20 ноября долгожданная S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl стала доступна ПК-пользователям в Steam, Microsoft Store, Epic Games, GOG, а также на Xbox Series. Сразу после релиза пользователи и эксперты уже обнаружили в игре многочисленные технические недоработки и баги. Патч первого дня устранил часть недостаток, но у игры остаются заметные проблемы.
В этом материале CyberMeta подводит итоги исследования производительности S.T.A.L.K.E.R. 2, проведённого экспертом компании Digital Foundry Алексом Батталия.
Сильные стороны
Одной из главных технически сильных сторон S.T.A.L.K.E.R. 2 является её окружение: мрачная атмосфера прошлых частей, реалистичные предметы и доработанное хаотичное поведение NPC. Образ Зоны прочно запечатлелся в сознании многих поклонников серии ещё в культовой классике 2007 года. Сиквел успешно передаёт многие из тех же ощущений, используя движок Unreal Engine 5. Растительность, например, простирается далеко вдаль, создавая впечатляющие панорамы с травой, кустами и деревьями. При этом тени от растительности неидеальны, так как они не обрабатываются виртуальными теневыми картами (VSM) и создаются только в пространстве экрана. И хоть обеспечение такой плотной и удалённой растительности требует значительных ресурсов видеокарты, общий эффект всё равно впечатляет.
Ещё одной сильной стороной является моделирование и текстурирование твёрдых поверхностей, что занимает значительную часть клиенты игры размером в 154 ГБ. Текстуры имеют исключительно высокое разрешение, и даже старый ржавый хлам выглядит достойно при близком рассмотрении. Детали моделей улучшаются с помощью технологии Nanite, что позволяет увидеть реальную геометрическую детализацию в кирпичах, бетоне, механизмах и разбитых автомобилях. На большинстве объектов в игровом мире трудно найти видимые грани полигонов, и почти каждый элемент выглядит так, будто он принадлежит изношенному игровому миру.
Особенно выделяются модели оружия с великолепной анимацией и впечатляющим отображением износа, которое видно каждый раз, когда вы достаёте его и передергиваете затвор. Помимо мелких деталей и растительности, которые оживляют Зону, мастерски сделаны и погодные условия. В игре есть дождь с тёмными объёмными облаками, а также «Выбросы» из прошлых частей, которые окрашивают мир в жёлтый цвет.
В отличие от предыдущих игр серии, в S.T.A.L.K.E.R. 2 присутствует множество кат-сцен. Они напоминают современные части Call of Duty, где с видом от первого лица демонстрируется, как персонаж взаимодействует с окружающей средой или NPC. Последние очень хорошо анимированы, имеют реалистичные модели волос и кожи, а мимика лиц позволяет движениям рта хорошо совпадать с речью.
Визуальные недостатки
В игре слишком мало источников света, отбрасывающих тени, что особенно заметно возле костров. Эффекты отражения от вспышек и фонарей также отсутствуют в S.T.A.L.K.E.R. 2, хотя они, например, были в «Тенях Чернобыля» 2007 года, когда это было редкостью для геймдева.
Наибольшая проблема связана с глобальным освещением Lumen: игра страдает от многих типичных ограничений технологии. Это может привести к тому, что свет просачивается сквозь твёрдые объекты, а тени могут появляться и исчезать в зависимости от направления взгляда. Разработчики намекали, что опции аппаратного ускорения Lumen для избежания этих проблем могут быть добавлены в будущих патчах.
Также можно заметить неточности и дрожания в тенях или мерцающее освещение в части сцен. В некоторых графических режимах волосы персонажей упрощены, а полупрозрачные объекты (например, окна) могут не иметь должного затенения.
Проблемы с производительностью
Частота кадров значительно улучшилась после патча первого дня, но игра по-прежнему сильно нагружает процессор и периодически подтормаживает как на ПК, так и на консолях. Компьютерная версия предлагает длительный этап предварительной компиляции шейдеров, однако после неё игра становится более плавной.
На Ryzen 7 7800X3D (втором по скорости игровом процессоре) наблюдаются задержки кадра в диапазоне 20-30 мс, однако в предварительной версии игры они были ещё больше. На процессорах, по «быстроте» более близких к консоли Xbox Series X/S, запуск игры без ограничения частоты кадров приводит к катастрофическим результатам из-за нестабильного профиля производительности. Всплески задержки кадра могут превышать 50 мс, при этом FPS падает до 50 кадров в секунду. И это – в локациях без врагов или других NPC, которые всегда добавляют нагрузку на процессор.
Когда вы доберётесь до Залесья и в игре появится немало других персонажей, производительность становится непредсказуемой даже на Ryzen 7 7800X3D. Частота кадров временно падает до 40, стабилизируясь в среднем в районе 60 FPS, что невероятно медленно для процессора такого уровня. Это не единичный случай, так как любая область с 20 и более NPC и более серьёзно бьёт по производительности.
Исходя из текущего положения дел, можно ожидать того, что игра всегда будет сильно нагружать процессор, учитывая её плотный мир и умных NPC. Возможности для частичной оптимизации есть, и огромную надежду пользователи возлагают на ближайшие патчи. Обязательно стоит рассмотреть возможность использования ограничения частоты кадров на ПК, дабы уменьшить количество «скачков» FPS. Версия игры, доступная игрокам сейчас, значительно улучшена по сравнению с той, что была у журналистов до релиза. Разработчикам предстоит проделать огромную работу, чтобы S.T.A.L.K.E.R. 2 раскрыла свой полный потенциал и не повторила ошибок Cyberpunk 2077.
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl вышла 20 ноября 2024 года, спустя шесть лет после анонса. Несмотря на это, многие игроки называют игру сырой из-за обилия багов. Чтобы быть в курсе всех событий вокруг новой части S.T.A.L.K.E.R., следите за обновлениями на сайте CyberMeta.