Тренер состава Entity Gaming по Dota 2 Даниил MettRuM Гилев специально для Cybersport.Metaratings.ru рассказал об ожиданиях от участия на The Lima Major 2023, поделился тонкостями работы в организации и порассуждал о нынешних тенденциях в тренерской работе.
— Перед мейджором Entity Gaming играла на Dota 2. BetBoom Universe Ep.1: Comics Zone, заняла там четвертое место. Какие эмоции вызвал результат на коммерческом турнире? Какие цели преследовала команда?
– Эмоции не очень хорошие. Наша команда была одной из четырех приглашенных в плей-офф, мы заняли среди них последнее место. На мой взгляд, мы играли турнир, чтобы вскрыть проблемы внутри состава и успеть их пофиксить перед мейджором. Также хотели решить что-то по драфтам и получить дополнительную игровую практику.
Было ощущение, что в середине DPC-лиги форма была получше, чем под конец. Казалось, что появились проблемы, которые могут стать ключевыми на The Lima Major. Честно говоря, не все удалось решить, на мой взгляд. Опять же, результат не совсем плохой. Мы проиграли Gaimin Gladiators и Team Spirit. В принципе, это не трагедия, но хотелось бы выигрывать такие матчи.
— На какой результат рассчитываете на мейджоре?
– По результату сложно что-либо загадывать. Когда играешь с командами из других регионов, никогда не знаешь, чего ожидать. Я хоть и слежу за тем, что происходит в других регионах, но могут выстрелить команды из Юго-Восточной Азии или Южной Америки, как на The International 11. Хочется, чтобы мы подошли в своей практически в пиковой форме, потому что в совсем идеальной уже будет тяжело подойти, и показали свой максимум. Может, это избитое выражение, но тяжело в какой-то конкретный результат целиться.
— Если говорить проще, то конкретной планки вы себе не устанавливаете, делая акцент на качестве игры?
– Именно. Качество игры всегда результат и показывает.
— Играете ли вы сейчас тренировочные матчи с участниками мейджора?
– После BetBoom Universe Ep.1: Comics Zone мы ничего не играли. До этого были тренировочные праки с Team Liquid и Nigma Galaxy. Не так много, на самом деле. Мы отобрались на мейджор и в основном играли официальные матчи.
— Team Liquid находится всё еще в хорошей форме, что и на DPC-лиге?
– Наверно, не было причин, чтобы «жидкие» потеряли форму, но на мейджоре всё может измениться. Могут не сработать их стратегии, придется перестраиваться по ходу турнира. Пока Team Liquid выглядит очень сильно. Не на сто процентов уверен в ее победе, но если смотреть по результатам DPC-лиги в Европе, команда закончила ее со счетом 7-0, проиграла всего две карты. Это феноменальное выступление.
Но я бы не сказал, что ее невозможно победить. Несмотря на результат, видно, как Team Liquid можно выигрывать. Но это не отменяет того, что игроки сейчас очень сильны, респект им.
— Кто, на твой взгляд, способен удивить результатом на The Lima Major?
– Как показывает практика последнего The International, можно большего ожидать от команд из Южной Америки. Обычно было принято считать, что из этого региона коллективы являются аутсайдерами. Но мне кажется, местные игроки набрали хорошие кондиции, и вполне вероятно, что beastcoast или Evil Geniuses хорошо покажут себя на мейджоре.
— Следишь ли ты за СНГ-командами?
– Я по чуть-чуть наблюдаю за каждым регионом. Мне нужно смотреть драфты, что-то интересное «воровать» и применять у себя. Матчи в СНГ проходят практически в одном часовом поясе, поэтому их смотреть проще. В этом регионе третий слот был открытым, кто угодно мог его занять. BetBoom Team и Team Spirit сильно выделяются в СНГ сейчас.
— Недавно по CS:GO проходил IEM Rio Major 2022 в Бразилии, на котором местные фанаты очень ярко болели за свои команды и даже ментально давили на оппонентов. Как игроки готовятся к атмосфере на арене перед перуанскими зрителями?
– Не думаю, чтобы хотя одна команда в мире готовилась к таким вещам. Можно разговаривать с психологом о том, как выдерживать напряжение на арене. Я согласен, что в Южной Америке очень активные фанаты, и это дает огромный буст местным коллективам и демотивирует оппонентов. Но даже не совсем понятно, как готовиться к этому. Обычно команды делают акцент на подготовке в игровом плане.
— На The International 11 Entity Gaming заняла 9-12 место и выглядела не так убедительно, как на квалификациях. Почему игроки не смогли полностью реализовать свой потенциал на турнире?
– На квалификациях нам повезло, что мета была подходящая. Мы нащупали быстрее остальных лучших героев патча, были впереди на голову по драфтам. Ванек (прим. Pure, нынче керри BetBoom Team) наиграл Shadow Fiend, который брался на first-пик на The International 11. У Fishman был сильный пул героев. Всё перебанить сложно, поэтому нам что-то отдавали. Мы первыми нашли имбы патча, успели с ними сделать комбинации и поэтому так успешно провели квалификации к The International. Это хорошая работа каждого из нас вкупе с благоприятным стечением обстоятельств.
Уже на самом турнире мета поменялась. У нас появились ещё идеи, которые по итогу не сработали так хорошо, как было на тренировках. Явно мы не были на турнире в авангарде команд, которые понимали нынешний расклад меты.
— В декабре в команду пришел watson. Смог ли Алимжан полноценно заменить Pure на керри? Какие действия предпринимались для его интеграции в команду?
– Entity Gaming отобралась на мейджор в самом сложном регионе, так что можно сказать, что смог. Алимжан нам отлично подошёл.
Первое время я с ним плотно общался, сейчас уже меньше. Fishman часто разговаривает с watson по лайнингу. У нас еще появился аналитик, который взял часть тренерской работы и улучшал их работу на сайде. Я не думаю, что watson было тяжело с адаптацией в Entity Gaming. Для него это был мягкий переход. Каждый член команды старался ему чем-то помочь, и он сам большой молодец!
— Языковой барьер не сказался на адаптации?
– Отчасти сказывается, это будет всегда. Я вспоминаю, как собирались интернациональные команды три-четыре года назад. Очень часто после дизбандов игроки утверждали, что помешал языковой барьер. Мне тогда казалось, а сейчас я уже убедился, что это все чушь. В игре довольно простой язык: заколлить что-то, смокануться, дать информацию можно на базовом английском языке, многие игроки в матчмейкинге так и делают. Более тяжелые разговоры, допустим, когда нужно что-то быстро объяснить в игре, случаются, но это не становится игрообразующей проблемой. У нас даже watson и Fishman во время лайнинга общаются на английском, чтобы не засорять эфир.
Естественно, если мы разговариваем без Tobi и Stormstormer, то можем перейти на русский. Но когда все вовлечены, то стараемся говорить на английском. Но даже в такие моменты иногда проскакивает.
— В последнее время киберспортсмены и стримеры часто обвиняют Tobi в плохом уровне игры. Nix называл его «слабым звеном» Entity Gaming, dyrachyo отмечал, что в пабликах он очень плох. Почему Entity Gaming верит в этого оффлейнера? И в чем заблуждаются его хейтеры и критики?
– Всякое у всех бывает. Про того же dyrachyo есть много нелестных отзывов. При этом я хорошо отношусь к нему, как к игроку. Но практически всех киберспортсменов за что-то душат.
Игроков, которые делают всё идеально, вообще нет. Игроков, за которыми замечают меньше ошибок, немного. Бывает, что Tobi ошибается и всё идет не по плану, но в целом он хороший игрок. Он второй или третий человек (с приходом аналитика), который отвечает за драфты и идеи по игре. У всех бывают просадки, но нет причин терять веру в него за какие-то моментные проблемы. У того же 33 можно найти игры, в которых у него всё из рук вон плохо. Tobi очень похож на него по хиропулу, по игровому стилю. Когда у него идет игра, то оппонентам очень сложно что-то с этим сделать. Поэтому, возможно, так и выглядит, что когда у Tobi не идет лейнинг, или же допускает ошибку по игре, то у всей команды большие проблемы. Но опять же, когда у него всё хорошо, получается брать персонажей в хорошую игру, то и матчи получаются довольно простыми.
— В недавнем комментарии watson упоминал ник TheChosenOne в качестве аналитика. Как вы выстраиваете совместный процесс подготовки команды? На что делает акцент каждый из вас?
– Мы работаем абсолютно по другому по сравнению с другими коллективами. TheChosenOne в некоторых моментах может выступать как второй тренер. У него есть компетитив-опыт, все еще занимает достаточно хорошее место в лидерборде Европы (где-то около топ-400), недавно закончил профессиональную карьеру. Ему есть чем поделиться. Мы с ним друг против друга драфтим постоянно. Он разбирает игру на сайдах и прорабатывает вардинг у ребят, я больше акцентируюсь на пиках. Самый большой буст от него мы получили именно по вардам, TheChosenOne очень много работал с Fishman и Kataomi.
Он не тот аналитик, который встречается в привычном понимании. Статистики он дает немного, но мы сами привыкли за ней следить. Это всегда было нашей фишкой. Мы пользуемся общедоступными ресурсами для поиска информации и ее обработки вместе с Fishman и Tobi, и я думаю, что заразили этим уже остальных. У нас есть понимание, как правильно использовать эту статистику. То, что у нас аналитик помогает в других моментах, работает даже в плюс. Можно сказать, что TheChosenOne – это второй тренер.
У других команд на слоте аналитика может даже быть специальный человек, который пишет бота. Он заходит в лобби, скачивает реплеи и выдает информацию по тренировочным матчам. Это здорово, я был бы не против, если бы и у нас такое было, но в принципе хватает того объема информации, который мы сейчас получаем из открытых ресурсов.
— Entity Gaming сыграла три круга переигровок в зимней DPC-лиге, дважды переиграла Tundra Gaming, а в заключительной игре победила OG. Как команда готовилась к матчам во время переигровок? Удавалось ли вносить правки во время интенсивных матчей?
– Все также, как и походу DPC-лиги, только все проходит быстрее и в более стрессовых условиях. Для зрителей этот формат, вероятно, прикольный, но для игроков и организаций он напряженный. Нам пришлось перезаказывать билеты с буткемпа до дома, но для Entity Gaming эта ситуация уже привычная. К тому же на переигровках мы сыграли первый сет, поняли, что сейчас оппоненты придут с другими идеями, поэтому мы тоже должны что-то поменять и учесть, что соперники могут продемонстрировать.
OG можно назвать нашим неудобным соперником. Это была первая официальная серия, когда мы одержали над этой командой победу. Мы даже немного карт у нее выигрывали на турнирах. Проигрывали на мейджоре в Арлингтоне, в DPC-лигах стабильно уступали. Связано ли это с драфтами или игрой, сложно сказать. Как и показала практика, мы выиграли OG только в третьем сете. Да и надо учесть, что там была ошибка на драфте: мы получили Invoker на ластпик.
Tundra Esports именно за счет переигровок набрала игровую форму. Под конец лиги команда смотрелась похуже, поэтому на переигроках первые два раза нам удалось победить. Может, игроки поменяли стратегии, но вот только что они выиграли BetBoom Universe Ep.1: Comics Zone и пошли вверх благодаря переигровкам. На мейджоре, возможно, Tundra Esports будет выглядеть посильнее.
— Опиши нынешний стиль Entity Gaming.
– От драфта зависит. У нас есть два стиля: мы можем идти вперед, стараемся захватить большую часть карты и нон-стоп что-то делаем, а можем и наоборот уйти в фарм и защиту своих зон. У нас нет сбалансированного вида.
Вот Team Liquid и Nigma Galaxy могут играть безбашенно: бегут, дерутся, у них это отлично получается.
— Зато Entity Gaming любит играть часовые карты..
– Это классика у нас. С момента сбора этого состава у нас нередко бывали длинные игры. Иногда получаются такие драфты, которыми очень хочется затягивать игру. Можем с Invoker хоть сто минут играть, пожалуйста. Для Entity Gaming это в норме вещей, и мы чаще выигрываем такие матчи.
— Как часто ты сам играешь сейчас в Dota2? И какой у тебя рейтинг?
– Играю только с друзьями, уже давно не калибровался.
— Ты занимаешься тренерством уже пять лет. Какой мотивацией руководствуешься, чтобы продолжать заниматься этим делом?
– Мне никогда не требовалось как-то поддерживать свою мотивацию. В прошлом я был профессиональным игроком на тир-2 уровне. Не получилось выстрелить и выйти на новый уровень, параллельно надоело играть паблики, поэтому пересел на тренера. Игра мне все еще доставляет удовольствие. Все это время я испытываю удовольствие от того, чем занимаюсь. К тому же стало получаться лучше, чем раньше.
— В Dota 2 понятие «тренера» все еще очень размыто. Непонятно, то ли это шестой игрок, то ли это отдельная личность в эко-системе команды. Чем должен заниматься тренер?
– По поводу того, что не сформировано мнение о тренере, могу сказать, что это нормально. Разным командам нужны разные помощники. Все игроки отличаются друг от друга. В одних коллективах есть жёсткие капитаны, готовые взять на себя ответственность за драфты и игру, туда будет подходить тренер-психолог. В других есть пять парней «на чилле», все хорошо с атмосферой, но нет человека, который продвинет свою идею, объединит их в один кулак и заставит эффективно работать. Там пригодится тренер-стратег. Бывает и так, что у пяти игроков нет определенных выраженных качеств. Может есть лидер, драфтер, хорошая атмосфера, но везде надо добавлять. Тренер старается делать те вещи, в которых нужно заполнить пробелы, а также то, что у него лучше всего получается. Конкретно в Dota2 есть много факторов, которые решают в игре, и множество ниточек, за которые можно тянуть, чтобы улучшить работу. Вроде Silent как раз и говорил: «Стараюсь делать всего понемножку».
— Обмениваешься ли ты с тренерами других команд опытом? Есть ли какая-то система для них, которая позволяет делиться знаниями?
– Система обмена опытом: это когда читаешь интервью и слушаешь, что они говорят в целом. Все равно какая-то информация проскакивает. Можно знать тренеров, ориентированных на драфты или на психологию внутри команды. Но какого-то прямого обмена знаниями нет, это как-то не принято.
Никто не готов делиться своим опытом просто так, ибо какая в этом цель? Если у тебя что-то получается, то не надо говорить об этом напрямую, чтобы твои конкуренты не могли приспособиться. Однако я многих тренеров респектую, и если удается узнать какие-то новые вещи, иногда пытаюсь в какой-то степени перенять.
— Назови топ-3 тренера по Dota2 на данный момент. И чей тренерский перформанс влияет на твое развитие?
– Обычно это тренеры команд, которые добились больших успехов. Но это невозможно определить, потому что если следишь за игроком, то видишь результат его работы. Он выиграл линию, сделал крутой мув, стабильно выполняет свои обязанности. По этим признакам можно сделать вывод, что он крутой. Это закрепляется не только результатами его команды, но и действиями на экране. Работа тренера остается за чертой трансляции. Нельзя сказать, что он сделал в определенном моменте. В один период тренер провел огромную работу и дал буст команде, а в другой толком не проявил себя, а игроки хорошо выступали и без него.
Скорее всего, те тренеры, которые добиваются хороших результатов, будут считаться хорошими. Silent, xiao8, Aui_2000, но, опять же, никто не видит их работы, поэтому однозначно нельзя ничего утверждать.
— К какому типу ты относишь себя?
– Я из тех, кто делает все понемножку. Я отвечаю за драфты, когда получается, то стараюсь замотивировать команду. Считаю себя не лучшим в этом, если я не чувствую ситуации, то не могу симулировать мотивационную речь. Если есть какой-то вайб, у меня у самого есть эмоциональный настрой, чтобы команду зарядить, то получается. В принципе стараюсь общаться с игроками.
Иногда не хватает каких-то качеств. Сейчас вот TheChosenOne пришёл, во многом помогает. Я по стадии лайнинга не всегда могу найти качественный совет, а он даёт хорошую информацию. У нас получается друг друга дополнять.
— Все участники мейджора в Перу едут с тренерами. Почему нынче без тренера невозможно находиться в элите соревновательной сцены Dota 2?
– Если ты играешь на самом высоком уровне, то почему бы не иметь тренера? Даже рандомный человек может выдать позитивный импакт, даже если не так хорошо понимает игру. Если он находится внутри команды, видит весь процесс со стороны и может вставить по делу пять копеек, то это уже польза. Если же он может сделать больше, то это еще лучше. Поэтому тренер зачастую бустит результаты команды.
— В CS:GO тренерам доступны таймауты, во время которых они делают правки для игроков. Какие опции можно придумать для тренеров во время матчей по Dota2?
– Придумать всегда можно, но какая в этом целесообразность? Dota 2 более динамична, чем CS:GO в том плане, что там две стороны провели раунд, возрождаются на базе и могут произвести перезагрузку. Общая динамика в CS:GO выше, но есть момент паузы. В Dota2 такого нет, постоянно что-то происходит на карте: линии толкаются, Рошан, вардинг. Нужно держать в голове очень много вещей. Игроки не любят паузы в матче, ибо даже любой перерыв сбивает темп игры. Поэтому во время матча не стоит вводить каких-то новшеств, потому что они могут повлиять на результат.
— Как ты оценишь нынешний патч 7.32? Он получился хорошим, или же стал откровенно неудачным?
– Все патчи удачные, в которых нет багов, ломающих игру. Бывают неприятные меты: сейчас всем надоела Lina, поэтому они ждут новый патч с изменениями баланса. Я любое обновление принимаю с удовольствием. Мне нравится, когда меняется игра, надо придумывать новые стратегии, но не испытываю хейта, как многие киберспортсмены. Разработчики уже несколько лет выпускают достаточно балансные патчи. Проскакивают имбалансные персонажи, как та же Lina. Я давно не помню, чтобы были такие персонажи дикие, хотя ее и до последнего патча брали. На The International 11 играли с такой же Lina условно, просто ее не использовали в таком формате, в котором используют сейчас.
— Какие изменения требуются в игре, чтобы освежить ее?
– Минорные изменения уже освежают игру. Люди могут говорить первые три дня, мол, все также, но как показывает практика, даже маленькие апгрейды через 2-3 недели влияют на построение стратегий, рейтятся другие персонажи. Хотелось бы изменений на карте. Об этом многие говорят и пишут, что давно уже ландшафт сохраняется. На мой взгляд, сейчас у Dire слишком хороший лес имеет по сравнению с Radiant. Разработчики все пытаются забалансить стороны, получается то за сторону Света чаще выигрывают, то за сторону Тьмы. Надо дальше работать в том же направлении, чтобы было неочевидно, за какую сторону лучше играть.
— Нужно ли как-то переработать аванпосты?
– Я не против увидеть изменения на аванпостах, но если они останутся в том же виде, то ничего страшного не произойдёт. Сейчас за него толком не подерёшься: он открывается после сноса тир-2 вышки, несет в себе только опции телепорта и мизерный обзор. Если сделать изменения так, чтобы с ними можно было делать какие-то фишки в ранней игре, то получится еще одна важная точка на карте, которая не факт, что нужна сейчас. Есть руны, вышки, Рошан – есть чем заняться на карте, помимо аванпостов.
Поэтому это хорошо, что аванпост входит в игру уже на стадии мид-гейма, до этого он просто существует. Если его и переработают, я бы не хотел, чтобы он влиял на раннюю игру. Но в целом не будут против каких-либо изменений.
— Сейчас уже многие персонажи флексятся между сайдами и ролями. Наступит ли момент, когда каждый персонаж будет подходить под каждую позицию?
– Думаю, что нет. Это невозможно с точки зрения игрового дизайна сделать так, чтобы все персонажи выполняли все роли на карте. Будут герои, которые подходят под разные позиции, возможно их количество увеличится за счет Aghanim`s Shard, допустим. Тот же Riki сейчас популярен на четвертой позиции из-за этого предмета. Но если бы он не имел такой опции, то появлялся бы крайне редко. Только дополнительные игровые механики могут расширить пул задач, которые сможет выполнить один герой. И даже в этом случае такого момента никогда не настанет.
— Что пожелаешь читателям Cybersport.Metaratings.ru ?
– Поменьше флейма всем, кто играет или следит за Dota 2. Старайтесь более адекватно и здраво воспринимать эту жизнь и игру. Просьба зрителям Twitch не видеть в каждом матче 322-ситуацию, особенно, когда они делают ставки. Игроки тоже нередко ошибаются, поверьте. Всем приятного времяпровождения в Dota 2!