Известный стример Тимур ТраВоМаН Хафизов специально для Cybersport.Metaratings.ru рассказал о победе на BetBoom Streamers Battle, поделился мнением о насущных проблемах в стримерской деятельности, а также порассуждал о том, как реворк Techies повлиял на его трансляции.
— Недавно ты участвовал на BetBoom Streamers Battle. Как игроки распределялись по командам на турнире? Был ли ты доволен изначально своим ростером?
– Задумка BetBoom заключалась в том, чтобы сделать турнир среди стримеров, где они бы стояли друг против друга на мид линии и добавить профессиональных игроков на керри, чтобы повысить общий уровень скила в катках. Также всех балансили по MMR, чтобы не было большой разницы между командами. В итоге там средний рейтинг отличался вроде максимум на 200-300 MMR. У меня не было идей, кого брать в свою команду, поэтому попросил организаторов поискать среди своих контактов. Ростером был доволен: ILTW хорошо ко мне относился еще во времена старого Techies (это редкость для профессионалов), 4ce – адекватный комментатор по Dota 2, а наших тройку и четвёрку я видел впервые, но по общению они оставили приятное впечатление.
— За время BetBoom Streamers Battle твоя команда потерпела лишь одно поражение на карте против коллектива ybicanoobov. Почему остальные команды не могли даже оказать достойного сопротивления вам на турнире?
– Думаю, что вопрос был в драфтах. У нас был широкий пул, а у оппонентов нет. Соответственно, я на драфтах давил на болевые точки противников, убирал их сигнатурки, а с нами такого они делать не могли. Кто-то пытался банить героев мне, но по итогу я тоже играл на всём подряд. Вот и получилось, что весь турнир мы играли комфортными героями, а у противников некоторые игроки пикали что-то новое для себя.
— В твоей команде играл ILTW. Было ли тебе сложно коммуницировать с бывшим профессиональным игроком? И как вы распределяли обязанности внутри команды?
– Мы сразу же условились, что он будет играть и коллить как ему комфортно, а мы подстроимся. В итоге Игорь включался по большей степени после 20-й минуты, а драфты и начало мы брали на себя. Главным условием было не токсичить, и никто в команде этого не делал. Но один раз ILTW всё-таки нахулиганил и сломал шмотки, когда мы добивали трон врага!
– BetBoom провела второй медиа турнир за свою историю. Над какими моментами организаторами стоит поработать, чтобы такие ивенты привлекали ещё большее внимание со стороны комьюнити?
– Я участвовал только во втором турнире. На мой взгляд, это отличный формат: онлайн был большой, аудитории весело. Осталось разве что расширять список участников, а так проект классный!
— С прошлого года российские стримеры не получают дивидендов с трансляций на Twitch. Почему платформа все ещё остаётся основной для большинства российских популярных стримеров?
– Потому что для зрителей ничего не изменилось. Все привыкли смотреть Twitch – все его и смотрят. Меняя платформу, ты теряешь часть аудитории, причем заранее трудно даже оценить насколько большую.
– Были ли у тебя предложения перехода на Trovo, WASD.tv или VKPlay? И как ты относишься к развитию новых стриминговых платформ?
– Предложения были, но пока моя основная аудитория на Twitch, я не планирую что-то менять и придумывать. Конечно, хотелось бы видеть больше качественных площадок для стриминга, ведь конкуренция это всегда плюс.
— Не обойдем стороной и последние события в сфере стриминга. «Лига безопасного интернета» начала массовую борьбу с стримерами, рекламирующими онлайн-казино. Стоит ли эта проблема внимания со стороны государства? И насколько в этическом представлении реклама онлайн-казино целесообразна у популярных стримеров?
– Есть закон, за его нарушение должны наказывать – это нормально. Просто долгое время на это никто не обращал внимания и создалось впечатление, что реклама онлайн-казино разрешена. Я думаю это вопрос только к самому стримеру, который не зависит от его онлайна, всё-таки этим занимаются стримеры всех калибров.
– Сейчас в России популярные личности на Twitch также спонсируется букмекерскими компаниями. Есть ли опасения, что вскоре «Лига безопасного интернета» начнёт бороться и с ними? Если это произойдёт, на чём будут держаться трансляции русскоговорящих стримеров?
– Не думаю, что стоит сравнивать букмекеров и нелегальные онлайн-казино.
Онлайн-казино зарегистрированы в оффшорах и в любом виде запрещены в РФ, поэтому, в случае возникновения проблем, пользователей никто не защитит. В то же время букмекеры легализованы в РФ, платят налоги и целевые отчисления на развитие спорта. Казино − это рандом, генератор случайных чисел. Ставки на спорт − азартная игра, в которой, за счет информации и знания вида спорта, можно получить преимущество. Так что вряд ли кто-то должен бороться с букмекерами.
— Как должна быть устроена «свобода» для стримера? Должны ли внешние факторы в лице администрации сервиса или государственных структур вмешиваться в его дело и навязывать свои правила?
– Я не отношусь к стримерству как к какой-то привилегии. Думаю, что правила должны быть одинаковы для всех. Если делаешь что-то противозаконное – будь готов к последствиям, и нет разницы: стример ты или работяга с завода? Конечно, есть ограничения в виде «запрёщенных слов» на Twitch, например, но платформа в своем праве. Это же я на нее пришел стримить, а не она ко мне.
– Нынче контент на трансляциях стримеров идёт к стагнации: интервью, коллаборации с другими стримерами, игровой процесс. Как можно рядовому стримера разнообразить контент для зрителя?
– Лично я отношусь к стримингу так, что если стримеру интересно, то и его аудитория это чувствует и ей тоже интересно. Гнаться за числом зрителей, делая то, что не по кайфу, – не для меня. Например, мне весело просто играть в доту и я продолжу этим заниматься, не чувствую потребности что-то менять.
— Твой главный тезис на стримах: «делаем комьюнити лучше». В каких аспектах общество на твоих трансляциях спрогрессировало за все время?
– Мои зрители видят, как можно спокойно реагировать на раздражители в игре. Я часто получаю донаты или вижу сообщения в чате, где зрители благодарят за позитивный настрой, за то, что они научились получать больше удовольствия от игры и меньше негатива.
– Раньше зрители приходили на твой канал для того, чтобы научиться играть на Techies. Как ты считаешь, за какой информацией они стали приходить после реворка персонажа?
– Большинство новых зрителей приходили посмотреть на то, как я взрываю на Techies профессиональных игроков, и те ничего не могут с этим поделать. Но такое происходило условно раз в 10 игр, поэтому большую часть времени постоянная аудитория смотрела спокойный геймплей на уникальном герое. Теперь уникального героя нет, но геймплей остался – людям просто комфортно чиллить на трансляции без токсичности и негатива. В целом, после удаления Techies просмотры упали в полтора-два раза, но это нереально круто, если вдуматься. Я всё ещё в топе Twitch, всё ещё просто играю в Dota 2 по кайфу!
— Изменилась ли твоя любовь к Dota 2 за все то время, что ты занимаешься стримингом?
– Думаю, что не изменилась. Бывали периоды на старом Techies где-то раз в полгода-год, когда мне надоедало на нём играть, но спустя 1-2 недели смены деятельности всё проходило. А теперь я вообще играю на куче разных героев и осваиваю новые для себя роли! Мне стало только интереснее после этого реворка (смеётся).
— Известно, что также ты стримишь Civilization 5. Почему ты предпочитаешь именно эту версию, а не последнюю Civilization 6?
– Civilization 5 – ностальгия и игра моего детства. Я недавно попробовал снова в шестую, но мне не зашло. Очень много механик скорее тактических, чем стратегических. Нужно микроконтролить, причем очень напряжённо и будто излишне. В пятой же, наоборот, ты больше решаешь глобальные вопросы.
— В стратегии нынче играет не меньше людей, чем в популярные шутеры или MMORPG. Если бы ты на постоянной основе стримил Civilization 5, как бы ты разнообразил контент, чтобы за ним желали бы наблюдать тысячи зрителей.
– Думаю, что турниры это то, что привлекает людей больше всего. Например, на турнире по Dota 2 у меня был онлайн по 10 тысяч человек, аналогично когда я стримлю мейджоры или The International - онлайн 5-15 тысяч человек. Люди любят соревнования.
— Недавно ты начал стримить Hogwarts Legacy. На дистанции эта игра станет культовой в игровой индустрии?
– Она однозначно станет культовой для фанатов вселенной, потому что это по сути самая крутая возможность погрузиться в мир Гарри Поттера через игру. А для остальных, думаю, пройдёт мимо. Игра не идеальна и не так универсальна как Ведьмак, например.
— Сейчас комьюнити очень жарко обсуждает Atomic Heart. Планируешь ли ты обозревать эту игру?
– Я смотрел стримы по этой игре и меня не зацепило, играть не планирую.