Аналитический психолог Максим MaAd Гончаров, который ранее сотрудничал с составом Virtus.pro по CS:GO, в интервью для Cybersport.Metaratings.ru рассказал о деталях и нюансах работы с киберспортсменами.
– Ты работал на должности аналитического психолога в Virtus.pro. Расскажи о том, как вообще оказался в организации и киберспорте?
– Приветствую. Начнем с киберспорта, попал я в него в далеком 2001. Играл профессионально с 2002-2007, поэтому знаю лично многих старых игроков/тренеров/владельцев организаций: groove, Xenitron, Flatra, MegioN, Antikiller, F1N, Monster. В общем, всех олдов. После 2007 получал образование и работал в корпоративном секторе. Если говорить о Virtus.pro, я выпустил ролик по разбору психологического типа flamie из NAVI, и после этого мне написал Flatra и предложил поработать с ним в Virtus.pro, он как раз в этот момент стал тренером вместо dastan’a. Я был помощником тренера и аналитическим психологом.
– Работа психолога в киберспорте и обычной жизни наверняка отличаются. Какие есть нюансы, которые надо учитывать при работе с геймерами?
– Не могу сказать, что есть существенные отличия. Геймеры совершенно такие же люди. Нужно просто найти точку напряжения, которая вызывает наибольшую фрустрацию и поработать с ней.
– Помимо работы в Virtus.pro, сотрудничал ли ты с другими киберспортивными организациями?
– В качестве работы аналитическим психологом – нет, с другими организациями не сотрудничал.
– С кем тебе было наиболее интересно работать из киберспортсменов?
– У меня нет такого в работе, чтобы кто-то вызывал больший или меньший интерес. Каждый из игроков имеет свои особенности. Моя задача – их разгадать и помочь человеку стать лучше. Для меня это своеобразный game. Новый человек – новый пазл.
– В киберспорте есть такое понятие, как тильт. Скажи, эта проблема действительно может серьёзно сказаться на игроке? Как с этим можно бороться?
– Да, есть тильт. Не помню точно, но, по-моему, он пришел из покера. Чаще всего тильт возникает в случае несоответствия ожиданий и реальности у конкретного человека. Чем выше ожидания, тем опасней для неопытного игрока. Весь фокус в том, что каждый из нас живет в своем иллюзорном мире, со своими ценностями, личной историей, установками. Все эти вещи субъективны и чаще всего не имеют ничего общего с объективной реальностью. Как только у вас что-то не получается, запускается механизм «боль -> страх -> агрессия». Вот его нужно и фиксить.
Есть разные инструменты и техники, все достаточно индивидуально. С дыханием много практик, это работает, но нужно уделить процессу время. Люди думают, что я как Морфеус, дам таблеточку и они проснутся новыми. Увы, нет. Придется постараться.
– Не все киберспортсмены понимают, для чего им нужен психолог. Бывали ли у тебя случаи, когда к твоей работе относились скептически, а потом меняли своё мнение?
– Сходить к психологу или психотерапевту в США, например, это как сходить на массаж или в бар. Это я про частоту посещения. Совершенно нормальная и более того крутая практика. У нас же, если ты скажешь, что ты работаешь с психологом, то на тебя косо посмотрят, потому что подумают, что у тебя что-то не так с головой или ты болен. Это проблема образования нашего общества, но предполагаю, что тренд на позитивные изменения есть. Мозг – точно такая же часть тела как руки, ноги, или зубы. Ну ладно, не точно такая же, но аналогия, надеюсь, понятна. А отвечая на вопрос – это происходит постоянно.
– Встречал ли ты игроков, которые из-за своих проблем не смогли полностью раскрыть свой потенциал?
– Про текущее поколение игроков говорить будет не совсем корректно, потому что у меня есть только предположения, а про старое поколение – никому не интересно. Лишь скажу, что есть 2 основные оси напряжения: «контроль – хаос» и «общество – я».
– Как ты считаешь, в каждой достаточно крупной организации должен работать психолог?
– Стоит отметить, что мало команд и владельцев уделяют должное внимание тренерскому штабу. Потому что это дорого, а бюджеты на тренеров/аналитиков/психологов не все могут выделить в достаточном объеме. Ирония в том, что нужно, как говорится в стартап-тусовке, «хакать» тренировочный процесс, чтобы обогнать конкурентов. Либо ты находишь узкое место и экспериментируешь, как его можно закрыть и получить конкурентное преимущество, либо нет. Я думаю, что «команда для команды» – это то, что ждет профессиональную сцену киберспорта в ближайшем будущем. По крайней мере, те, кто первыми начнут это делать, выйдут вперед.
– Ты намерен продолжить работать в киберспорте? Или планируешь заняться чем-то другим?
– У меня есть ряд собственных проектов, не связанных с киберспортом. Пока я пробую интегрировать свои, полученные за последние 9 лет знания в киберспорт. Посмотрим, что из этого выйдет. Отрицательный результат – тоже результат, главное – уметь делать выводы. Чем быстрее ты проверяешь какую-то гипотезу, тем лучше. Это называется HADI-циклы.
– Как ты думаешь, кому из из игроков Virtus.pro ты действительно помог за время работы?
– К сожалению, в связи с ситуацией в мире, у нас не было оффлайн встреч. Химия совершенно другая, когда ты работаешь с людьми онлайн. Именно поэтому онлайн образование никогда полностью не заменит оффлайн. У каждого игрока есть свои преимущества и недостатки. Плюс в Virtus.pro мы с Flatra перестраивали многие внутренние процессы, которые были, по нашему мнению, некорректно выстроены. Я думаю, что «помочь» я никому не успел в связи с окончанием взаимоотношений. Постепенно давал свои наработки ребятам, но далеко не все получилось рассказать и попробовать.