Почти шестьдесят лет Мартин Скорсезе снимает кино. Делали ли вы что-то на протяжении шести десятков? Кажется, что любое дело может надоесть или вызвать скуку за такое длительное время, но только не у Скорсезе. В 2023 году вышел его новый фильм «Убийцы цветочной луны», и ещё четыре проекта находятся в разработке. Уходить на пенсию режиссёр не планирует, ну, а мы этому только рады. Разбираем в материале Сybersport.Metaratings.ru путь Мартина Скорсезе.
Получить бонус за регистрацию в WinlineПервый полнометражный игровой фильм Мартина Скорсезе «Кто стучится в дверь ко мне?» вышел на экраны в 1967 году и стал новым голосом в американском кино. На тот момент 25-летний кинокритик Роджер Эберт (лауреат Пулитцеровской премии) назвал фильм:
Абсолютно искренний, художественно удовлетворительный и технически сопоставимым с лучшими фильмами, снятыми где-либо. Я безоговорочно могу назвать его великим в американском кино
Роджер Эберт
Скорсезе тоже было 25. Эберт и Скорсезе были современниками, начавшими новый диалог о кино в США. В фильме «Кто стучится в дверь ко мне?» молодой режиссёр берёт лучшее из французской новой волны, добавляет техничность документального кино, и всё это сочетает с всплесками музыки, фарсом и тоской. На протяжении всей своей карьеры, режиссёр будет балансировать между серьёзностью и свободой, религиозностью и критикой этой религиозности.
Несмотря на творческую последовательность, всё же можно выявить определённые художественные периоды, зависящие от профессионального успеха, личных неудач, финансовых возможностей или их отсутствия.
1967–1975: Прогулка по злым улицам итало-американца
После «Кто стучится в дверь ко мне?» произошёл почти пятилетний перерыв до следующего успеха Скорсезе с фильмом «Злые улицы». Между этим были документальный фильм и работа для продюсера Роджера Кормана над фильмом «Берта по прозвищу “Товарный вагон”». Посмотрев последний, режиссёр Джон Кассаветис сказал Скорсезе: «Вы только что потратили год своей жизни, создавая кусок говна». И тут одно неловкое движение или слово могло бы привести к тому, что мы бы не обсуждали сейчас гения, но Скорсезе это напротив вдохновило и скорее направило на правильный путь. Он решает сделать что-то близкое к своему дебюту – более личное, более основательное.
Ходят легенды, что продюсер Роджер Корман предложил профинансировать сценарий «Злые улицы», если Скорсезе выберет полностью чёрный актёрский состав. Вместо этого режиссёр убедил рок-менеджера Боба Дилана и Дженис Джоплин Джонатана Тэплина продюсировать фильм, что окупилось для всех участников этой истории.
«Злые улицы» снимались с актёрским составом, который хотел Скорсезе, и так, как он хотел, и его превозносили как следующего великого американского режиссёра. Через несколько месяцев компания Warner Bros. наняла Скорсезе для создания фильма «Алиса здесь больше не живёт» с Эллен Бёрстин, которая только что номинировалась на «Оскар» за фильмы «Экзорцист» и «Последний киносеанс». Этот фильм, наполовину лихорадочный сон, наполовину лихорадочная драма, принес Бёрстин премию «Оскар» и сбил критиков со следа Скорсезе.
Лучший букмекер для ставок на киберспортЭто было неожиданное продолжение карьеры режиссёра «Злых улиц», сочувствующего хулиганам. «Алиса здесь больше не живёт» насмешливо называли «женской картиной». Но Скорсезе снова не сдавался, и вернулся на свой путь с «Итало-американец» – обаятельным, показательным и домашним портретом болтливых родителей Скорсезе, Чарльза и Кэтрин. Они рассказали свой путь итальянских иммигрантов в Нью-Йорке.
1976–1982: Икар, который выжил
Возможно это величайший поток из пяти фильмов, созданных одним человеком за пять лет. О череде таких фильмов, как «Таксист», «Нью-Йорк, Нью-Йорк», «Американский парень», «Бешеный бык» и «Король комедии» можно мало что сказать нового, кроме того, что эти фильмы используют в образовательных целях во всех киношколах от Москвы до Нью-Йорка. Энергия, насилие и интенсивность, которых достиг Скорсезе, почти приблизило его к солнцу и чуть не обожгло крылья, как в мифе об Икаре.
После успеха разговоров о кокаиновой зависимости, политики Рейгана и смерти в своих работах, Скорсезе сделал попытку адаптировать скандальный роман Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа». После таких фильмов, кажется, что только Скорсезе и мог бы осмелиться на такое. Над фильмом уже начали работать, но в конечном итоге старт съёмок был сорван Барри Диллером из Paramount, который испугался серии протестов против фильмов на религиозную тематику в последние годы. И эта отмена могла бы уничтожить Скорсезе, но нет.
1985–1989: Коммерция – тоже искусство
В книге Мэри Пэт Келли «Мартин Скорсезе: Путешествие» руководитель производства United Artists Дэвид Филд при обсуждении «Короля комедии», прекрасного, но коммерчески не очень успешного фильма, сказал:
Я был уверен, что студии должны позаботиться о том, чтобы у Марти всегда были деньги на создание фильмов, которые он хотел сделать
Дэвид Филд
Эти слова во многом определяют период, в котором Скорсезе занялся коммерческим, но это не значит, что плохим кино. Хитрый план, целью которого было – нарастить капитал и вернуть «Последнее искушение» в производство.
Но, если задуматься, эти студийные работы и музыкальные клипы представляют собой продуктивный и инновационный период. За это время Скорсезе работает в сериалах на телевидении («Удивительные истории»), делает сиквел «Цвет денег» к фильму «Бильярдист», создаёт клип для Майкла Джексона на песню «Bad», и снимает антологию «Нью-йоркские истории» вместе с Френсисом Фордом Копполой и Вуди Алленом.
Эти работы, и вообще этот период, приводят всё же Скорсезе к экранизации «Последнего искушения Христа», но это уже как будто не так важно. Теперь у режиссёра есть настоящие большие деньги и такие же большие связи в индустрии. Самое время сделать самый лучший и личный фильм.
1990–1999: Не кризис среднего возраста
В разгар среднего возраста Скорсезе погрузился во все свои интересы на протяжении десятилетий, возвращаясь к некоторым из своих лучших работ и повышая свой уровень режиссёра. Он мог бы закончить свою карьеру после «Бешеного быка» и всё равно считаться одним из лучших режиссёров. Но 90-е открыли новую главу и расширили фильмографию, которая ставит Скорсезе в один ряд с Хичкоком, Кубриком, Бергманом, Феллини. Он действительно входит во все списки, похожие или звучащие, как: «лучшие режиссёры всех времён».
«Славные парни» – один из лучших гангстерских фильмов, и, пожалуй, лучший у Скорсезе. Жанровое кино, которое сделано на самом высоком уровне. Помимо этого гангстерского шедевра, Скорсезе создаёт жуткий триллер «Мыс страха» о месте с Робертом Де Ниро в роли насильника, пару документальных фильмов по истории кино, от американских архивов до итальянских неореалистов, захватывающую историческую камерную драму «Эпоха невинности», байопик «Кундун» о Далай-Ламе и медицинский триллер с Николасом Кейджем «Воскрешая мертвецов».
2001 – 2009: Наконец-то «Оскар»
Новый век у Скорсезе начинается с фильма «Банды Нью-Йорка» и Леонардо Ди Каприо, который, похоже, будет с режиссёром до конца. Для Ди Каприо работа со Скорсезе во многом предопределила его жизнь, после слишком приторного образа из «Титаника», актёр мог застрять в этом, но вот он уже мстящий за отца преступник из 19 века, миллиардер Говард Хьюз, мечтающий стать авиатором и полицейский «крот» в мафии.
Получить бонус для ставок на киберспортДо сих пор никому непонятный вопрос, почему Леонардо Ди Каприо получил «Оскар» за «Выжившего», а не за «Авиатора» или «Отступников». Но с другой стороны, это такой же вопрос, на который нет логического ответа, как и то, что первый фильм, за который сам Скорсезе получил «Оскар» как режиссёр, был «Отступники» в 2006 году.
Первое десятилетие нового века заканчивается коммерческим успехом – фильмом «Остров проклятых». Сложносочинённый триллер-детектив о клинике для сумасшедших преступников стал мейнстримом, в хорошем смысле этого слова, и откроет направление «кино на подумать», заразившее кинотеатры в 2010 году. В том же 2010 году выйдет «Начало» Нолана и «Чёрный лебедь» Аронофски.
2013 – настоящее время: от кинотеатра до стриминг-сервисов
Комедия «Волк с Уолл-стрит», которую восприняли как недостаточно глубокую драму, со словом «Fuck» произнесённым 506 раз. Продюсерами фильма был сам Мартин Скорсезе и Леонардо Ди Каприо, по факту они делали фильм на свои деньги, без студий, которые бы загоняли создателей в рамки. Так и появился самый нелепый, безумный, при этом гениальный фильм «Волк с Уолл-стрит».
Для своего следующего трюка Скорсезе работает над «Ирландцем», воссоединившись со своей большой музой Робертом Де Ниро – это их первый совместный фильм после «Казино» 1995 года. Это снова гангстерский фильм, где использованы цифровые технологии замедления старения, чтобы Де Ниро выглядел на десятилетия моложе. Именно это было неоднозначно воспринято критиками. Но это была первая работа режиссёра со стриминговым потоком. «Ирландец» вышел на Netflix, и судя по всему Скорсезе так понравилось, что последний на данный момент его фильм «Убийцы цветочной луны», должен выйти на Apple TV.
Конечно, эти два фильма получали театральные прокаты, но сам факт того, что такие большие режиссёры, как Скорсезе, работают с онлайн-площадками, создают большой прецедент, делая стриминги – местом для искусства, а не для развлечения.