У франшизы Silent Hill от японской Konami за 25 лет существования сложилась неоднозначная судьба. После громких хитов следовали противоречивые части, которые, тем не менее, также находили своих преданных поклонников.
Долгая дорога до ремейка
Однако Silent Hill 2 стоит особняком. Созданная в 2001 году игра с самостоятельной историей, которая практически никак не пересекалась с первой частью, стала настоящей классикой. Разработчики из Team Silent, внутреннего подразделения Konami, не стеснялись экспериментировать во всём и по итогу сделали культовый психологический хоррор, который заметно повлиял на игровую индустрию в целом и жанр в частности.
После второй части вышло ещё несколько игр серии, включая спин-оффы. Однако с 2012 года развитие Silent Hill, казалось, остановилось. Тогда свет увидели относительно успешная Silent Hill: Downpour и плохо принятая критиками Silent Hill: Book of Memories для PS Vita.
В 2014 году Konami анонсировала Silent Hills с актером Норманом Ридусом в главной роли и выпустила культовую демо-версию P.T., над созданием которой поучаствовал Хидео Кодзима. Однако проект после ухода Кодзимы из компании отменили, и о серии Silent Hill не было ничего слышно многие годы.
О возрождении франшизы осторожно заговорили после успеха ремейков Resident Evil от Capcom, которая считалась конкурентом серии (пусть и не совсем прямым). Konami решила пойти по тому же пути. В 2021 году польская Blooper Team, выпустившая известные психологические хорроры Layers of Fear, Blair Witch и The Medium, объявила о сотрудничестве с японским издателем. В октябре 2022 года стало известно, что поляки работают над ремейком Silent Hill 2 на Unreal Engine 5.
Фанаты Silent Hill затаили дыхание, ведь студии из Восточной Европы поручили работать над одной из самых культовых частей (хотя были и те, кто считал, что надо было начинать с самой первой игры). Премьерный тизер-трейлер публика приняла в целом благосклонно, однако сомневающихся в качестве будущего продукта было достаточно. Даже присутствие «отцов» оригинальной игры, включая композитора Акиры Ямаоки, который не только перезаписал культовые композиции, но и записал новые, не совсем успокаивало публику.
Больше всего в соцсетях переживали за атмосферу и саунд-дизайн, а также за боевую систему, которая в оригинале была, мягко говоря, не самой удобной. Опасения за «боёвку» усилились после выхода второго трейлера: на YouTube он получил огромное количество дизлайков.
Однако после сюжетного трейлера поклонники стали догадываться, что у поляков из Blooper Team, похоже, всё получилось. Судя по комментариям и минимальному количеству дизлайков, они остались впечатлены увиденным. Хотя внешний вид Джеймса и особенно Анджелы понравился не всем.
6 октября 2024 года Silent Hill 2 Remake увидела свет на PS5 в качестве консольного эксклюзива и ПК. Мы поиграли в версию из Steam и готовы поделиться впечатлениями.
Пугающее возвращение
Сюжет ремейка точь-в-точь повторяет историю 23-летней давности вплоть до диалогов. Клерк Джеймс Сандерленд приезжает в курортный городок Сайлент-Хилл после загадочного письма жены по имени Мэри, которая умерла три года назад от болезни. В нём она зовет возлюбленного в некое загадочное место в городе.
По приезду Джеймс сталкивается не только с опустевшим туманным городом и пугающими существами, но и редкими реальными людьми, каждый из которых попал в Сайлент-Хилл по своей причине. И, самое главное, главный герой встречается со своими кошмарами, попутно выясняя, чем же является Сайлент-Хилл на самом деле.
Blooper Team осовременила игру, насколько это возможно, и явно вдохновлялась ремейками Resident Evil. Теперь в игре вид исключительно от третьего лица – никаких «кинематографичных» ракурсов из оригинала, которые нередко сбивали с толку. Это, к слову, позволяет исследовать закоулки Сайлент-Хилла с ещё большим погружением и, например, дойти почти до любой улицы без каких-либо ограничений.
Перед поляками стояла задача внешне сделать из игры конфетку: как-никак, со времён выхода первой части минуло три консольных поколения, и технологии значительно ушли вперед. И здесь Blooper Team справилась блестяще. Графически игра впечатляет: авторы создали детализированные текстуры и модели персонажей. Реалистичное освещение и тени придают локациям глубину и атмосферу, характерных для оригинала.
Всё это идеально работает с каким-то невероятным саунд-дизайном. Напряжение перед очередной схваткой с врагами нарастает не только из-за знакомого фанатам серии потрескивания в портативном радиоприёмнике, который носит с собой Джеймс. Буквально каждая минута игры пропитана пугающими и тревожными звуками: напряженным гулом на фоне, еле уловимым шёпотом, завыванием ветра и скрежетом металла, криками и стонами монстров за углом, которых ожидаешь увидеть в свете традиционно тусклого для серии фонарика. Однако сильнее всего пугает полная тишина: не зря Ямаоко ещё при создании оригинальной Silent Hill 2 доказывал команде, что отсутствие любых звуков тоже является важной частью саунд-дизайна.
По итогу всю игру не покидает ощущение сюрреальности происходящего, словно Джеймса погрузили в какой-то непрекращающийся ночной кошмар, откуда он изредка выныривает во время встреч с другими героями и исследования улиц Сайлент-Хилла под еле пробивающимся сквозь туман солнцем.
Silent Hill стало больше
Упрощён инвентарь: теперь он не настолько перегружен и более дружелюбен для игрока. Нужные для решения загадок предметы можно выбирать на ходу, а оружие теперь всегда в руках – его не нужно вручную постоянно доставать из снаряжения.
Боевая система получилась противоречивой. Blooper Team смогла соблюсти баланс и не превратить Silent Hill 2, который больше сурвайвл-хоррор, нежели бодрый экшен, в непрекрающийся тир. Однако слабая отдача оружия, скудный арсенал, заскриптованные атаки Джеймса и противников начинают наводить тоску примерно к третьему часу игры.
Куда интереснее получились головоломки, которые, хоть в целом и следуют формуле из оригинала (она звучит примерно так: «Найди три элемента, чтобы открыть сейф и открыть им дверь с другой загадкой»), но решать их теперь куда интереснее, и они не выглядят слишком притянутыми за уши. Нужно исследовать комнаты, читать записки, сопоставлять увиденное и включать банальную логику. Иногда через головоломки раскрываются истории обитателей той или иной локации (задача с браслетиками в «Брукхейвене» – в сердечке навсегда), поэтому теперь их решение становятся более иммерсивными.
Сама игра получилась куда более продолжительнее оригинала. Если Silent Hill 2 проходилась примерно за 8-9 часов, то на ремейк может уйти до 20 часов – зависит от стиля игры, сложности боёв и головоломок. В обновленной SH2 некоторые уровни получились более объёмными, и теперь локаций для исследования стало больше. Однако сложно это записывать в однозначные минусы: находиться в Сайлент-Хилле во всех его проявлениях хоть и жутко, но всё ещё безумно интересно.
С технической точки зрения игра работает пока не совсем идеально. Статтеры и резкая потеря FPS на некоторых локациях (особенно в разгар боя) удручают, однако, похоже, это особенность всех игр на UE5. Не исключено, что с ближайшими патчами разработчики улучшат производительность игры.
В итоге, Blooper Team выдала образцовый ремейк на уровне недавних современных адаптаций Resident Evil. Поляки с маниакальной точностью перенесли в Silent Hill 2 всё то, за что полюбили историю Джеймса Сандерленда: личную трагедию, яркий символизм дизайна монстров, пугающий туманный городок и героев, за судьбу которых переживаешь. На месте остались и не самые простые загадки, блуждания в полутьме по жутким лабиринтам жилых комплексов «Вудсайд» и «Блю Крик» и больницы «Брукхейвен», постоянная сверка с картой, трещащий помехами при наличии рядом врагов радиоприемник и гнетущая атмосфера, от которой становится не по себе.
При этом Blooper Team чуть расширила историю, добавив деталей, которые гармонично смотрятся с наследием оригинала. Здесь немало пасхалок, намекающих на важные события или головоломки из Resident Evil 2, что прямо говорит старожилам серии – вот вам, освежите память!
Ремейк Silent Hill 2 может стать отличной точкой входа для тех, кто давно хотел прикоснуться к франшизе. Польская студия смогла сделать идеальную современную версию одного из самых страшных, знаковых и важных хорроров в истории игровой индустрии. И пропускать его никак нельзя.