Год назад аналитик портала HLTV под ником NER0, взяв на вооружение Python и открытую статистику команд, провёл исследование позиций на всех турнирных картах 2022 года. Цели: дать точное ранжирование на 4 позиции + AWP на каждой карте, определить среди них сложные и легкие, пассивные и агрессивные. Последний инструмент нам очень пригодился при разработке формулы ACM3: имея реестр всех пассивных расположений, определить главного саппорта команды в разы легче. Новый год ознаменовался и тем, что в мету прочно вошла новая карта – Anubis, заменившая бессмертную Dust II. После изменений маппула нового исследования HLTV не проводил: соответственно, вопрос о реестре позиций на про-сцене пока открыт.
Некоторые команды из сегмента тир-1 или тир-2 уже полноценно включили Anubis в список своих основных пиков:
Именно их последние матчи станут для нас предметом собственного исследования, в котором мы самостоятельно «разобьем» Anubis по основным зонам. Анализ пассивных и агрессивных позиций на новой турнирной карте – в материале Cybersport.Metaratings.ru.
Вступление
Всю полученную статистику и информацию из демо-записей предстоит «просеять» через два фильтра. Во-первых, стоит учитывать роли игроков на других картах: условный Xyp9x, занимающий исключительно пассивные зоны в защите, не будет занимать заведомо агрессивные на Anubis. Во-вторых, основная метрика для построения выводов – процент опен-дуэлей каждого игрока на разных сторонах: частота ранних перестрелок напрямую будет влиять на статус позиции.
В качестве «жертв» были выбраны 4 команды из верхнего сегмента международного рейтинга (BIG, Eternal Fire, MIBR, Complexity) и лучшая команда онлайн-сегмента на Anubis – российская Aurora.
Правила ранжирования, как и у HLTV, просты: на каждой стороне есть независимый AWP-слот и по две агрессивные и пассивные роли. Примеры оригинальных материалов – ниже:
В качестве ориентира послужит собственная база данных, куда мы выпишем проценты опен-дуэлей и рейтинги 2.0 для игроков выделенных команд.
Вопрос: почему здесь для определения сильных и слабых игроков мы не используем ACM3? Ответ: для ACM3 как раз необходимо иметь уже полную картину распределения ролей.
Сторона защиты
Анализировать СТ-сторону легче, поскольку тут ранжирование всегда имеет двух опорников точек и двух более выдвинутых игроков. Исключения: яма на Inferno и рампа на Nuke, где опорники считаются основными опорниками ближайшего плента. Более сложный вопрос – уровень агрессии для тех же опорников и конкретные зоны, где дополнительные игроки необходимы из раунда в раунд.
Больше всего путаницы в процессе просмотра матчей привнесла Eternal Fire. Чтобы понять всю сложность, взгляните на защитный дефолт:
И на дефолт, придуманный уже турецкой командой:
Пояснение: большинство топ-команд играет по первому варианту, но и у второго есть объяснение. Задумка общепринятого дефолта – в покрытии зоны воды и раннем получении информации по сопернику. Ключевая разница, как вы могли заметить, именно в наличии СТ-игрока в коннекторе. Если верить цифрам, опорник коннектора гарантированно принимает участие более чем в 20% стартовых дуэлей, оставляя на B-опорника около 15%.
Случай с Eternal Fire воистину нестандартный, поскольку один Calyx совмещает в себе обе роли, зачастую находясь в закрытой позиции. Именно поэтому по среднему разбросу опен-дуэлей турки показывают самый низкий результат: потенциально самая агрессивная роль не реализуется в принципе. Куда при этом пропадает второй рифлер с точки B? На заднюю часть мида, являясь ретейком между точками A и B (в нашем случае – MAJ3R). Решение ситуации пришлось притягивать за уши, делая MAJ3R «B-опорником» буквально на основе нескольких раундов. Calyx же, положа руку на сердце, занимает по дефолту скорее коннектор, нежели свой плент.
На основе подбора статистики делаем первые выводы:
- Самый сильный разброс агрессии у снайперов. Особенного в этом ничего нет, поскольку роль снайпера намного более индивидуальная и независима от позиционной меты. Агрессивный лидер – syrsoN (в сумме с рейтингом), пассивный – HEN1;
- Группировка по парным слотам рифлеров в защите происходит легко. По таблице видно, что верхнюю вертикаль, не считая AWP, занимают игроки коннектора и мида. Ко вторым вопросов нет: чаще именно FaNg, insani, XANTARES и tabseN являются энтри-фраггерами на стороне атаки в своих коллективах. А вот коннектор – загадка, учитывая наиболее легкий путь к B-пленту через банан, а не через воду. Вероятно, статистика складывается и из тех моментов, когда опорники коннектора играют глубоко и ловят атаку террористов на точку А;
- Пассивные слоты – без сюрпризов: в защите именно опорники точек, согласно исследованию HLTV, становились на второй план. Отдельного внимания достойна роль B-опорника, которую иногда уместнее называть «мэйн-опорником», учитывая глубину стартовой позиции;
- Единственный сюрприз – распределение по успешным и неуспешным статистическим случаям. Лавры высокого рейтинга достались игрокам самых нагруженных по опен-дуэлям ролей, в то время как «спокойно» живущие опорники не так часто тащат игру на себе.
Делая исследование под стать оригиналу, стоит выделить и символическую сборную среди активных топ-команд на Anubis.
B-опорник (пассивная роль) | Grim (Complexity) – рейтинг 0,97 |
Коннектор (активная роль) | Calyx (Eternal Fire) – рейтинг 1,15 |
Снайпер | HEN1 (MIBR) – рейтинг 1,19 |
Мид (активная роль) | insani (MIBR) – рейтинг 1,18 |
A-опорник (пассивная роль) | Krimbo (BIG) – рейтинг 1,00 |
Сторона атаки
С одной стороны, определять точные роли на Т-стороне тяжелее: в счёт идут только медленные раунды, где команда не идёт пушить впятером. К тому же условные роумеры и люркеры могут запросто меняться местами в нестандартных расстановках, что запутывает картину еще сильнее. С другой, по комментариям представителей про-сцены, Anubis очень напоминает Mirage. Это стало мощной шпаргалкой, поэтому названия и само ранжирование атакующих ролей вышло почти идентичным. Другой плюс – единая для всех топ-команд заготовка, поэтому нюансов, как с Eternal Fire, не будет.
Переходим к схематическому дефолту медленного раунда (без учета «плавающего» AWP):
Anubis очень академичен, и особых сложностей покрытие зон не вызывает. Видимо, поэтому на карте до сих пор царит перевес побед в сторону атаки, которая целиком контролирует первую половину раунда. По обоим плентам находятся люркеры, позиция мидера закреплена ввиду высокой важности центра карты (как правило – за самым агрессивным игроком команды).
Роумер – системообразующая роль. Если взглянуть на частоту дуэлей, становится ясно, что при прорыве точек ключевым является как раз он, а не мидер. Задача второго – держать зону, а делать это можно даже закрыто. Роумер же участвует в активной фазе всегда, а также по дефолту контролирует воду (не менее опасную зону, учитывая СТ-опорника в коннекторе). Именно поэтому мидер, хоть и возглавляет список агрессивных игроков, снизу практически полностью «задавлен» роумерами и слегка активными А-люркерами.
Пояснение по последним: активный люркер на одном из плентов – норма, поскольку этот плент априори может быть самым актуальным в мете для атаки. В таких случаях пассивный игрок как раз становится прорывающим, что сказывается на общей статистике.
Выводы:
- Снайперы на данной карте пока чувствуют себя неуверенно. Так уж вышло, что последние «новинки» в маппуле от Valve не блещут преимуществами для AWP, из-за чего влияние роли страдает уже третий год (речь только о Vertigo, Ancient и Anubis). Пример с HEN1, к слову, показывает, что снайперы стиля broky (преимущественно пассивные) могут вполне оставаться на плаву, не открывая зоны вообще;
- Мидеры наиболее зависимы от скилла, и в этой фразе чувствуется привкус Dota II. У данной роли разброс рейтингов самый высокий, причем на вершине как раз те игроки, которые «родились» с агрессивным плейстайлом. Следует вывод, что забивать слот мидера агрессивным капитаном или переученным рифлером – не лучшее решение;
- Процент дуэлей люркеров может открывать глаза на плейстайл всей команды. Интереснейший пример из изученных сегодня – MIBR, где лидером коллектива по агрессии в атаке является как раз А-люркер. Говорит это как об однобоком акценте на одну точку, так и об универсальности brnz4n.
B-люркер (пассивная роль) | Grim (Complexity) – рейтинг 1,22 |
Роумер (активная роль) | exit (MIBR) – рейтинг 1,32 |
Снайпер | HEN1 (MIBR) – рейтинг 1,22 |
Мидер (активная роль) | XANTARES (Eternal Fire) – рейтинг 1,36 |
A-люркер (пассивная роль) | brnz4n (MIBR) – рейтинг 1,23 |
Среди двух сборных со стороны атаки и защиты можно выделить двух игроков, у которых игра на новой карте в 2023 году удаётся одинаково хорошо. Это Grim и HEN1: примечательно, что оба игрока представляют североамериканский регион. К концу года, когда мета на Anubis будет окончательно сформирована, такие сборные будут состоять из игроков исключительно сегмента тир-1.