Обзор Diablo IV: стоит ли поиграть сегодня?

Diablo – франшиза с почти тридцатилетней историей, которая пережила огромные взлёты и не менее серьёзные падения. Но как минимум первые игры серии закрепились в сообществе как крайне достойные проекты, сформировавшие основы нового жанра hack&slash action-RPG.

Спустя годы с этим брендом компании Blizzard начали происходить весьма неоднозначные вещи: третья часть до сих пор считается многими игроками крайне посредственной игрой, а выход мобильной Diablo Immortal и вовсе наделал сильного шума, подпортившего репутацию студии. Diablo IV, – новая часть линейки, – тоже оказалась достаточно спорной, получив после релиза немало негативных отзывов от игроков и довольно сухие оценки некоторых критиков.

17 октября 2023 года игра внезапно добралась до Steam: ранее проекты «Метелицы» были доступны строго в их персональном лаунчере, однако с недавних пор (за условную отметку можно принять появление в Steam Overwatch 2) некоторые из них можно приобрести на куда более универсальной площадке. В связи с этим редакция Cybersport.Metaratings.ru решила вернуться в последнюю Diablo, чтобы рассказать вам, достойна ли она внимания.

Разработка Diablo IV заняла ни много ни мало 15 лет. После фееричного (в худшем понимании) анонса Diablo Immortal на BlizzCon в 2018-ом выход полноценной игры для «старших» устройств воспринимался многими фанатами как истинное спасение: мобильный гейминг, несмотря на его популярность, всё ещё считается моветоном в определённых геймерских кругах, да и система монетизации мобильной «Диабло», мягко говоря, оставляла желать лучшего.

1
Геймплей Diablo Immortal

И вот, после предварительного тестирования, которое было доступно для оформивших предзаказ, в июне 2023-го «Четвёрка» вышла в полноценный релиз. Наступило ли долгожданное спасение?..

Игроку, которому интересен сюжет и лор франшизы, вовсе необязательно предварительно изучать информацию о прошлых частях – Diablo IV рассказывает самодостаточную историю, которая проста и понятна.

Мир, в котором происходят события игры, называется Санктуарий. Он был создан совместными усилиями ангелов и демонов, однажды уставших от бесконечного противостояния. На этом в первую очередь настояли предводители сторон – архангел Инарий и демоница Лилит, по совместительству являющиеся супругами.

Спустя несколько десятков лет Лилит оказалась призвана в Санктуарий неким культистом. Это открыло для королевы суккубов новые возможности, которые она поспешила воплотить в жизнь путём подчинения воли наиболее влиятельных персон этого мира. Цель демоницы неизвестна, её и предстоит разгадать игроку, чтобы в итоге остановить Лилит и спасти Санктуарий.

2
Лилит в Diablo IV

Фабула, как и в прошлых играх серии, осталась очень простой, даже примитивной. Однако в ней нашлось место интригам и неожиданным поворотам, которые способны удивить. Постановка сюжетных катсцен не отличается оригинальностью, но многое спасает обновлённая графика, которая, в сравнении с почти мультяшной Diablo III, сделала значительный шаг вперёд: новая «Диабло» стала ближе к первой и второй частям – такая же мрачная и около-готическая.

Несмотря на простейший фэнтезийный сеттинг, важно понимать главное: Diablo – это всё-таки в первую очередь не про сюжет.

Diablo IV предлагает игроку исследовать большой открытый мир, наполненный процедурно генерируемыми подземельями. Искусственная генерация действительно ощущается – многие данжи щеголяют однотипными ассетами, и после пары часов игры начинаешь ловить перманентное дежавю: очередной новый склеп, в который ты попал впервые, слишком уж походит на десятки зачищенных до этого.

3
Подземелья в Diablo IV

Локации вне подземелий выглядят бедно – по сути это масштабные поля и равнины без запоминающихся точек интереса и каких-либо достопримечательностей. Между биомами разница действительно есть, но вот в пределах одного из них перемещаться слишком скучно. Скорее всего, внимание к деталям не учитывалось по той причине, что большинство таких просторов предполагается быстро преодолевать верхом.

4
Открытый мир в Diablo IV

Камеру в игре, в отличии от множества других изометрических проектов, до сих пор нельзя вращать, поэтому игрок почти не получает инструментов для любования обновлённой графикой. Blizzard пытаются преподнести открытый мир как некую инновацию, и для серии в целом это действительно можно считать новшеством, но всё же в 2023 году сей факт мало впечатляет и скорее является данностью. Тем более – сделать мир бесшовным у студии не получилось: при посещении любого подземелья игрок столкнётся с краткосрочным экраном загрузки.

Новая часть предлагает на выбор 5 играбельных классов – варвар, волшебница, друид, разбойник и некромант. Появился простенький редактор персонажей, который пусть и не имеет гибких фильтров для настройки, но всё же позволяет придать герою индивидуальный вид – в прошлых играх подобной возможности не было.

5
Экран выбора класса

Первые минуты геймплея в Diablo IV неотличимы от любой игры жанра: активное закликивание левой кнопки мыши для атаки, использование открывающихся заклинаний, периодическое лечение зельями, лут выпадающих предметов экипировки и прокачка. Фундаментальных различий между частями франшизы нет и, вероятно, быть не могло: hack&slash предполагает максимально «спинномозговой» стиль игры, который нередко помогает отдохнуть и расслабиться.

Однако одно отличие от других игр серии всё-таки есть – в Diablo IV добавили уклонение. Да, ранее этот элемент управления уже пытались закрепить в консольных версиях Diablo III, но полноценно, сразу на всех платформах, он появился лишь сейчас. Нужен ли он игре, и будет ли игрок активно его использовать? Спорный вопрос: зачастую на экран единовременно выводится какое-то безумное количество эффектов и анимаций, и прожимать в пылу битвы уворот (тем более – с долгим временем восстановления в 5 секунд) становится проблематично. Кроме того, прокачка каждого класса нередко подразумевает сосредоточенность на выживаемости, из-за чего на поздних стадиях игры многие билды позволяют танковать урон или быстро отхиливаться.

6
Редактор персонажей

На момент выхода Diablo IV в интернете завирусилось её сравнение с Coockie Clicker. И некоторые аналогии действительно напрашиваются сами собой: в обоих играх предстоит «штурмовать» левую кнопку мыши, но в случае с «Диабло» этот процесс всё-таки дополнен иными геймплейными механиками.

Здесь можно выдвинуть одну громкую гипотезу, которая наверняка будет яро оспорена фанатами: дело в том, что жанр стремительно устаревает. Да, 20 лет назад одно лишь наблюдение за цепочкой заклинаний, которую выпускает персонаж, и крошащимися волнами противников приносило огромное удовольствие. Но от современной игры ожидаешь куда более комплексного геймплея с интересными стимулами. Например, вариативного экшена, требующего от игрока сосредоточенности и внимания.

7
Геймплей Diablo IV

Diablo IV в этом плане не становится революцией, а продолжает оставаться... обычной Diablo. Но если это именно то, чего вы ожидали от игры, в геймплейном плане она наверняка вас не разочарует.

Стоит отметить, что периодически игра всё же предлагает интересные ситуации. Например, когда персонажа закрывают в ограниченном пространстве с пачкой противников или живучим боссом, а на земле появляются стихийные проджектайлы или разномастные снаряды, от которых нужно уворачиваться.

8
Геймплей Diablo IV

В открытом мире, помимо классических заданий и сюжета, можно выполнять появляющиеся события с индивидуальными целями или побеждать мировых боссов, вокруг которых собираются все игроки на сервере. Это тоже одно из нововведений игры: раньше Diablo предполагала закрытые сессии, теперь же она стала похожа на этакую MMO RPG, поэтому, путешествуя по Санктуарию, игрок нередко будет встречать других приключенцев. Есть здесь и полноценные дополнительные цепочки квестов, которые иногда даже сдобрены интересным сюжетом. Но в большинстве случаев по механике это всё ещё задания уровня «принеси-подай» или «убей Х монстров».

Создание и постоянное улучшение билда – неотъемлемая часть любой игры жанра. И сказать, что Diablo IV привнесла в этот процесс что-то особо интересное и уникальное, было бы сладкой ложью.

Повышая уровень, игрок сможет прокачивать таланты из ветвистого древа. В нём есть как пассивные навыки, повышающие различные характеристики, так и активные заклинания и способности, которые впоследствии можно наделить дополнительными свойствами. Визуально и механически система очень похожа на прямого конкурента игры – Path of Exile.

9
Древо прокачки навыков варвара

Система экипировки тоже не получила значительных изменений: это по-прежнему шмотки различных уровней редкости, самыми желанными среди которых являются заветные легендарки.

На месте остались и разноцветные камешки, вставляемые в экипировку для получения дополнительных бонусов. Легендарные самоцветы из Diablo III превратились в глифы, которые наделяют персонажа ультимативными аффиксами. И даже механики крафта и зачарования почти не претерпели каких-либо изменений.

11
Окно покупки снаряжения и экран персонажа

Большое количества хейта Diablo IV заслужила за систему местной монетизации. Треть основного ценника игры за визуальный образ или особый костюмчик – это действительно много. Как и весьма недешёвый боевой пропуск, меняющийся от сезона к сезону. Но вот в чём цимес.

На текущий момент игру попросту невозможно назвать pay to win, ведь любые вложения – это исключительно кастомизация персонажа, которая не даёт весомых бонусов перед фритуплей-игроками. Увы, гарантий того, что в будущем тот же баттл-пасс не будет давать и какие-то другие бонусы (например, бустеры, ускоряющие прокачку сезонного персонажа), пока нет.

12
Способности вампира в «Сезоне крови»

Сезоны, кстати. Механика почти целиком и полностью перекочевала из предыдущей части. Для того, чтобы принять участие в эпизодических ивентах, игроку нужно создать нового персонажа и заняться его прокачкой с нуля. За выполнение поставленных на период целей можно получить различные уникальные награды. Кроме того, каждый новый сезон подразумевает особую механику – например, текущий «Сезон крови» добавил в игру новую ветку вампирских способностей. Аналогичная система регулярно применялась в Path of Exile.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, придётся выделить несколько главных тезисов.

Фанаты ждали новую номерную часть 10 долгих лет. И промежутки ожидания были заполнены очень спорными релизами, из которых в лучшую сторону выделяется разве что переиздание Diablo II. По сумме описанных факторов Diablo IV – это всё та же игра серии, получившая минимум новых элементов.

Для тех, кто получает удовольствие от жанрового геймплея и привык бесконечно гриндить ресурсы и шмотки, регулярно создавая новых персонажей и начиная всё с начала в рамках сезонов, игра, весьма вероятно, сможет себя окупить. Для всех остальных – это не более чем типичная часть «Диабло», выпущенная в современной обёртке.

13
Иннарий в сюжетном трейлере

Но сказать, что 10 лет ожидания были с лихвой оправданы, никак не получается. Дорогой ценник, некоторые проблемы с оптимизацией на старте, почти не изменившийся игровой процесс – всё это совсем не аргументы «за» покупку игры. Иногда действительно хочется отдохнуть от других проектов и покромсать пиксельных монстриков, погрузившись в бесконечную прогрессию. Но сейчас на рынке существует немало качественных аналогов, которые предлагают фактически то же самое за более низкую цену (или, в случае с PoE, для которой, кстати, скоро должно выйти продолжение, и того за бесплатно).

Activision Blizzard сейчас явно переживает не самый лучший этап, что постоянно сказывается на выпускаемых студией играх. И пусть Diablo IV не так плоха, как, скажем, Overwatch 2, обманувшая надежды игроков, её всё равно сложно назвать выдающейся и, уж тем более, инновационной, меняющей основы жанра.

Часто задаваемые вопросы

Когда состоялся релиз Diablo IV?
Игра вышла в общий доступ 6 июня 2023 года.
Когда игра стала доступна в Steam?
Diablo IV появилась в Steam 17 октября 2023 года.
Можно ли купить игру в Steam в России? Сколько она стоит?
К сожалению, разработчик ограничил продажи в Steam для ru-региона. Приобрести игру можно на турецкий или казахский аккаунты, цена для последнего составляет 32 999₸ (около 5 000 рублей).
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!