Российский комментатор Dota 2 Никита 4ce Котков специально для Cybersport.metaratings.ru поделился своим мнением о предстоящем DPC-сезоне в СНГ, патче 7.31 и рассказал, какой функционал хотел бы видеть у комментаторов.
— Скоро начнется новый DPC-сезон для СНГ-команд, как тебе формат?
– Отборы нужно провести быстро, поэтому формат меня, в целом, устраивает. Постараюсь посмотреть столько матчей, сколько смогу. Думаю, будет интересно следить за матчем BB – Spirit, в первую очередь.
— Сезон начался крайне неожиданно, может ли из-за этого исход победителя быть неожиданным? Кого ты выделишь в фавориты этих квалификаций?
– Я думаю, Spirit займёт первое место. Парни наверняка много играли, как переехали в Сербию, готовились. Думаю, остальные коллективы не могут быть настолько готовы к турниру, а учитывая разницу в личном скилле, сюрпризов я не ожидаю. Вот для топ-2 вопрос остается открытым.
— Хватит ли турниров внутри региона по типу Winline D2CL для того, чтобы он смог существовать дальше и привлекать достаточно спонсоров, на твой взгляд?
– На мой взгляд, этого мало. Но это лучше, чем вообще ничего. Игры ближе к плей-офф довольно интересные, есть на что взглянуть, да и поддержка действующих коллективов важна: кто-то организацию себе находит, кто-то призовые получает.
— Последний патч оказался для многих разочарованием, как он для тебя?
– Я сейчас испытываю какой-то острый интерес к Dota 2. Поэтому мне патч, в целом, заходит. У меня вообще так часто с игрой в последнее время. Иногда такое ощущение, как будто стараться в игре вообще не хочется. Смотреть и комментировать интересные матчи – это, конечно, немножко другое, но намного ведь круче, когда ты что-то попробовал в ранкеде, а потом игроки показывают или пытаются показывать фишки героев, которые ты пробовал, а ты уже знаешь, насколько это хорошо может сработать. Прикольно наблюдать за подобным развитием событий.
— Каких изменений ты ждешь в следующих патчах?
– Я думаю, наибольшим разочарованием в этом патче для игроков стало отсутствие изменений в ландшафте. Его бы поменять, сделать новые горочки, елочки, чтобы прятаться, и прочие интересные места. Неплохо бы добавить Marci и Primal Beast в CM – пусть игроки ломают голову, что с ними делать и как использовать. Если это сделают, будет уже достаточное разнообразие и почва для эксперимента.
— Какой функционал для кастеров ты бы хотел увидеть в игре?
– Мне, в целом, всего хватает. Может, статистику какую-то конкретную подкручивать к матчу (в рамках DPC-лиг в своих регионах), в данный момент эта функция есть только у студий. Было бы круто, чтобы можно было с реплеями работать адекватно. Многие консольные команды (убрать HUD, миникарту и прочее) можно было бы кнопками. Ну, это ерунда, на мой взгляд, большинство пользователей этим не будет пользоваться, это только для создателей контента хорошая функция была бы.
— Как проходит твоя подготовка к касту игр?
– Моя подготовка очень проста – 20 ммов в день. А в марте-апреле смотрел много игр в разных регионах, черпал знания оттуда. Даже сам чуть лучше играть начал, такое ощущение. Но я обычно не смотрю так много игр, так как некогда.
— Расскажи о самом странном случае, что с тобой происходил во время каста матча.
– На каком-то ночном эфире, помню, уснул, и меня Лекс разбудил, заорав в микрофон специально. Я испугался, проснулся и первые секунды 3-4 вообще не понимал, что происходит.
— Есть дисциплина, в которой бы ты хотел попробовать себя в роли комментатора?
– Наверное, нет, другие нынешние популярные киберспортивные дисциплины мне не очень нравятся.
— У тебя очень высокий рейтинг для кастера: не думал ли ты поменять свою роль и стать, например, тренером какой-то команды?
– Почему-то в каждом интервью задают этот вопрос. В данный момент у меня не так уж и много рейтинга. В последний год было немного лениво играть и стараться, вот только сейчас поймал себя на мысли, что играть стало интересно. Тренером бы хотел попробовать, почему-то люди на моих стримах считают, что у меня бы могло получиться, но я думаю, что на эту роль всегда есть варианты и любая команда предпочтет кого-то другого.
— У тебя была рубрика Метапатруль, расскажи, как ты ее придумал и почему она перестала выходить?
– По сути, это старая «Играй как PRO», которая выходила на канале, где были «Фишки» Ярика, и Dotascope Maelstorm. Просто в более лаконичном формате. Она делалась при поддержке Париматч, и когда сотрудничество прекратилось, прекратился и выход рубрик. Мы еще подкасты делали с Шадовехом, они тоже прекратились. Мне нравилось этим заниматься, надеюсь, после небольшого перерыва вернусь к записи подобного контента.
— Есть ли у тебя еще какие-то идеи для рубрик, которые ты не можешь реализовать по каким-то причинам?
– Идеи есть, и их все я могу реализовать. Нужна площадка. Надо бы уже ее самому создавать, а то у меня только Twitch есть хоть сколько-то активный.
— Ты посетил очень много The International, можешь назвать свой любимый? Какой матч произвел наибольшее впечатление?
– Самый любимый, конечно, самый первый для меня TI – это 4. Я и до этого был на разных LAN-турнирах (в основном, по Quake), но этот был первым для меня в Америке, так далеко от дома. Да и работать на Valve всегда приятно, они заботятся о сотрудниках. Предыдущие мои LAN-турниры в большинстве своем были сугубо моей инициативой, я снимал жилье сам, питался за свои, все продумывал и просчитывал. Редкими исключениями были командировки. А тут оказалось, что можно просто приехать и работать, полностью посвящать себя игре и думать только о ней. Это круто. Самая запоминающаяся серия, я думаю, была для меня на TI10 – Secret vs Spirit. Пришлось даже брови держать.
— У тебя очень большой опыт работы. Какой можешь дать совет начинающим ребятам, что нужно для успеха в этой работе и на чем в первую очередь стоит сконцентрировать внимание?
– Мне кажется, зритель дико не любит, когда комментаторы начинают критиковать игроков и перебарщивают с этим. Для этого нужен авторитет. Например, Тема Fng, когда приходит в студию, может себе это позволить, потому что ты веришь в то, что говорит этот человек благодаря его игровому опыту. Когда аналитик уровня Fng говорит какие-то конкретные вещи, которые потом сбываются, ты волей-неволей начинаешь чувствовать его компетенцию и авторитет, я же и мои коллеги часто ошибаемся в своих предиктах и оценке ситуации. Безусловно, критика уместна, даже более чем — так смотреть веселее. Но когда эфир состоит только из одной критики — это уже перебор.
— Если бы не эта работа, чем бы ты сейчас занимался, думал когда-нибудь об этом?
– Вот уж чего не знаю, того не знаю. Уехал бы на север работать инженером на какой-нибудь электростанции.
— Как ты объяснял своим близким, какой работой ты занимаешься, смотрит ли кто-то из родных игры, которые ты комментируешь?
– Так и объяснял – игры компьютерные комментирую. Из родных никто не смотрит, им это не очень интересно, но поддерживают. Это радует!
— Назови свой топ книг и фильмов, которые больше всего на тебя повлияли.
– Последнее, что я прочел из художественной литературы, – это собрание книг о Ведьмаке Сапковского, так как был под впечатлением от игры. Но не рекомендую его к прочтению: было не очень интересно, да и слог у автора так себе. Когда я читал (а сейчас я беру книгу только в поездки), я в основном выбирал научно-популярную литературу – Деграсс Тайсон, Митио Каку, Хокинг, Перельман. Как-то прочитал «Книгу Пяти Колец». Начинал ее лет в 17, тогда мало что понял. Перечитал сейчас – понял побольше.
Из фильмов я, пожалуй, выделю работы Гая Ричи. Нравятся старенькие работы с ДиКаприо и Киану Ривзом («Остров Проклятых», «Константин»). Редко смотрю фильмы, так же редко, как и читаю.
— Что хотел бы сказать нашим читателям и своим фанатам?
– Безделье есть игрушка дьявола. Занимайтесь спортом, ребята, и помните, что не важно, с какой скоростью ты двигаешься, главное – не останавливаться!