Профессиональный тренер по дисциплине CS:GO Рустам TsaGa Цаголов специально для Cybersport.metaratings.ru рассказал о своих проектах, о деятельности после ухода из Gambit Academy и работе с женским составом.
— Для новых людей в киберспорте ты малоизвестное лицо. В основном о тебе знают только старички CS-сообщества. Представься для нашей публики.
– Меня зовут Рустам, никнейм TsaGa. Являюсь профессиональным киберспортивным тренером в дисциплине CS:GO.
— Чем ты сейчас занимаешься?
– Я работаю в проекте, который еще не анонсирован, на посту тренера. Предыдущей командой была Nigma Galaxy, женский состав. Медийная составляющая меня всегда не особо интересовала, поэтому и слышно про меня только внутри pro-коммьюнити.
— Этот проект не связан с реалити-шоу «Трайхард»?
– К счастью или к сожалению, нет.
— А тебя самого не звали поучаствовать в этом реалити-шоу? Насколько мне известно, руководство этого проекта интересовалось тренером женского состава.
– Нет. Как и говорил ранее, меня больше интересует спортивная составляющая в нашей любимой дисциплине.
— Ты работал в женской команде. Расскажи об опыте работы с девушками. Сложнее работать с ними, нежели с мужским составом?
– Как оказалось, девушки более усидчивы и быстрее адаптируются к монотонным упражнениям. Работа в женском составе меня сильно забустила в плане психологии. Сложнее подавать материал, больше нужно делать фокуса и контролировать рабочий процесс, т.к. девушки склонны принимать решения, основанные больше на своих ощущениях, чем на причинно-следственных связях, особенно в критических ситуациях.
— Почему ты решил покинуть пост тренера в Nigma Galaxy?
– Моей главной целью была конкурентоспособность среди мужских коллективов. Понятное дело — не выигрывать тир-1 коллективы, но тот же выход на HLTV через открытые квалификации или выход в плей-офф тир-4 турнира вполне кажется достижимым с ростером Nigma Galaxy. Я понял для себя на тот момент, что девушки как коллектив готовы брать топ-1 мира и это для них главная цель, и тот же фокус на мужскую сцену потребует нового перехода состава на следующий уровень, который мог поломать уже созданный механизм. Отдельное уважение vilga. Она яркий пример того, каким должен быть лидер. Этот пример не только для женского, но и для мужского киберспорта.
— Возможно, неприятная тема для тебя - давняя ситуация с Gambit Academy. Почему ты так поступал с игроками? Можешь рассказать, как все было?
– Старая тема, конечно. А поступал ли я в действительности так? Если кратко, то весь собранный материал был сделан путем вырезания из контекста. Поэтому и оправдывать тогда себя в том, чего не было, по моему мнению, не было смысла. Как говорится, «дурной хайп — тоже хайп». Игроки были сыты и целы, а ситуация с менеджером — это наш с ним момент, который давно решен, и никаких претензий мы не имеем ни друг к другу, ни со стороны организации.
— Чем ты занимался после ухода из академии?
– После ухода из академии я занимался проектом в «Сколково» под тегом Monolith. Помимо спортивной составляющей, курировал научную деятельность, связанную с киберспортом. Интересный период в моей карьере, так как всегда хотел связать науку и киберспорт.
— Расскажи об этом подробнее: что за научная деятельность, связанная с киберспортом? И чем конкретно ты занимался?
– Первым делом, опытным путем искали разницу между обывателями и уже состоявшимися pro-игроками. Начинали с простого: измеряли реакцию, выявляли различие в посадках, положение зрачка и многое другое, создавали различные тесты для выявления фичей и метрик. Самому лично была интересна тема про выявление разницы между pro-игроком и игроком-чемпионом. Также поработал над разработкой методологии в киберспорте, в частности в CS. Занимался самими опытами, их качеством, выдвигал гипотезы для определенных групп ученых: были и математики, и психологи, и программисты. Если кратко, то я для себя искал аргументацию, как те или иные упражнения влияют на организм и на дальнейшую прокачку уровня игры.
— Очень интересно. Почему решил покинуть проект?
– Контракт закончился, сам проект поменял вектор работы. Но до сих пор держу связь с некоторыми учеными и помогаю советами как внешний эксперт.
— Чем бы ты занимался, если бы не киберспорт?
– У меня образование инженера, думаю, пошел бы по IT-сфере, но если честно, это не мое.
— С какого момента начался твой путь в киберспорт? Как это произошло?
– Мой путь начался с Gambit, а точнее, с сообщения Dosia о том, что надо разобрать французскую команду в предстоящем матче на карте Train. Вот я и попробовал свои силы. Это был далекий 2016 год, и к этому моменту киберспорт был развит достаточно, чтобы осознавать, что деньги крутятся в этой сфере. До этого учился в универе и играл в 1.6, CS:GO. Играл больше как паггер, команды не собирал. В CS:GO я начал играть относительно поздно (вторая половина 2015). Сначала хотел, как и все, стать профессиональным игроком, но потом понял, что мне ближе аналитика и тренерство.
— Поговорим о текущем мап-пуле. Какие карты бы ты убрал и добавил, какие изменил?
– Если смотреть только с точки зрения развития киберспорта, то я бы убрал Mirage (да, нападайте) и вместо него поставил бы в адекватном состоянии Cache или Tuscan. В игре на Mirage уже ничем не удивишь, сам стиль игры по макро уже сводится не от сбора информации за атаку, игра упирается все чаще в резкие раунды и в более частый заданный вектор атаки с фризтайма. В этом нет ничего страшного, но молодым воспитанникам Mirage потом приходится с нуля учить игру на других картах. Например, на Overpass, где упор идет на сбор информации и последующее принятие макрорешения.Также убрал бы Vertigo. Она низковариативная по макро, и все ротации слышны. Вернул бы Train и Cobblestone.
— Какая твоя самая главная ошибка в жизни?
– Репикал за CT на «ребрах» на Inferno. А если серьезно, то не ценил время и шансы.