ужасная арена на The International 11
В этом году плей-офф The International 11 проходил в две стадии: первая длилась четыре дня, а вторая – два. Организаторы в лице PGL решили не заморачиваться по поводу первой стадии. Она проходила на очень маленькой арене в относительно небольшом помещении. Из-за неудобного расположения зрительских мест, люди не видели трети экрана, на котором шел матч. К тому же у главного турнира года не было церемонии открытия, а с места проведения выходило крайне мало контента: в несколько раз меньше, чем во время TI9. Очевидно, это не лучшим образом отразилось на количестве зрителей, и новых рекордов турнир поставить не смог.
Игроки также были не очень довольны, так как на сцене отсутствовали кабинки со звукоизоляцией. Из-за этого прямо во время матчей они слышали комментаторов и реагировали на вражеские ганги и смоки. А игроки Team Aster жаловались, что им дали использованные беруши. В общем, косяков и фейлов на The International 11 было предостаточно, что не могло не расстроить обычных зрителей.
При этом вторая стадия плей-офф The International 11 была организована уже совсем на другом уровне. Именно в этот момент начался главный турнир года. Жаль, что он длился только два дня, а большая часть турнира проходила совсем не в праздничной атмосфере, да еще и с неприятными фейлами.
Mind Games не смогла доехать до мейджора
Весенний DPC-сезон в СНГ проходил в сжатом формате – всего за неделю. По большому счету, это был обычный турнир, на котором разыгрывалось три квоты на мейджор. В нем участвовало восемь команд. Из-за дисквалификации Virtus.pro вся сетка была сломана. Mind Games, проигравшая «медведям» со счетом 0:2, прошла в финал винеров и претендовала на первую квоту. Команда проиграла и следующий матч играла за вторую квоту. Опять проиграла и играла матч за третью квоту, в котором, наконец, одержала верх. Другими словами, из-за странного решения турнирного оператора у Mind Games было три шанса выйти на мейджор, хотя до этого команда выиграла только одну серию. Грубо говоря, коллективу очень повезло, что ее соперником была Virtus.pro, получившая техническое поражение. Это и обеспечило Mind Games слот на международный турнир.
Отобраться на мейджор – это одно, а долететь до него – совсем. После того как Mind Games получила слот на мейджоре, неожиданно выяснилось, что у кери команды Тимура Dinozavrik Маврина нет не только визы для полета в Швецию, но и обычного загранпаспорта. Проблемы с визами были и у других игроков состава, поэтому их начали оперативно решать, но из этого ничего не вышло.
Mind Games до последнего пыталась попасть в Швецию. Однако три игрока в итоге так и не смогли получить визы, чтобы вовремя прилететь на турнир в Стокгольм. Из-за этого турнирный оператор дал Mind Games технические поражения во всех матчах группового этапа и дисквалифицировал команду с турнира. Что мы имеем в итоге: Mind Games чудом прошла на мейджор, но не смогла на него приехать из-за проблем с визами и отсутствия загранпаспорта у одного игрока (хотя это было обязательное условие Valve для участия в отборочных). Это ли не провал?
СНГ на The International 11
В прошлом году команды из СНГ смогли порадовать болельщиков. Virtus.pro заняла на главном турнире года 5-6 место, а Team Spirit и вовсе стала чемпионом The International 11. В тот момент наш регион был сильнейшим в мире, а в 2022 году неожиданно для всех стал слабейшим.
В СНГ было только четыре команды, которые на что-то претендовали, но все они провалились. Virtus.pro и Natus Vincere не смогли даже отобраться на главный турнир года, вылетев из квалификации «последнего шанса». BetBoom Team по ходу сезона играла неплохо, но на The International полностью провалилась. Команда даже не смогла выйти из группы, заняв на турнире последнее место. В тот момент надежда была только на Team Spirit, но и этот коллектив не смог ничего показать. «Драконы» смогли выйти только в нижнюю сетку, где в первом же матче проиграли BOOM Esports. Получается, в этом году на TI команды из СНГ заняла последнее и предпоследнее место. Это худший результат нашего региона за все время существования турниров серии The International.
Неправильный подсчет DPC-очков Virtus.pro
Главным фейлом 2022 года в Dota 2 смело можно назвать неправильный подсчет DPC-очков, которые заработала Virtus.pro. Ситуация была следующей: уже определились 11 команд, получившие прямой инвайт на TI 11, а за последний слот боролись только Virtus.pro (1020,055 DPC-очка, некруглым число получилось из-за замен) и Fnatic (1020 DPC-очков). Команда из Юго-Восточной Азии проиграла beastcoast в рамках PGL Arlington Major 2022 и выбыла из этой гонки. Virtus.pro на радостях также проиграла beastcoast, но этот матч уже ни на что не влиял, так как у «медведей» было преимущество по очкам, и они гарантировали себе слот на The International 2022 (так казалось в тот момент).
Когда PGL Arlington Major 2022 завершился, многие обратили внимание, что на официальном сайте Dota 2 Virtus.pro имеет не 1020,055 DPC-очка, а 1019, то есть на один балл меньше, чем Fnatic. При этом на Liqupedia и других неофициальных сайтах количество баллов было прежним. В итоге было непонятно, кому верить и кто допустил ошибку в подсчетах.
Казалось, что это очередной косяк Valve, который компания быстро исправит, но этого не произошло. Valve опубликовала короткое заявление, в котором сообщила, что нужно обращать внимание только на официальные данные, указанные на сайте компании (к слову, они месяцами могут не обновляться). Все были в шоке от этого заявления, ведь «медведей» фактически лишили заслуженного слота на главный турнир года.
Общими усилиями комьюнити установило, как Valve считает баллы. Оказалось, что компания округляет все десятичные значения до нуля, причем в меньшую сторону. Так, до замены Virtus.pro имела 188,3 DPC-очка. Из-за замены с команды сняли 15% баллов, и у неё осталось 160,055 балла – именно эти 0,055 и позволили клубу обойти Fnatic в общем зачете. В расчетах Valve188,3 балла превращаются в 188 баллов – и в таком случае вычет 15% приводит к результату в 159,8 балла. После этого 0,8 балла также обнуляется. Именно из-за этого различия по подсчетам Valve у VP было 1019 DPC-очков после окончания сезона, а не 1020,055.
Совершенно мерзкая ситуация. В опубликованных правилах ничего не говорилось об округлении в меньшую сторону, и нигде не указывалось, что это будет работать таким образом. Это глупая вольная трактовка от Valve. Это может быть немного грубо, но, честно говоря, Fnatic прошла на The International 2022, потому что Valve не знает базовую математику и будет настаивать на своем до конца.
Бен Noxville Стинуизен
Да, все так и есть. Virtus.pro не попала на The International 11 из-за того, что сотрудники Valve не умеют решать математические примеры уровня шестого класса. Откровенно говоря, это одновременно и смешно и грустно. Из всех разработчиков компьютерных игр на такую глупость способна только Valve. Так что данный случай смело можно назвать главным фейлом 2022 года.