Профессиональный игрок команды OG по Dota 2 Дмитрий DM Дорохов специально для Cybersport.Metaratings.ru рассказал о переходе в OG, борьбе с трудностями в весенней DPC-лиге, поделился логикой присоединения Chu на пятую позицию в команду, а также порассуждал о проблемах профессиональной сцены Dota 2 в СНГ.
— Поздравляю с выходом на мейджор в Берлине! Какая атмосфера царила в команде после победы над Ooredoo Thunders?
– Атмосфера была очень положительной. У всех был всплеск эмоций, потому что матч выдался тяжёлый. В этой серии всё проходило «на тоненького». Мы могли умереть без байбеков и проиграть. Когда выиграли, то внутри команды царило отличное настроение, так как мы теперь понимали, что прошли на мейджор.
— Как-то отметили выход на мейджор?
– Мы порадовались и продолжили работать.
— На третьей карте переигровок всё решилось за две драки у Рошана. OG незначительно проигрывала по нетворсам до 40 минуты. Как в такие моменты вам удалось сохранить самообладание и не поддаться на рисковые мувы?
– Мы просто проговаривали все действия на карте. Нам нужно было добраться до ключевых артефактов и максимально растягивать оппонента по карте, пока не смогли принимать драки и захватывать объекты. От этой информации принимали решения в моменте.
— Весенняя DPC-лига изначально складывалась для OG максимально плохо. В какой момент было реально страшно, что команда может опуститься во второй дивизион? За счёт каких действий удалось улучшить игру?
– В нашей DPC-лиге каждая команда может обыграть каждую. Мы понимали, что можем выиграть любой из оставшихся коллективов, даже имея счёт 1-4 по сериям. Нам нужно было максимально вложить свои силы, сконцентрироваться на подготовке к матчам. Мы начали больше говорить о Dota 2 и о наших предпочтениях в игре. За счёт таких действий OG смогла выкарабкаться из этой ямы поражений.
— Что больше повлияло на плохие результаты в первых двух неделях: плохое самочувствие Taiga или внедрение Chu в компетитив-доту в качестве игрока?
– Если честно, то Chu отлично играет и дело было явно не в нём. Да, Томми болел, но на мой взгляд, главная проблема заключалась в том, что перед началом сезона мы тренировались преимущественно против слабых команд. Было много тренировок против Natus Vincere и Darkside, а они вылетели из высшего дивизиона DPC-лиги Восточной Европы. В моём понимании уровень игры в Европе сейчас сильнее, чем в СНГ, а если мы играем против аутсайдеров из более слабого региона, то против них любые стратегии работают. Однако никто и не подозревал, что именно эти коллективы вылетят по итогу весенней DPC-лиги.
Когда мы заходили в официальные матчи против более сильных команд, то наши наработки оказывались слабыми. Соответственно, наша подготовка оказалась не лучшей в связи с тем, что проводили некачественные тренировочные матчи, в которых мы получили «фейковую» уверенность в своих силах. Для сравнения: в зимней DPC-лиге мы шли со счётом 4-1, а до этого много тренировались с HellRaisers, BetBoom Team и Team Spirit, которые в итоге прошли на мейджор в Перу.
— Сейчас вам предстоит сыграть на DreamLeague Season 19 и ESL One Berlin Major. Как планируете в условиях плотного графика распределить свои силы на оба турнира и подойти к ним в идеальной форме?
– Игра на DreamLeague Season 19 помогает наработать наши стратегии и уровень игры. Однако патч будет уже очень скоро, и там будет абсолютно новая Dota 2. Надо просто уметь немного отдыхать в то свободное время, которое выдаётся без официальных матчей. Это самое оптимальное, что поможет иметь силы на оба турнира.
— Сейчас вы играете с буткемпа?
– Мы сейчас не на буткемпе, играем из тех мест, откуда каждому удобно.
— Определились все участники мейджора в Берлине. У тебя есть какая-то команда или игрок, с которым ты хотел бы принципиально провести встречу и выиграть?
– Принципиальных встреч у меня нет ни с кем, но нравится играть против южноамериканских команд, потому что их стиль игры очень интересный. А так без разницы, против кого придётся играть.
— Европейские коллективы снова будет доминировать на мейджоре? У какого региона, помимо Западной Европы, есть ещё шансы одержать победу на мейджоре?
– Думаю, чтобы понять, какие команды будут выступать хорошо, нужно посмотреть на результаты DreamLeague Season 19. Этот турнир сейчас выглядит как онлайн-мейджор. Команды со всех регионов выступают на нём и показывают свой реальный уровень. Во вторую стадию вышли коллективы из Северной и Южной Америки, а также из Европы. Но ещё и патч все изменит. Абсолютно непонятно, какой стиль игры будет сильнее после обновления. Это будет полный рандом, а лучшей будет команда, которая сможет быстрее остальных адаптироваться к патчу.
— В декабре 2022 года ты перешёл в OG. Мог ли ты перейти в какие-то другие команды, или был конкретный оффер и больше никакие предложения не рассматривались?
– У меня были предложения из Европы, Америки и СНГ. Но мне было предпочтительнее переходить в OG, не меняя позицию. Меня устраивала организация, набор игроков. Это был самый оптимальный вариант. В других командах я мог играть на керри.
— Чем отличается DM времён Chaos от нынешнего?
– Стал более опытным, уверенным, имеет большой хиропул. Сейчас я намного лучше играю, чем во время игры за Chaos. Переход в OG дался легко, я чувствую себя в «своей тарелке».
— Чем отличается организация работы в OG от Virtus.pro? Игроки OG ментально отличаются от прошлого состава «медведей»?
– Обе организации являются хорошими, кардинальных различий у них нет. В OG немного другие условия в плане зарплат. Игроки, конечно, отличаются, но здесь большая заслуга заключается в «OG-менталитете». Здесь тренер следит за тем, чтобы игроки вели себя по отношению друг к другу по-людски. Поэтому у нас всегда человеческое общение, в правильном ключе выстраиваются обсуждения, и прочее. Misha для нас является «большим учителем». Он помогает нам в ментальном плане, и в плане игре по драфтам работу проводим. В Virtus.pro человека с такой ответственностью не было, и ребята иногда позволяли себе неподобающе общаться с тиммейтами.
— Как часто удаётся побеседовать с Ceb? Помогает ли он тебе советами по игре на сложной линии? Каким является Себастьян вне Dota 2?
– За всё время пребывания в OG мы только один раз командой болтали с Ceb. Это было в начале первого сезона после поражения от Tundra Esports. Себастьян дал мотивационную речь, чтобы мы лучше играли. С тех пор мы не общались. Может быть, кто-то из команды общается с ним чаще, но я после этого не контактировал с ним.
— Но, в принципе, вы имеете возможность обратиться к нему в случае необходимости?
– Можем, но мы и сами уже достаточно взрослые люди, и можем понять, в каком аспекте нам нужно развиваться. В этом нам также помогает Misha. Если у нас есть проблемы, то мы собираемся, разговариваем и ищем решение. В этом плане мы самостоятельные.
— После зимней DPC-лиги Chu сел на пятую позицию, а Misha занял слот тренера. Почему команда решила не искать игроков извне, а воспользоваться собственным ресурсом для перестановок?
– Во-первых, Chu достаточно хороший игрок. У него высокий ранг в Европе, опыт игры на высоком уровне, плюс он выигрывал на ESL One Malaysia 2022 в составе OG в качестве игрока. Во вторых, у нас нет сомнений в личных качествах Chu. Когда ты берёшь игрока извне, то есть риск, что они окажутся «крысками». Chu же точно ровный парень, и никто не ожидает от него «ножа в спину» или каких-то подстав.
— Были ли варианты кроме Chu?
– Вероятно, менеджер кого-то рассматривал. Но командой мы сошлись на его кандидатуре. Поэтому я даже не знаю, какие ещё кандидатуры были.
— Играть за OG – это испытывать давление от игры за титулованную организацию, или же кайфовать от пребывания в ней?
– Точно кайфовать от пребывания в ней. То, как всё устроено в организации, просто прекрасно. Никакого давления не оказывается, даже если мы выступаем не самым лучшим образом. Наоборот – только поддержка, и это очень правильный менталитет.
— Как ты можешь охарактеризовать каждого игрока OG вне Dota 2? Как вы внутри распределяете внеигровые роли?
– Справедливости ради, мы встречались лишь один раз на неделю во время буткемпа. Не было прям такого, что мы ходили за ручку 24 на 7. Поэтому охарактеризую в целом: Тёмыч (прим. Yuragi) – очень умный и рассудительный. Chu – шутник, поддерживает атмосферу. Bzm – «золотой ребёнок», талантливый парень. Томми (прим. Taiga) – мегамозг, изобретатель, двигатель прогресса. Ну а Misha для нас как старший брат, учитель.
— Есть стереотип, что в европейских командах более рабочий менталитет, по сравнению с коллективами из СНГ. Согласен или опровергнешь?
– В СНГ люди смотрят на то, чтобы им было по кайфу играть со своими тиммейтами. Людям из Европы на это тоже не всё равно, просто так получилось, что изначально у нас не было в OG конфликтов внутри. Мы довольно открыты друг к другу и живём без недосказанностей. В СНГ, думаю, проблемы в недосказанностях между людьми. Не считая «золотого» состава Virtus.pro с Solo и RAMZES666, в регионе была и является сильной Team Spirit с Korb3n, DkLana. Уверен, что эти люди тоже стараются не создавать недосказанностей в составе, чтобы игроки были единым целым.
— Ты привёл пример Team Spirit. А ведь у них тоже выходило видео, где они объясняли причины поражений и расставания с TORONTOTOKYO. Тяжело выпускать такие видео, где идёт честная и открытая речь, и после оставить ситуацию без конфликтов.
– Согласен, но, насколько я знаю, у них был выбор: либо оставить TORONTOTOKYO, либо Yatoro. В моём понимании, именно в Восточной Европе Yatoro на керри является ценным агентом. Терять его было бы большой просадкой со стороны Team Spirit. Каким бы хорошим игроком не был TORONTOTOKYO, но будто бы мидера в СНГ можно найти. А вот настолько высокоуровневого керри, наверно, тяжело. Есть молодые игроки первой позиции, но они не в наилучшей форме, а Yatoro будто всегда в отличном состоянии. Поэтому его ценность как игрока была выше в Team Spirit.
— Если мы заговорили за СНГ-команды, то интересует и BetBoom Team. Там многие личности тебе известны. Есть ли там внутри коллектива недосказанности, если судить, что для команд из этого региона они присущи, или же конфликты были исчерпаны на стадии распада состава Virtus.pro 2021 года?
– Я придерживаюсь мнения, что человек формирует свою личность в районе 20 лет. Потом люди не особо меняются, если не происходит что-то серьёзное в их жизни. Я не думаю, что среди игроков BetBoom Team кто-то был в особо стрессовых ситуациях, чтобы получить этот удар и измениться. Думаю, что какими люди были, такими и остались. Соответственно, если у них тогда были какие-то проблемы, то и они перетекли в новую команду.
— В Virtus.pro времён Save не было психолога. В следующем составе с RAMZES666 и Xakoda также не было информации о психологе. Сейчас BetBoom Team вновь лишь смеётся над тем, что комьюнити предлагает нанять психолога. Как к этому вопросу подходят в OG?
– Как я уже сказал, у нас команда открытая. Мы очень часто разговариваем после рабочего дня и обсуждаем все позитивные и негативные моменты, отмечаем вещи, над которыми нужно работать. Работу психолога мы осуществляем друг для друга сами.
По сути, психолог интересуется вопросами «как день прошёл?», или «что понравилось или не понравилось?», а мы обсуждаем это внутри коллектива. Раз мы этим сами занимаемся, то нам не требуется психолог. Но вообще он может быть полезен многим личностям или коллективам, в которых есть недоговорённости. Но на поздней стадии от него пользы уже будет меньше.
— Как ты проводил время между зимней и весенней DPC-лигой? Помог ли перерыв осознать все предыдущие проблемы и исправить их?
– Если честно, перерыв не так помог, и было бы лучше играть на мейджоре и развиваться. А так я играл в Dota 2, иногда в другие игры, но в целом вёл преимущественно домашний образ жизни.
— Приходилось ли менять подход к тренировкам в перерыве между лигами?
– Нет, я просто тренировался в расслабленном режиме.
— Как киберспортсмену привести себя в оптимальную игровую и ментальную форму после неудачи?
– Самый оптимальный вариант: понять, что игра уже прошла и её результат уже не изменить. Скоро будет следующая с абсолютно другими персонажами и ситуациями, и нужно сконцентрироваться на этом моменте. Можно сделать промежуточные правильные выводы, но в целом думать о будущем.
— Комьюнити жёстко реагирует на неудачи команд, тем более потенциальных фаворитов. Писали ли тебе фанаты в социальных сетях обидные сообщения? Как реагируешь на хейт со стороны сообщества?
– Нейтрально реагирую, ибо каждый человек имеет право на своё мнение. Он может высказываться в негативном ключе. Я не часто нахожусь в социальных сетях, поэтому не видел хейта в свой адрес. Но если я вижу, что кто-то пишет ахинею, то даже не открываю.
— Кто на сегодняшний день показывает лучший перформанс на сложной линии в мире?
– Сейчас плюс-минус многие игроки находятся на одном уровне. Я не могу выделить даже условный топ-3 оффлейнеров, потому что и команды близки друг к другу по игре, и игроки на оффлейне.
— Тенденция такова, что роль плеймекера всё чаще берёт на себя мидер, а оффлейнер открывает пространство на карте. Можно ли плеймекерить с третьей позиции в нынешней мете?
– Есть герои, которые могут плеймекерить, к примеру Dragon Knight после покупки Blink Dagger. Но в целом сейчас в мете закрепились мидеры с активным плейстайлом на ранних минутах. На миду хороши те герои, которые могут играть рано. При помощи рун они могут делать киллы на каждом из сайдов. Опять же, именно у мидера самое большое количество опыта на стадии лайнинга. Поэтому играть по карте с мид-линии эффективнее.
— Хватает ли времени заниматься чем-то другим помимо Dota 2?
– Время есть, но не так много. У нас сейчас закончилась DPC-лига, мы играли на Pinnacle Cup и теперь ежедневно выступаем на DreamLeague Season 19. Вечерком есть несколько часов перед сном.
— Какие хобби есть у Вас помимо Dota 2?
– В основном я люблю играть в разные игры, помимо Dota 2. Могу поиграть в World of Warcraft, много игр есть на Playstation 5. Но сейчас не играл в них уже две недели из-за плотного игрового расписания. Второе хобби – встретиться с друзьями.
— Что бы ты хотел пожелать читателям Cybersport.Metaratings.ru, комьюнити Dota 2?
– Пожелаю комьюнити Dota 2 быть добрее. Всем, кто прочитал это интервью, хороших и солнечных вайбов от OG и приятного дня!