12 ноября 2023 года турнирный оператор Perfect World анонсировал проведение второго мейджора по CS2 в китайском Шанхае. Большой Counter-Strike возвращается в «Поднебесную» почти ежегодно, не считая эпохи коронавируса. Такая тенденция указывает на интерес местной аудитории к самому популярному шутеру в мире, и перспективы CS2 в Китае с учётом этого выглядят внушительно. Cybersport.Metaratings.ru рассказывает о ближайшем конкуренте Саудовской Аравии в борьбе за звание главной экзотической столицы Counter-Strike.
Первый топ-турнир по CS 1.6 в Ханчжоу и рост популярности дисциплины
Китай оказался последней крупной азиатской страной, куда добрались лучшие команды мира в первой версии Counter-Strike. Дебютным ивентом для «Поднебесной» стал WEG Masters 2006 с призовым фондом в 110 тысяч долларов: четвёртый в истории по крупности на тот момент. «Благодаря» информационной обстановке в Китае, которая в 2006 году была ещё более закрытая, чем сегодня, фотографий и записей того турнира не осталось, и на руках мы имеем лишь результаты матчей. Однако живая публика в Ханчжоу увидела чудо: единственная местная команда завоевала трофей в борьбе с лучшими коллективами мира, уступив за пять Bo3-серий лишь одну карту. На WEG Masters 2006 участвовали и россияне, представлявшие Virtus.pro: нынешним тренерам Aurora и Cloud9 Дмитрию hooch Богданову и Ивану F_1N Кочугову покорились 2 тысячи долларов и победа над молодым Дэнни zonic Соренсеном.
Увы, больше местные команды не радовали публику, побеждая на топ-турнирах по CS 1.6, но турнирным операторам понравилась активность публики и сотрудничество с площадками. Вплоть до выхода CS:GO лучшие команды мира приезжали в Китай ежегодно: zonic заработал 30 тысяч долларов в том же Ханчжоу, Виктору TaZ Войтасу покорился ивент в Чэнду, а fnatic с Ричардом Xizt Ландстрёмом подняла трофей в Гуанжчоу на закате эпохи CS 1.6.
Топ-турниры по старой Counter-Strike, где призовой фонд едва достигал 100 тысяч долларов, с огромным размахом проводились в Китае, где местные спонсоры не жалели денег для игроков с мировым именем. Не удивляйтесь, если в современных шоу-матчах в Китае так охотно участвуют завершившие карьеру легенды: их хорошо помнит местная многотысячная публика, видевшая успехи того же Финна karrigan Андерсена в молодости.
Долгий старт в CS:GO
На рубеже десятилетий Китай поразила «болезнь MOBA», но всеобщая любовь к новому киберспортивному жанру стала не единственной причиной спада популярности Counter-Strike. Турнирные операторы видели любовь публики к Dota 2 и League of Legends, стараясь привозить в «Поднебесную» лучшие команды именно по этим дисциплинам. Одновременно сменилась целая эпоха и в шутере от Valve: сама про-сцена очень неохотно переходила на Global Offensive, из-за чего до 2013 года операторы и игроки боролись на одной из сторон. Никто не гарантировал, что местной публике будет интересен турнир по сырому шутеру, в который перешли далеко не все топовые профессионалы.
Согласно порталу Liquipedia, первым турниром уровня S-Tier в Китае с 2011 года стал WESG 2016 – «киберспортивный чемпионат мира» от местных бизнесменов, с треском провалившийся спустя 4 года. Странная система проведения, разрешающая только национальные команды из не самых сильных киберспортсменов каждой страны, была не единственной проблемой ивента. До сих пор в СМИ всплывает информация о долгах организаторов перед игроками, которые всё ещё ждут часть крупного призового фонда почти семилетней давности.
Если не считать WESG, лучшие команды мира посетили Китай лишь в 2019 году, когда Natus Vincere стала чемпионом StarSeries в Шанхае. Это был последний топ-трофей для легендарного Данилы Zeus Тесленко, заработавшего 250 тысяч долларов на закате карьеры. StarSeries i-League 7 продемонстрировал крупнейшим операторам, что Китай и спустя 8 лет может собирать аншлаги, а местной публике хорошо известны нынешние легенды про-сцены.
В конце 2019 IEM заключил долгожданное для китайской публики партнёрство с площадками «Поднебесной», что гарантировало стране ежегодное выступление топовых команд. С огромным успехом европейский оператор дебютировал в том же году, проведя столичный IEM Beijing 2019 на 250 тысяч долларов. Так зрители впервые вживую увидели лучший ростер в истории Astralis, продолживший свою эру на глазах более 4 тысяч зрителей. В Пекине «красные звёзды» выиграли один из последних LAN-турниров перед окончанием гегемонии и началом эпидемии COVID-19.
Местный медиагигант, обеспечивший стабильность сцене
За выпуск и поддержку Counter-Strike в Китае ответственна компания Perfect World. Из рук её разработчиков вышла известная «цензурная» версия игры без крови и с изменёнными названиями сторон, в которую играют миллионы китайских геймеров. Как и в играх от Riot Games, местный дистрибьютор поддерживает закрытые сервера, благодаря которым вы вряд ли встретите в матчмейкинге игроков из «Поднебесной».
С 2019 года Perfect World раширилась, использовав опыт проведения турниров по мобильным играм в Counter-Strike. Так зародился CS Asia Championships: первая серия уровня S-Tier от китайских организаторов, уже трижды собравшая лучшие коллективы мира для местной аудитории. CAC 2024 – один из первых LAN-турниров, продемонстрировавший миру и китайской публике свежую CS2. Так Perfect World за пару лет монополизировала не только локальную сцену, проводя азиатские отборочные к мейджорам и регулярные турниры, но и стала поставщиком профессионального Counter-Strike на ежегодной основе. Последний CS Asia Championships подарил не только полумиллионный призовой фонд для участников, но и выступления FaZe, ENCE, MOUZ и Astralis для 16-тысячной публики.
В Китае на 5 стриминговых сервисах более 500 тысяч человек только поставили «сердечки» под трансляцией финала между FaZe и MOUZ: представьте, сколько ещё зрителей «молча» следили за игрой. По слухам, на пике это число достигало двух миллионов. Численность аудитории – главный фактор, по которому Китай на несколько шагов опережает другого потенциального киберспортивного гиганта в лице Саудовской Аравии. Сколько бы денег не тратили операторы на местные турниры, суммарно зрители во всех арабских странах вряд ли будут конкурировать со зрителями из Китая.
Мейджор от PGL и дальнейшие перспективы
Осенью 2024 года Perfect World объеденится с другим киберспортивным гигантом в лице PGL, чтобы организовать первый в истории мейджор по Counter-Strike в Китае. Призовой фонд станет одним из самых больших, составив 1 миллион 250 тысяч долларов. Пока неизвестно, в какой точке Шанхая пройдёт финальная часть турнира, но название города обещает целую россыпь арен, гарантирующих аншлаги минимум в 15 тысяч человек. Сам мейджор, если судить по календарю, станет одним из последних турниров года наряду с BLAST World Final 2024, а также первым декабрьским мейджором за 10-летнюю историю Counter-Strike.
Но местная сцена богата не только плодами работы Perfect World. Благодаря партнёрству с IEM в Китай приезжают и команды-партнёры ESL, причём тенденция может стать ежегодной. Так, весной этого года Чэнду примет турнир уровня S-Tier – IEM Chengdu 2024, инвайты на который уже получили Astralis, G2, Heroic, MOUZ и FURIA. Игры пройдут в период с 8 по 14 апреля на арене Wuliangye Chengdu Performing Arts Centre. Всего на турнире будут присутствовать 16 коллективов, которые сразятся за 250 тысяч долларов.
В конкуренции растёт качество контента для зрителя – такой постулат обещает сделать предстоящий сезон переломным для про-сцены в Counter–Strike. Благодаря росту активности арабских и китайских бизнесменов и их борьбе за свою аудиторию в календаре появляется всё больше интересных турниров, привносящих в привычную жизнь про-сцены прорывные нововведения.