100 величайших игр тридцатилетия: кого забыли внести в список?

Недавно британский журнал EDGE, посвящённый видеоиграм, составил публичный топ-100 видеоигр последних 30 лет. Результаты были сформированы на основе опроса главных представителей игровой индустрии. Среди них Йеппе Карлсен (разработчик Limbo, Inside и свежей Cocoon), Кейси Хадсон (актёр озвучания Артура в Read Dead Redemption 2), Бен Броуд (геймдизайнер ККИ Hearthstone и Marvel Snap) и много других известных и выдающихся личностей.

Список навёл шума в интернете и создал настоящий резонанс: вопросы вида «почему здесь нет *название игры*?!» регулярно появляются на форумах и в соцсетях, а расположение многих приведённых в топе проектов вызывает ещё более жаркие споры. Редакция Сybersport.metaratings.ru присоединяется к обсуждению – хотим выдвинуть нескольких общепризнанных в коммьюнити фаворитов.

1
Обложка того самого номера, в котором опубликовали топ

В первую очередь важно понять и принять следующий фактор: любой топ априори субъективен, потому что полагается на мысли и впечатления отдельно взятых людей: в случае журнала EDGE ими стали как ключевые для геймдева люди, так и сами журналисты издания. Мы уверены, что каждый читатель смог бы заменить как минимум 5-10 игр из списка своими собственными кандидатами – горячо любимыми и несомненно достойными внимания.

Так произошло и в нашем случае. Но отдельно стоит отметить, что в качестве примеров взяты действительно важные для индустрии игры, которые получили хорошие оценки и, несмотря на давний срок выхода некоторых из них, вспоминаются до сих пор.

Начнём с козырей, вернее – даже с читов: дело в том, что список начали составлять ещё в июле 2023 года, в то время как окончательный релиз «Врат Балдура» состоялся в августе. Однако игра продолжительное время находилась в открытом тестировании, а шумиха, которая возникала как во время разработки, так и накануне выхода, однозначно не позволяет пройти мимо свежеиспечённого творения Larian Studios.

Примечательно, что в топе (68-ое место) расположилась вторая часть франшизы – Baldur’s Gate II: Shadows of Amn, вышедшая из под пера BioWare в 2000-ом году. Тройка не является её прямым продолжением, но в ней можно найти множественные отсылки и даже встретиться с персонажами, сильно повлиявшими на сюжет в приквеле.

2
Геймплей Baldur's Gate 3

За эту игру лучше всего говорит статистика: 96 баллов на Metacritic, пресловутые 10 из 10 (чуть реже – 9 из 10, но не меньше) от крупных изданий и критиков, не менее высокие оценки от игроков и самое важное – большая любовь и огромный кредит доверия к бельгийской студии: ажиотаж был воистину высоким. Кстати, Baldur’s Gate 3 долгое время держалась среди самых рейтинговых игр за всю историю, обогнав такие проекты, как The Legend of Zelda: Ocarina of Time, Tony Hawk's Pro Skater 2, Grand Theft Auto 4/5, Red Dead Redemption 2, и Disco Elysium: The Final Cut.

Сейчас это один из главных претендентов на игру года. И немудрено: Baldur’s Gate 3 действительно стала новым витком в развитии жанра cRPG, той самой «аномалией» индустрии, которую пророчили многие разработчики из других известных студий. Ну а про знаменитую сценку с медведем не слышал, пожалуй, только совершенно далёкий от интернета человек: бельгийцы явно умеют в продакшн и маркетинг.

3
Оценки Baldur's Gate на Metacritic

Лишь воля случая «пронесла» игру мимо списка: если бы EDGE составляли топ на месяц позже, проект Larian Studios был бы попросту обязан оказаться в «тир-листе», причём, вероятно, на весьма высоких позициях – как минимум в топ-20/30.

Достаточно странно было не увидеть в списке ни одной части популярной франшизы, особенно наиболее признанной Dragon Age: Origins.

«Истоки» разрабатывались более шести лет, но, несмотря на это, игра была восторженно принята критиками и удостоена огромного количества наград от различных изданий. Наиболее значимой из них стала «Игра года» в 2009-ом.

4
Геймплей Dragon Age: Origins

Канадцы из BioWare буквально собаку съели в разработке action-RPG разнообразного покроя и сеттинга, однако Dragon Age значительно выделялась на фоне других игр студии: управление сильнее стремилось к классическим ролевым играм, и даже была добавлена активная пауза, которую предполагается использовать во время поединков с противниками. А за основу был взят фэнтезийный мир, над которым нависла глобальная угроза – нападение неисчислимых Порождений Тьмы.

Игроку предстояло создать персонажа и отправиться в долгий путь, присоединившись к Серым Стражам – главному оплоту битвы со злом. Одной из ключевых фишек игры является вариативный пролог, целиком меняющийся в зависимости от выбранной расы. Даже сейчас такое разнообразие способно удивить и вызвать восторг, заставляя брюзгливо ворчать и ссылаться – «а вот раньше было лучше…».

5
Геймплей Dragon Age: Origins

Дальнейшие части серии не заслужили столь радушного приёма: отзывы как критиков, так и игроков стали куда более холодными и сдержанными, а некоторые и вовсе открыто критиковали эти игры за различные аспекты, которые оказались выполнены на куда более низком уровне, чем в той же Origins.

Именно «Истоки» больше всего заслуживают оказаться в топе. Иронично, что в нём есть другие игры BioWare (например, Mass Effect 2 расположилась на 48-месте), а вот для «Драконьей Эры» местечка почему-то не нашлось. Хотя совершенно очевидно, что это очень значимая для индустрии игра, которую с теплом вспоминают и неоднократно переигрывают по сей день.

Ещё одна игра, про которую слышали все. Возможно, не рискнули попробовать лично, но совершенно точно встречали восторженные отзывы где-нибудь на просторах Youtube или даже от товарищей.

Условно Automata можно считать частью серии Drakengard – дарк-фэнтези, действие которого происходит на раздираемом войной континенте. Однако экшен о сексапильной девушке-киборге – это своеобразный спин-офф: сюжет расскажет о событиях, произошедших спустя тысячи лет в том же мире.

6
Геймплей Nier: Automata

Игроки попадут в самую гущу противостояния между человечеством и инопланетными захватчиками. Вот только ведущие лидеры фракций не хотят марать собственные руки и предпочитают использовать в качестве главной ударной силы роботов. От лица людей выступают гуманоидные андроиды, неотличимые по внешнему виду от своих прародителей.

Технически Nier: Automata – экшен-RPG, которая вобрала в себя очень многое из японских ролевых игр. Известный геймдизайнер Ёко Таро собственноручно занимался разработкой важных составляющих проекта – сюжетом, музыкой и даже поучаствовал в арт-дизайне. А для совершенствования боевой системы заручились поддержкой студии Platinum Games, известной по участию в сериях Bayonetta и Metal Gear.

7
Геймплей Nier: Automata

Игра известна умопомрачительным количеством концовок: всего их 26, по количеству букв в английском алфавите. Сюжет многосторонне затрагивает «очеловечивание» роботов, в нём нашли место темы любви, убийства и ценности жизни. А знаменитый японский фансервис буквально продавал Nier: Automata многим геймерам: в интернете и сегодня популярны косплеи 2В и даже куда более горячие материалы…

Drakengard до сих пор считается культовой серией в Японии, но Nier: Automata вывела франшизу на западный рынок, из-за чего многие игроки заинтересовались и другими проектами Ёко Таро. Кстати, в январе 2023 года по мотивам игры была снята аниме-адаптация.

Не одними крупными играми индустрия едина, тем более, в топ EDGE попали многие значимые инди. Популярнейший Minecraft, к слову, забрался аж на 13-ое место в списке. И оспорить его популярность среди игроков действительно было бы сложно. Но, как завелось, всегда есть одно «но».

А как же Terraria?! Да, она всё-таки не смогла завоевать равнозначную с родоначальником жанра массовость, но оценки и продажи игры, как и огромное количество контента по её мотивам в сети, говорят о многом.

8
Геймплей Terraria

Re-Logic пошли по несколько иному пути: простенький движок и 2D-графика, но не меньшая (а порой – даже большая) свобода для игроков. Terraria получила выразительный уклон в сторону RPG: здесь куда больше разномастной экипировки, аксессуаров, и даже можно выделить классовую систему, позволяющую игроку сосредоточиться на определённом пути развития.

Эксперимент удался: не сегодняшний день было продано более 44 миллионов копий игры. Релиз состоялся в далёком 2011-ом, но и сейчас разработчики продолжают выпускать небольшие контентные патчи (вопреки заверениям о том, что Journey’s End стало последним обновлением): например, относительно недавно состоялся коллаб с ещё одной популярной выживалкой – Don’t Starve, в результате которого в игру добавили новые предметы и боссов из «Неголодайки».

9
Разработчики объявили о старте компании по сбору средств на настольную адаптацию Terraria 

Ещё один проект студии – Terraria: Otherworld, – к сожалению, был отменён. Зато буквально пару месяцев назад разработчики анонсировали краудфандинг на настольную адаптацию. Считаем, что такая игра однозначно заслуживает место в топе, пусть даже и далеко не на лидирующих позициях.

Говоря о независимых проектах, ненавязчиво вспоминается ещё одна известная игра, нашумевшая в своё время.

Мир узнал о Тоби Фоксе, – американском разработчике и композиторе, – именно благодаря Undertale. Он создал игру в одиночку: самостоятельно писал сюжет, музыку и занимался программированием. И лишь для отрисовки некоторых спрайтов заручился поддержкой других художников.

10
Графика в Undertale – не лучшая сторона игры...

Undertale рассказывает историю противостояния людей и монстров. Однажды между ними разразилась война, в результате которой человечеству таки удалось одержать победу. Монстры были заперты в Подземелье с единственным возможным входом – дырой в горе, в которую случайно попадает главный герой.

Он (или она?, – гендер персонажа, увы, не поддаётся однозначному определению) пройдёт через всё Подземелье, встречая на своём пути различные загадки и противников. Undertale – пиксельная RPG, бои в которой проходят по интересной системе: игрок управляет Сердцем, олицетворяющим героя. А каждый противник формирует уникальный паттерн из разнообразных препятствий и ловушек, от которых нужно уклоняться, чтобы не получить урон.

11
...Зато интересная боевая система подкупает и удивляет

Однако победить монстров можно не только в бою, но и разговорами, советами, объятиями: игра проходится и так называемым «friendly»-путём, с отыгрышем пацифиста – это влияет на полученную концовку.

Undertale быстро добилась признания, заслужив похвалу от критиков. Некоторые издания и вовсе признали её культовой. Игроки тоже не остались в стороне: хвалили всё, начиная от интересного сюжета и сеттинга, заканчивая музыкальным сопровождением, запоминающейся боевой системой и вариативностью. Портал GameSpot окрестил игру «одной из самых продвинутых и инновационных RPG, появившихся за длительное время».

Увы, в списке EDGE ей места не нашлось, хотя, казалось бы, все козыри на руках.

И это лишь малая часть примеров, которые могли бы (и даже заслуживали) оказаться в топе EDGE.

Несколько значимых игр можно найти среди cRPG: это две части Pillars of Eternity и дилогия Pathfinder. Знаменитая Arx Fatalis тоже оказалась в пролёте, как и не менее заслуженная серия Dead Space, особенно её вторая часть. Новый ремейк, к слову, тоже получился достойным, хотя львиная доля внимания почему-то прошла мимо него.

/
RPG Arx Fatalis получила смешанные оценки от критиков. Но её вклад в развитие жанра immersive sim невозможно переоценить

Max Payne, Prince of Persia, Prey – некоторые части этих серий тоже вполне себе заслуживают места под солнцем. Как и, например, Fahrenheit, которая в 2005 году явила массовой аудитории жанр интерактивного кино. А уж сколько примеров можно найти среди инди – тема для отдельного разговора...

Список можно пополнять бесконечно долго. Однако у каждого найдутся личные любимцы, которые неоспоримо должны присутствовать в подобном топе. Посему – ждём ваших кандидатов в комментариях: расскажите, какие игры по вашему мнению должны считаться величайшими за последнее тридцатилетие?

Часто задаваемые вопросы

Кто составил топ-100 игр тридцатилетия?
Список был составлен популярным журналом о видеоиграх EDGE.
Кто учавстовал в создании топа?
Издание опросило многих влиятельных для игровой индустрии личностей: геймдизайнеров, актёров и других специалистов. Также было учтено мнение журналистов EDGE и даже читателей.
По какому принципу расположены игры в топе?
В EDGE отметили, что места были расположены согласно ориентировке на голоса опрашиваемых, поэтому градацию топа можно считать весьма субъективной, даже условной.
Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!