23 ноября Natus Vincere вышла в плей-офф BLAST Premier Fall Finals 2023 в обновлённом составе. Разбор интересных моментов, связанных с внедрением Игоря w0nderful Жданова в рисунок игры – в материале Cybersport.Metaratings.ru.
Игорь адаптировался к Anubis, но это изменило принцип игры
В Sprout у w0nderful были «странные» отношения с Anubis. Сам Игорь мог показать как отличный, так и совсем провальный перфоманс, а опции на карте менялись часто, как и состав команды. В последней сборке Sprout w0nderful даже пришлось пойти на поводу меты и стать дополнительным рифлером при открытии мида в атаке. На упавшей статистике осенью сказалось то, как неправильно Дэнни BERRY Крюгер распоряжался Игорем после решафлов.
В Natus Vincere такой подход бы явно не подошёл, хотя был вполне вероятен. Александр s1mple Костылев не имел определённой привязки и плюс-минус часто страховал только Михая iM Ивана на подходах к B-пленту. Интересный момент: незадолго до паузы в карьере Александр и сам на многих картах стал скорее пятым рифлером, нежели постоянным снайпером, поэтому его функции с w0nderful совпадали.
Перенести плейстайл Жданова из Sprout в чистом виде было бы проблематично по двум причинам: он никогда не показывал достойный перфоманс, будучи саппортом на миде, да и в Natus Vincere это место не было надёжным вектором атаки. Основной игрок мида в «Рождённых побеждать» – Алекси Aleksib Виролайнен, на многих картах вообще отыгрывающий пассивные позиции. Из-за этого команда немного сломала мету, поскольку традиционно активный мид, согласно отчётам HLTV, является местом для фраг-лидеров. В текущем же виде Natus Vincere изменились стили как игроков, так и отдельно w0nderful.
Во-первых, базовая атакующая расстановка теперь миксует позиции Игоря между каналом и А-плентом. Неизвестно, позволяет ли это w0nderful и Валерию b1t Ваховскому коммуницировать на русском в отдельных игровых ситуациях, но процент успешных раундов через А-плент стал в разы выше. Во-вторых, iM и его роль опекающего B-плент окончательно переросли в пассивный плейстайл. Без s1mple и с новым акцентом команды на точке А румын никак не проявляет себя, но вместе с этим и не пробивает статистическое дно. Печально лишь то, что смысл летнего трансфера, когда организация покупала перспективного энтри-фраггера, с каждым месяцем пропадает. В-третьих, на примере одной игры с Cloud9 просвечивается вывод, будто AWP теперь покупается раньше и в перспективе процент её использования может расти.
Для s1mple под осень снайперская винтовка стала чем-то вроде исключения, когда экономика позволяет не рисковать. В случае с w0nderful всё интереснее: его роль игрока поддержи сразу уступает место перемещениям по всей карте, позволяя команде открыть не только А-плент с b1t, но и точку B.
Как итог, в цифрах заменить s1mple таки удалось, но принцип атаки перевернулся «под корень».
«Столб» в защите и повторение broky-2020
Сложнее ситуация сложилась на СТ-стороне, где в качестве базы мы возьмём не только Anubis, но и приоритетный для Natus Vincere Mirage. Тезисы во многом общие, причём ни один из них не является преимуществом w0nderful перед s1mple.
Простой пример: раунд в защите, где s1mple начал бы в окне, подыгрывал гранатами и огневой поддержкой тиммейту (чаще всего это был iM, снова и снова нуждающийся в помощи), перетягивался на плент по полученной информации. Если присмотреться, то в матче против Ninjas in Pyjamas активность с гранатами у Игоря почти отсутствовала.
То же касается общего уровня помощи тиммейтам: начав раунд в окне, w0nderful легко «обезоруживается» дефолтным смоком на его позицию. В классическом спорте подобных игроков оборонительного плана называют «столбами»: в регби, например, такая роль необходима из-за физических особенностей борьбы на поле. В CS:GO эта прерогатива была дана только снайперам, и именно таким путём Хелвийс broky Саукантс закрепился не только в FaZe на старте карьеры, но и забронировал за собой ярлык для целого ряда подобных снайперов.
В CS2 ситуация изменилась настолько, что стиль s1mple в защите был бы даже эффективнее, чем текущий перфоманс w0nderful. Когда Игорь становится “отрезан” от команды, игра продолжается, фактически, в режиме «4 в 5». Одной только карты против Ninjas in Pyjamas, безусловно, мало для конструктивного анализа, но выводы после Anubis идентичные.
Жданов полностью заменил Костылева позиционно, но уровень агрессии далёк от идеала. Если s1mple даже с AWP мог принять такую опасную позицию, как каналы с B-плента, то Игорь ориентирован скорее на перетяжку к точке А, нежели на первый контакт. Единственное, что сейчас спасает Natus Vincere – уровень соперников. И Cloud9 без сильного снайпера, и игроки Ninjas in Pyjamas давали пространство, чтобы рифлеры «Рождённых побеждать» реализовывали свои моменты без помощи w0nderful. Выступление Natus Vincere в плей-офф – кот в мешке: ни Vitality, ни Complexity не позволят таким игрокам, как iM и Aleksib, в одиночку решать важные раунды.
Цифры: перекос процента агрессии и очевидный возврат к чистому снайперу
Статистика в некоторых моментах и опровергает, и подтверждает перечисленные выше преимущества и противоречия в игре w0nderful. Начнём с приятного: команда действительно раскрылась лучше, а снайпер ощущается как снайпер чаще, чем s1mple в Мальте.
Процент фрагов из AWP у Natus Vincere вырос на 5% по сравнению с s1mple: не зная контекста и не отсматривая игры, разница почти несущественная. Первый пункт материала об Anubis говорит об обратном, поскольку виной низкой процентной разнице служит лишь реализация моментов, а де-факто винтовка действительно покупается чаще. Говоря о разницах в процентах, стоит присмотреться к удручающему показателю первых убийств в атаке. Тут s1mple и w0nderful – буквально небо и земля.
Видно, насколько Костылев стремился к будущему в роли обычного рифлера, перетягивая одеяло игры на себя. Плюс нынешней ситуации в том, что пассивный стиль w0nderful пока позволяет рифлерам демонстрировать свои лучшие стороны: например, iM и b1t стали тем самым агрессивным дуэтом, который организация ожидала от них летом. Если w0nderful при этом помогает прикрывать спину, то всё кажется вполне логичным и структурированным.
Тут же можно бросить и камень в огород Жданова, если ту же метрику рассмотреть за СТ-сторону. В мире очень мало снайперов, которые настолько отстраняются от эффективности на первых таймингах в защите. Первое впечатление, приходящее на ум: игрок не может реализовать оружие, буквально созданное для первого приёма и отступления. Игорь «болен» такой чертой ещё со времён Spirit: год назад подобная тенденция чувствовалась и в Spirit, но в CS:GO всё казалось максимально органичным. В новых реалиях w0nderful обязан становиться смелее в отдельных раундах, и, вероятно, уже работает с B1ad3 над изменением своего плейстайла в защите.