Восемь лет разработки, две сотни миллионов долларов бюджета, провал по числу играющих пользователей и закрытие серверов через две недели – вот краткая история Concord. Амбициозный командный шутер от Firewalk Studios и Sony Interactive Entertainment умудрился провалиться еще до своего официального выхода.
Эксклюзивный бонус 6000 для ставок на киберспорт!Участвующие в бета-тестировании игроки отмечали вторичность идей игры, многих смущала модель распространения Concord (включая необходимость наличия PSN-аккаунта для Steam-версии). Досталось и безликим персонажам, которые старались максимально полно показать расовое и прочие виды разнообразия. Подробнее о самом крупном неудачном релизе последних лет – в материале CyberMeta.
Прохладный приём
Firewalk Studios, основанная в 2018 году, начала разрабатывать Concord примерно шесть лет назад, если верить данным инсайдеров. Это была первая игра для студии, в которую пришли ветераны Bungie и Activision, работавшие над франшизами вроде Destiny, Halo, Apex Legends, Mass Effect и другими.
В 2023 году Sony заявила о покупке Firewalk, а чуть позже студия анонсировала выход командного героического шутера Concord. Первый тизер-трейлер не особо впечатлил публику: на официальном YouTube-канале Sony он набрал лишь 300 тысяч просмотров, при этом 9 тысяч дизлайков при 3,5 тысяч лайков.
Аналитики и инсайдеры отмечают, что в Sony хотели сделать собственную крупную сетевую игру, которая могла бы потягаться на поле с конкурентами вроде Call of Duty, Apex Legends, Destiny 2, Valorant и другими популярными шутерами. Поэтому выбор издателя пал на студию, в которой были опытные разработчики, трудившиеся над крупными хитами. Другие отмечают, что SIE целилась именно на поклонников «героических» шутеров, в первую очередь, Overwatch (которая уже к моменту покупки Firewalk обрела цифру «2» в названии).
Concord была запланирована на 23 августа 2024 года, Sony планировала выпустить ее сразу на PS5 и ПК (Steam и Epic Games). Однако чуть позже выяснилось, что компания почему-то снова решила наступить на те же грабли, как это было с Helldivers 2, и сделала обязательной в Steam привязку PSN-аккаунта для доступа к Concord. По итогу далеко не самый ожидаемый шутер попросту не вышел в 180 Steam-регионах.
В свою очередь ещё за три месяца до выхода появился геймплейный трейлер Concord, который пользователи тоже утопили в дизлайках. На YouTube-канале Sony у него 761 тысяча просмотров, при этом 68 тысяч отрицательных оценок и лишь 7,3 тысячи лайков. В комментариях под роликами предрекали игре провал и прогнозировали закрытие серверов через несколько месяцев после релиза.
Судя по синематику, авторы напрямую вдохновлялись «Стражами галактики». Однако заимствования и отсылки к популярным комиксам и фильмам Marvel не спасли ситуацию: у видео с 330 тысячами просмотров 5,9 тысяч дизлайков при 28 тысячах лайков.
О чём игра?
Concord – это командный шутер в формате 5 на 5. Несмотря на то, что игра исключительно многопользовательская, в ней есть большой и прописанный лор, который рассказывает о группе авантюристов «Северной звезды». Они путешествуют по вселенной и попадает в разные неприятности, прямо как герои «Стражей Галактики».
В игре было 16 героев, которые разделены на шесть классов: смотрителей, штурмовиков, десантников, якорей, призраков и нарушителей. Каждый из персонажей имел уникальные способности и оружие, а также формат взаимодействия с тиммейтами, что позволяло игрокам выбирать подходящий стиль игры.
Однако, по отзывам, ощущался Concord достаточно «вязко» и не так динамично, как было заявлено изначально. К тому же в игре невероятно большой TTK (Time-to-kill), поэтому некоторых противников приходилось буквально нашпиговывать свинцом, прежде чем они погибнут.
Пользователи также отмечали клишированность персонажей, которые выглядели словно подделки под более известных героев из других игр, комиксов и фильмов. Не все оценили разнообразие режимов (их можно пересчитать по пальцам одной руки), досталось и активному продвижению повестки (как по цвету кожи, так и по сексуальным признакам), из-за чего многие герои выглядят абсолютно привлекательно.
Многие в соцсетях подчеркивали, что разработчики, похоже, решили сделать излишний акцент на пресловутом diversity, проигнорировав тот факт, что такой прогрессивный шаг сейчас уже приводит как минимум к равнодушию и раздражению со стороны пользователей. Геймерам всё ещё нравятся привлекательные и сексуальные персонажи (популярность недавних Stellar Blade и The First Descendant не дадут соврать), а в свою очередь «повесточные» проекты нередко проваливаются.
Главные причины провала
Игровые журналисты и лидеры мнений в соцсетях главной причиной провала называют модель распространения Concord. Саму игру по геймплею сложно было назвать совсем плохой: ещё после бета-тестирования в августе многие отмечали ее потенциал и то, что от нее можно получить удовольствие. Однако ценник в 40 долларов за базовый вариант и в 60 долларов за расширенное издание во времена, когда многие популярные шутеры (включая Overwatch 2, Valorant и базовая версия Destiny 2) распространяются по условно-бесплатной модели, выглядел как приговор.
Как итог: 697 пользователей в Steam после релиза (что меньше, чем у провального The Lord of the Rings: Gollum, вышедшего в 2023 году) и, если верить инсайдерам, примерно 25 тысяч проданных копий на PS5 и ПК за первую неделю. Для сравнения: китайская Game Science продала свыше 10 млн копий Black Myth: Wukong за первые три дня после релиза, а пиковый онлайн превысил 2,4 млн пользователей.
При этом некоторые попытались поддержать игру. Так, игровой журналист Дерек Стрикленд отметил, что хоть новый шутер и провалился в Steam, заняв 511-е место в чарте продаже, но неплохо стартовал в PS Store, заняв 42-е место. В ответ на его пост пользователи сделали мем:
Ещё один пользователь наглядно показал, как ведущие игровые издания пытались вдохнуть жизнь в Concord, намекая на близкое и хорошее сотрудничество с Sony.
Некоторые считают, что вторичность игровых механик и неброские персонажи, за которых попросту не хочется играть и ассоциировать себя с ними, также были не в пользу Concord. Они приводят в пример тот же Overwatch 2, где немало внешне привлекательных героев, и эти герои не кричат своим дизайном о пресловутой diversity.
Смерть Concord
Судьба Concord уже предрешена. В Steam-версии командного шутера, полностью зависимого от количества игроков на серверах, в последние дни приходилось ждать матчей по пять, а то и больше минут. На PS5 ситуация чуть получше.
Вдобавок игра прочно обосновалась в инфопространстве как главный провал Sony в 2024 году. Поэтому издателю и разработчику не оставалось ничего, кроме как объявить о прекращении продажи и поддержки игры с 5 сентября. В Firewalk Studios признали, что релиз не оправдал их ожиданий, и они могут рассмотреть другую модель распространения для игры. Все владельцы Concord на PC и PS5 получат возврат денег.
Разработчики ещё до релиза пообещали несколько сезонов, с которыми в игре будут появляться новые персонажи и карты, однако этим планам уже не суждено сбыться.
В свою очередь инсайдеры LearningTheLaw и Grummz отмечали, что разработка Concord стоила около 200 млн долларов, которые Sony, похоже, уже готова списать в очередном квартальном отчете. Будущее студии Firewalk тоже под большим вопросом: не исключено, что её закроют, часть персонала сократят, а другим предложат позиции в других внутренних студиях SIE.
Лучшие линии для ставок на TI13Concord – очередной пример того, как многомиллионный проект может попросту не выстрелить. Провал Concord связан сразу с несколькими факторами, которые образовали «идеальный шторм»: модель распространения, неудачная дата релиза, вторичный сеттинг, неброские персонажи с акцентом на текущую повестку и слабая маркетинговая кампания. К тому же было непонятно, зачем игрокам вообще стоит обращать внимание на очередной слабенький геройский шутер, когда есть Overwatch 2, Destiny 2 и Valorant?