Last Epoch появилась на рынке как-то очень незаметно: студия Eleventh Hour Games начала работу над игрой в 2017 году, а уже через год представила на суд общественности первую демоверсию. В 2019 вышла бета-версия в раннем доступе, сейчас проект по-прежнему находится в разработке. В этом материале на Cybersport.Metaratings.ru подробно рассмотрим игру и узнаем, чем она лучше общеизвестных Diablo и Path of Exile, а также какие нововведения появятся с полным релизом, который случится уже скоро.
Игровой базис
Ранние версии Last Epoch получили смешанные отзывы от коммьюнити, однако разработчики не бросали свой проект и постоянно перерабатывали основные игровые механики. По итогу ситуация значительно изменилась: сейчас у игры очень положительные отзывы на основе 25 000 обзоров, она становится частым объектом обзоров и стримов популярных контентмейкеров по различным «дьяблоидам».
Всё начинается по классике жанра: игрок создаёт персонажа, выбрав один из пяти предложенных классов. Основные классы в игре привычны и не блещут оригинальностью, а вот каждый из трёх подклассов, который можно будет выбрать после вложения 20 очков талантов в основную ветку прокачки, смотрится куда интереснее. Так, например, разбойник может стать лучником, сочетая прежние механики с дальним боем. А страж, по сути являющийся классическим танком, превращается в рыцаря бездны, атакующего заклинаниями тьмы.
Новые способности открываются в Last Epoch как при вложении очков в основную классовую ветку, так и в ветки подклассов. А один из трёх уникальных скиллов можно получить только за выбор определённого подкласса: в игре в любой момент можно откатить навыки и перераспределить потраченные очки, но вот выбрать другой подкласс уже не получится. При этом, сосредоточившись на конкретном подклассе, игрок всё ещё получает доступ к веткам других специальностей – вкладывая накопленные поинты, он открывает полезные пассивные навыки.
Прогрессия талантов в Last Epoch выстроена по системе Titan’s Quest и Grimm Dawn: за вложение определённого суммарного количества очков в ветку можно разблокировать более «тяжеловесные» таланты.
Помимо этого, в действие вступает козырная фишка прокачки: система активных скиллов. За каждый из ключевых уровней развития игрок открывает ячейку специализации, в которую можно поместить любую из открытых способностей. В результате этого открывается отдельное древо скилла, в которое вкладываются особые скиллпоинты, получаемые в ходе прокачки. Всего таких ячеек 5, поэтому основное билдостроение в игре представлено комбинированием пассивных навыков и пяти способностей. Особо примечательно, что прокачка способностей часто предлагает наделять их новыми свойствами или связывать в синергирующие цепочки, в результате которых один скилл автоматически запускает другой.
Если игрок захочется перекачаться, он всегда может освободить ячейки и разместить в них новые способности. Однако набирать поинты прокачки в таком случае придётся с нуля.
Основная сюжетная линия игры завязана на перемещениях во времени: на карте представлено несколько эпох, отображающих изменения кусочка местности на протяжении веков.
Поясняем за шмот
Last Epoch – буквально лучшая игра жанра для тех, кто любит гриндить. Давайте разберёмся, почему.
Перво-наперво игрок сталкивается с классической системой редкости шмоток: от обычных белых, до уникальных оранжевых и сетовых зелёных. Ещё есть экзальты (exalted) фиолетового цвета – промежуточная ступень между жёлтыми и легендарными вещами. Почти каждый билд в игре основан на использовании пары-тройки легендарных «уников» (уникальных легендарок) и экзальтов с хорошими ролами в нужные статы.
И вот тут начинается интересное: крафт. Он одновременно прост и гениален – в инвентаре регулярно накапливаются полезные осколки, глифы и руны. С помощью первых можно наделить шмотку аффиксом или суффиксом, добавляющим какой-либо эффект (чаще всего усиление определённой характеристики) или увеличить уровень уже имеющегося. Скрафтить вручную можно только аффикс/суффикс пятого уровня, топовые шестые-седьмые тиры могут быть сгенерированы только на выпадающих предметах. Глифы позволяют различным образом взаимодействовать с экипировкой: разобрать слабый предмет для получения необходимых осколков, переналожить случайный статусный эффект или удалить его. А руны – этакое подспорье при использовании осколков. Они, например, помогают с некоторым шансом не потратить потенциал ковки. О последнем, к слову.
Любые изменения, проводимые со шмоткой, тратят очки её потенциала ковки – он служит этаким ограничителем, не позволяя создать универсальную имбу. Однако «докрафчивать» можно предметы любой редкости, кроме легендарных и сетовых. А как быть с ними?
Ещё одна интересность: любой легендарный предмет в игре может выпасть с очками легендарного потенциала в размере от нуля до четырёх. Он нужен для того, чтобы перенести от одного до четырёх случайных свойств с любого другого предмета на легендарку, делая её ещё сильнее и желаннее. Делается это в особом подземелье, которое открывается в лейт-гейме. Даже шмотки с легендарным потенциалом в 2 – уже редкость, чаще всего вы будете получать «нулевую» экипировку, с которой нельзя взаимодействовать. Увидеть выпавший предмет с «чётверкой» – что-то из области фантастики.
Итого – для идеального билда нужно, загибайте пальцы: выбить несколько уникальных легендарок, без которых билд не будет работать в принципе или же будет чувствовать себя заметно хуже; раздобыть хороший комплект экзальтов с важными характеристиками (один из самых долгих этапов); выбить подходящие легендарки под оставшиеся слоты с хорошим потенциалом (чаще всего это хотя бы 2) и объединить их с экзальтами так, чтобы перенеслись по итогу наиболее полезные статы (на что может потребоваться множество попыток). Нужно учитывать, что любая характеристика на предмете генерируется в случайном диапазоне в установленных рамках, и, разумеется, лучшим вариантом станут шмотки со значениями, приближенными к максимальным.
А ещё есть идолы, да. Это особые предметы, усиливающие две характеристики. Их нужно складывать в отдельной области инвентаря на манер паззла. И поймать нужное сочетание статов – ещё одна мини-задача билдостроения.
Для тех, кто получает удовольствие от гринда, Last Epoch станет буквально вершиной оного, причём гринд в игре совсем не напрягает. Даже наоборот – ты постоянно ощущаешь прогрессию и буквально чувствуешь, как становишься сильнее или живучее.
Кстати, в игре есть очень классный лут-фильтр, который программируется вручную под любые нужды. Сначала система выглядит сложной и замороченной, но стоит разобраться в деталях, и вы с лёгкостью сможете настроить «отсев» шмота для каждого из созданных персонажей.
Окей, собрать финальную версию билда – одна из самых перспективных лейт-гейм задач в играх жанра. Но какими методами достигается поставленная цель?
Чем заниматься на поздних этапах игры
В лейт-гейме Last Epoch можно раствориться уже на этапе покорения монолитов. Эта механика предлагает roguelite-систему случайно генерируемых подземелий с различными наградами – осколками, предметами экипировки, книгами опыта и так далее. Заполнив шкалу прогресса монолита, игрок получает возможность сразиться с боссом. За победу над ним он получает одно из нескольких благословений на выбор, повышающее характеристики персонажа. Система выстроена очень привлекательным образом: уровень монолитов повышается, а награды становятся ценнее. Плюс – сами благословения ролятся в случайном диапазоне, поэтому игрок получает ещё одну глобальную цель – получить все нужные для билда бафы максимального значения.
А ещё за покорение монолитов можно получить ключи – они используются для доступа в особые подземелья. Среди них есть как цикличные арены, на которых нужно отбиваться от волн противников, так и данжи на прохождение, в конце которых игрока ждёт уникальная награда.
Для того, чтобы мотивировать геймеров на прохождение описанных активностей, в игре предусмотрена система улучшенных наград за первое ежедневное прохождение всех лейт-гейм подземелий.
Last Epoch – одна из немногих игр жанра, в которой не обесценивается полезность золота. Во-первых, в ключевых городах есть NPC, позволяющий обменивать золото на случайные шмотки. Во-вторых, одно из игровых подземелий напрямую завязано на трату голды: в конце пути игрока будет ждать сундук, перед открытием которого можно потратить большие суммы золота на увеличение награды.
Максимальный уровень персонажа в игре – сотый. И если до условного 80+ прокачка идёт достаточно быстро, то путь с 90 до заветного предела значительно замедляется, поэтому покорение максимальной отметки требует потратить не один час.
Текущая версия Last Epoch предлагает столько контента, что в неё можно залипнуть на добрые десятки часов. А ведь совсем скоро игра выйдет в полноценный релиз, и вместе с ним разработчики добавят несколько новых механик.
Особенности релизной версии
Выход игры из раннего доступа состоится 21 февраля 2024 года. Одной из главных особенностей полной версии станет система фракций: выбрав одну из двух сторон, игроки будут повышать репутацию, чтобы получить доступ к особым функциям. Гильдия торговцев позволит обмениваться предметами с другими игроками, а Круг Фортуны увеличит шанс выпадения полезных вещей и предоставит различные пассивные бонусы.
Ещё одно из нововведений – система Пророчеств – позволит игрокам открывать созвездия. Механика используется при вступлении в Круг Фортуны для получения различных бонусов, связанных с дропом шмоток и ценных ресурсов.
А с помощью Резонансов можно будет дарить экзальты и легендарные предметы другим игрокам, что значительно улучшает взаимодействие в кооперативе, позволяя отправлять друзьям необходимые для билда шмотки.
Вывод
Last Epoch отлично подойдёт как заядлым игрокам в ARPG, так и незнакомым с жанром новичкам: в отличие от той же PoE она не выглядит перегруженной, а большинство игровых механик просты и интуитивны. Кроме того, в игре очень классная инфографика, благодаря которой в статистических данных различных скиллов и пассивок очень приятно ориентироваться.
Главная проблема текущей версии Last Epoch – это её сервера. Если персонаж создан в онлайн-режиме, вы будете регулярно сталкиваться с фризами и статтерами, а при игре с товарищами устанете от десинхрона и внезапных телепортов героев по карте. Не меньше напрягают и длительные подгрузки между локациями. Разработчики в курсе проблемы и обещают исправить её в релизной версии. А вот в оффлайне всё играется отлично.
Внутриигровой донат направлен на покупку скинов и других визуальных апгрейдов, даже вкладки в тайнике приобретаются за обычное золото.
Эта игра имеет огромный потенциал для развития, на протяжении прохождения буквально ощущаешь, что её делали фанаты жанра для фанатов жанра. Многие раздражающие моменты, кочующие из «дьяблоида» в «дьяблоид», здесь проработаны и сглажены.
Пока сообщество ожидает выхода Path of Exile 2, Last Epoch активно привлекает целевую аудиторию. Игра уже комплекснее и интереснее Diablo IV и разнообразнее, чем первая PoE. Не исключено, что после нескольких контентных патчей она сможет заткнуть за пояс и новый проект Grinding Gear Games.