Первый крупный ивент уровня тир-1 подошел к концу. Две недели отменного CS:GO, который нам подарили команды-участницы, стали достойным началом нового соревновательного сезона и заделом к будущему мейджору. Вместе с тем шаг вперед сделали и мы – в межсезонье формула эксклюзивного рейтинга ACM претерпела тотальное обновление своей механики. Меняя аспекты формулы, поменялся и подход к традиционным статистическим обзорам прошедших турниров. Начиная с IEM Katowice 2023, CyberMeta имеет обширную базу данных по крупным турнирам с 2022 года: эта информация поможет издалека подходить к анализу каждого коллектива, игрока и даже отдельной роли.
О том, какие вопросы закрыл и поставил турнир в Польше – в обзоре Cybersport.Metaratings.ru.
Об обновлении рейтинга ACM
Как вы могли заметить по прошлым материалам, ACM второй версии и отдельная метрика для саппортов имели очень много уязвимостей. Если рассматривать главный рейтинг полезности, то его главной проблемой была скованность во времени: анализировать и сортировать данные можно было только по отдельным турнирам или целому сезону. Кроме того, вопросы вызывала механика ролей: как отличается саппорт от обычного рифлера? Почему игрокам поддержки занижают рейтинг за убийства?
У третьей версии ACM было три задачи: исправить указанные уязвимости, сделать рейтинг универсальным для временных промежутков и объединить отдельные метрики для разных ролей (снайперский AMS, CSA саппортов и более новые).
Первая задача, которая состояла лишь в определении и разграничении игроков по ролям, была решена комплексом действий, которые аналитик проводит после каждого турнира. Если снайпер в представлении не нуждается, то с ответвлениями от понятия «рифлер» намного сложнее. Раньше мы определяли саппорта для ACM2, сверяя процент полезных раундов, опен-дуэлей и метрикой саппорт-раундов на HLTV. Исследуя весь прошедший сезон, оказалось, что при таком подходе были допущены фактические ошибки. Самой грубой является, например, отнесение jabbi к роли саппорта Heroic буквально после трансфера. Еще легче было наступить на грабли с Vitality, которая проводила регулярное переосмысление игры от турнира к турниру. Создав новый комплекс действий, мы расширяем приевшееся понятие «саппорт» до понятия «основной вспомогательный игрок». Такой термин подчеркивает единичность подобного игрока в коллективе. Сценарий определения прозрачен, а за основу взяты исследования сайта HLTV о пассивных и активных позициях на каждой карте.
Сначала проводится распределение игроков каждой команды по позициям на подготовленных пиках, дабы выявить шорт-лист из двух игроков с пассивным плейстайлом. Подтверждается информация уже цифрами: игрок с наиболее низким процентом опен-дуэлей в атаке становится «основным вспомогательным». Говоря об энтри-фраггерах, здесь система не изменилась: в каждой команде выделяется один игрок с наивысшим процентом тех же атакующих опен-дуэлей. При конкуренции в 2-3% главным становится тот, кто реализует эти дуэли лучше.
Переходности рейтинга от турнира к турниру мешала зацикленность на картах, итоговом месте и оппонентах. Создавая новую версию формулы, пришлось отойти от старых принципов и сделать упор на относительность и индивидуальность игроков по позициям. Так как новыми составляющими рейтинга являются K/D, ADR, KAST% и четвертая, особенная для каждой роли метрика, теперь его можно высчитывать даже за сыгранный матч. Подстановка цифр отныне может дать рейтинг за любой отрезок времени, пребывание в разных коллективах, а не только за турнир. Имеет место и сравнение рейтингов от турнира к турниру, что с ACM2 было невозможно.
В чем же теперь изюминка нашего рейтинга? Ответ – в решенной нами третьей задаче. Анализируя прошлые турниры, AMS и недоработанный CSA были не частью базового рейтинга ACM2, а лишь отдельными метриками. Избавляя читателя от лишней информации, данные метрики были просто внедрены в ACM3. Теперь они не конфликтуют с базовым рейтингом, а помогают его корректировать.
Суть работы проста: K/D, ADR, KAST% и специальная метрика получают по 0,5 доли значимости в рейтинге игрока. Ради того, чтобы конвертировать каждый показатель в такой мелкий коэффициент, пришлось обрабатывать абсолютно всю статистику LAN-турниров за 2022 год. Мы получили некие минимальные, средние и максимальные значения для каждой отдельной роли, и перевели их в относительные величины для ACM3. Изюминка теперь состоит в том, что все роли уравниваются: если раньше снайпер с 1,1 K/D ценился выше саппорта с 0,9 K/D, то сейчас эти игроки могут быть примерно равны, поскольку оба набрали средние значения для своих ролей.
Наконец, необходимо кратко пояснить «специальные метрики». Это четвертый показатель рейтинга ACM3, который отличается для каждой роли:
- Снайперы сохраняют прошлогодний AMS, являющийся средним арифметическим между убийствами за раунд с AWP и в целом (AMS);
- Саппорты избавляются от проблемного CSA, на смену которому приходит KAST% с вычтенной половиной раундов с убийствами. Таким образом мы создаем аналог саппорт-раундам, которые HLTV считает по подобной схеме (KAST-50%K);
- Стандартные рифлеры – единственные, чьей спецметрикой считается довольно привычный и легко считаемый показатель в виде процента раундов с убийствами (KR%);
- Энтри-фраггеры получают метрику, похожую на снайперскую. Теперь среднее значение считается между средним числом убийств за раунд и им же, но в опен-дуэлях на Т-стороне (AME).
Финальный продукт, который мог исчисляться сотнями, приобрел более привычный для фанатов CS:GO вид.
Рейтинг снайперов IEM Katowice 2023
Рейтинг стандартных рифлеров IEM Katowice 2023
Рейтинг энтри-фраггеров IEM Katowice 2023
Рейтинг игроков поддержки IEM Katowice 2023
Рейтинг капитанов IEM Katowice 2023
Рейтинг российских игроков IEM Katowice 2023
Общий рейтинг IEM Katowice 2023
Рейтинг участников плей-офф IEM Katowice 2023
Главное
В Катовице некоторые игроки дебютировали в новых ролях. Самым ярким примером стал jabbi, которого от награды MVP по версии HLTV отделил только результат финала. Для молодого датчанина этот турнир – первый на роли энтри-фраггера в карьере, подобного опыта не было даже в Copenhagen Flames. Эксперимент Xizt более чем удался: Якоб поставил абсолютный рекорд по полезным раундам (KAST%) для энтри-фраггеров с 2022 года. Как правило, после смены роли у игроков «хромает» спецметрика, но и здесь наш герой набрал 0,47 AME (среднее в 2022 – 0,39, максимальное – 0,55). Если учитывать этот фактор, а также лидерство в общем зачете и не брать в учет серебро турнира, jabbi становится MVP по версии нашего сайта.
Менее удачным и менее логичным экспериментом оказался k0nfig на роли саппорта в Ninjas in Pyjamas. История знает датчанина как стабильного энтри и в Astralis, и в качестве стенд-ина Heroic. Фактор в пользу решения: Brollan уже на протяжении года стабильно занимает слот самого агрессивного игрока в команде. Фактор против: с осени его рейтинг ACM3 ни разу не поднимался выше единицы за турнир (при среднем значении в 1,09 для энтри-фраггеров). Стоит подумать в принципе о характере замены hampus на k0nfig: вероятно, после ухода es3tag первый отказался дебютировать в роли вспомогательного игрока. А вот перестройка командной игры под k0nfig-энтри дала бы еще как минимум два сбоя в старой расстановке на пиках. Следует вывод, что пройденный плей-ин в нынешней ситуации – уже хороший результат для Ninjas in Pyjamas, но в Мальте мы можем не узнать эту команду.
Следующее сравнение будет заезженным, но нельзя упускать из вида тот факт, что m0NESY и headtr1ck дебютировали на топ-ивентах именно в Катовице. К Даниилу Валитову первые претензии (пусть и несвоевременные) появились уже в Копенгагене: уровень игры пока не оправдывает статус трансфера, а вечное сравнение с m0NESY играет сугубо против. Возможно, даже в психологическом плане. Рейтинг в Катовице разнится еще сильнее: год назад в не менее проблемной G2 Илья набил 1,30 по ACM3 против нынешних 0,92 у Даниила. Разница, как видно, весомая.
Один из главных вопросов турнира – вопрос лучшего игрока. Выше мы уже присудили это звание jabbi, не оглядываясь на поражение в финале, но сообщество обсуждает конкуренцию jks и hunter-. Объясняем: jks показал оверперфоманс для роли саппорта, в то время как цифры huNter- для базовых рифлеров вроде как «обычные». Если оглядываться на 2022 год, оказывается, что перфоманс jks не входит даже в тройку и не поставил ни одного рекорда по разным показателям.
Из «овер» только нестандартное K/D для саппортов – 1,33 без одной сотой до показателя Bymas в Мальте. Среди рекордсменов-саппортов выделяются Bymas и KSCERATO в Мальте и Рио соответственно, но австралийца от них отделяет разница аж в 10 единиц среднего урона за раунд. И даже если речь заходит о K/D, тут нет равных бразильскому саппорту FURIA, который поставил крепчайшую отметку в 1,46 за турнир. С huNter- сложнее: босниец не входит даже в топ-10 по ACM3 для рифлеров с 2022 года (1,70 против рекордной группы 1,80+). Во-первых, учитывать нужно универсальность нового рейтинга: нет смысла давить на то, что «саппортам тяжелее добраться до отметки в 1,50+, чем обычным рифлерам». Австралиец набрал 1,57 ACM3 относительно своей роли, huNter- – 1,72 относительно своей, и разница эта довольно существенная. Босниец, к слову, вошел в десятку лучших за 2 года уже по спецметрике (KR%), а также обогнал jabbi в Катовице по сухому K/D. Тезис: теория о том, что jks – MVP по причине несправедливой относительности статистики к саппортам, оказалась ошибочной.
Завершаем рассказ оговоркой на тему Cloud9. Не менее заезженным является ярлык о «времени, которое нужно дать, чтобы найти свою игру», который актуализировался после подъема G2. В случае с российским коллективом все обстоит так же, но преимущества buster перед interz призрачные. До турнира казалось, что проблем с перестройкой не будет, поскольку в Virtus.pro казах выполнял абсолютно те же задачи.
На деле buster поставил антирекорд состава для саппортов по рейтингу ACM3: 0,54 при том, что interz «падал» ниже единицы только в Кельне. Как уже выразились эксперты, радует лишь перспектива Ax1Le и sh1ro, чей уровень не пострадал от «якоря» тиммейтов.