В традиционном спорте давно сложилась норма причислять к чемпионам какого-либо соревнования менеджмент клуба. Так, например, хоккейные болельщики в 2021 году были возмущены выгравированными на Кубке Гагарина фамилиями Миллера и Дюкова — топ-менеджеров «Газпрома», курирующих омский «Авангард». Киберспорт не наследует эту черту в исходном виде, но похожие ситуации все же встречаются: можете ли вы назвать Korb3n чемпионом The International 2021? А Monolith — чемпионом The International 2015? Запросто. После неожиданного триумфа Tundra на прошедшем TI11 многие вспомнили про основателя организации Максима Демина: для мира киберспорта фигуру не самую медийную, но имеющую богатый бэкграунд. О том, как бизнесмен из Татарстана «слепил» чемпионов в футболе и Dota 2 — в материале Cybersport.Metaratings.ru.
90-е и 00-е: вытащить «Татнефть» из ямы
Количество интервью Максима Демина можно посчитать по пальцам одной руки. Бизнесмен редко общается с журналистами и почти не афиширует подробности своей жизни: неизвестно про его точные дату и место рождения, а также деятельности жены и детей. Немногие детали мы узнаем лишь из разговоров с Forbes и истории «Татнефти», где на рубеже веков работал Демин.
В 1997 году, когда Максиму Викторовичу было 27 лет, молодого специалиста консалтингового агентства Arthur Andersen привлекли к сотрудничеству с «Татнефтью». Одна из крупнейших нефтедобывающих компаний России попала тогда в, мягко говоря, экстремальную ситуацию: кризис 1998 года загнал ее в долги размером 354 миллиона долларов перед западными банками. Демин руководил операциями по получению крупных займов, реструктуризацией основной задолженности и за три года дослужился до советника «нефтяного барона Татарстана» — Шафагата Тахаутдинова, в те годы еще возглавляющего «Татнефть». Один из главных результатов работы специалиста, знающего английский и японский языки — кредит в 200 миллионов долларов, который до 2002 года нефтяным компаниям еще не предоставляли. Демин покинул «Татнефть» в 2005 году, оставив за собой звание «спасателя», хорошие отношения с бывшим местом работы и средства для собственных вложений. Пакетами акций российских банков бизнесмен владел до кризиса 2008 года, параллельно занимаясь уже близкой для себя нефтяной отраслью.
2010-е: «Антиабрамович» с берегов Ла-Манша
Супруга хотела, чтобы сын получил образование в Англии, а тогда [в 2005 году — прим.] ему нужно было идти в первый класс.
Демин переехал в Лондон по семейным обстоятельствам, быстро познакомившись с местным предпринимателем Эдди Митчеллом. Тогда еще россиянин Максим Викторович планировал и дальше работать с финансовым и нефтяным секторами, если бы не общее увлечение новых приятелей — футбол. На тот момент Митчелл уже достиг высот с «Борнмутом»: середина таблицы третьего дивизиона английской футбольной лиги была лучшим результатом клуба за 20 лет, но Демин снова столкнулся с кризисом. Несмотря на старания Митчелла, «Борнмут» имел задолженности перед персоналом, терял ключевых игроков, тренеров, а главное — неоправданные финансы. Россиянин согласился помочь:
Над этим решением я долго не думал. Я сам всегда любил футбол, в юности болел за московское «Торпедо», мой сын любит футбол. Для меня это была новая игра — что можно сделать с клубом?
До 2013 года Максим Демин предоставил «Борнмуту» более 25 миллионов фунтов стерлингов в кредит, после чего выкупил все 100% акций у Эдди Митчелла. После первых успехов СМИ начали сравнивать бизнесмена с уже легендарным для английской публики Романом Абрамовичем. Поспорить с этим можно во многих аспектах: если Абрамович известен тактикой «вливания огромных средств», Демин, как и положено человеку с опытом в консалтинге, действовал более экономично. Сначала в клуб вернули одного из сильнейших тренеров-философов в футбольном андеграунде: с Эдди Хау получилось поднять мораль коллектива и за 10 лет добиться выхода в Английскую Премьер-лигу. Чуть позже «Борнмут» стал сотрудничать с клиникой спортивной медицины Villa Stuart — ее пациент Франческо Тотти продолжал играть на высшем уровне в 38 лет. Результат: травмы игроков были минимизированы, что позволило экономить огромные деньги на лечении.
Слава «русского чуда» пришла Демину в 2015 году. «Борнмут» впервые в истории поднялся в высший дивизион английского футбола. Правда, от «русского» у Демина осталась только национальность: к тому времени бизнесмен стал полноценным резидентом Великобритании, что позволило избежать санкций в 2022 году. На настоящий момент клуб все еще держится в АПЛ, пусть и без Эдди Хау с Максимом Деминым. В октябре вся доля была продана владельцу хоккейного «Вегас Голден Найтс» Тодду Бели, причем сделка по продаже вдвое превзошла покупку. Максим Демин вышел из футбола местной легендой управления с огромным профитом в кошельке.
2019 — настоящее время: от основания Tundra Esports до победы на The International
Демин пытался быть новатором везде: от ведения футбольного клуба до начинаний в бизнесе. Так, в 2019 году владелец «Борнмута» впервые вложился в киберспорт, создав организацию Tundra Esports. Поначалу это было связано исключительно с футболом: клуб Демина подписал талантливых российских игроков в FIFA — Klenoff и Dav, многократных призеров чемпионатов России. Ставка на соотечественников не оправдала себя: Кленову и Сагитову во многом не хватило опыта на международной сцене. Исправлять ситуацию вызвали вице-чемпиона eWorld Cup 2019 в составе Rogue — саудита Msdossary, но и результаты новичка пошли на спад.
После окончания контракта Msdossary Tundra ненадолго ушла в тень, и Максиму Демину впервые пришлось иметь дело со спортом, не похожим на игру с мячом: 25 января 2021 года организация подписала микс mudgolems. В первых сезонах DPC удавалось как минимум сохранить прописку в высшем дивизионе, а к концу 2021 года сумма призовых превысила 300 тысяч долларов.
Остальное — история. На замену Fata, поехавшему покорять Северную Америку, пришел Saksa из OG. В таком составе коллектив занял третье место на ESL One Stockholm Major — этого хватило для автоматического выхода на The International 11 через таблицу Dota Pro Circuit.
После победы своего клуба на The International Максим Демин считается владельцем-чемпионом дважды: сначала это был Чемпионшип в 2015 году, теперь — главный турнир года не только в Dota 2, но и во всем мировом киберспорте.