Бывший профессиональный игрок в Dota 2 Ринат KingR Абдуллин специально для Cybersport.Metaratings.ru рассказал историю, связанную с баном Valve, поделился мыслями о работе студий освещения и своими планами на будущее.
— Как сейчас проходят твои будни? Чем занимаешься?
– Играю в Dota 2, чуть-чуть стримлю. Собираюсь пойти учиться, но куда именно, рассказывать пока не буду.
— Ты выступал в открытых квалификациях к DPC-сезону в СНГ. Было желание вернуться на профессиональную сцену?
– Когда играл, желания вернуться на профессиональную сцену вообще не было. Я устал уже от этого всего. По кайфу кастить, может быть, потренироваться, но постоянно играть уже запала нет.
— Какой была атмосфера в команде sQreen?
– Мы собрали состав за день. Сидели на касте медиалиги BetBoom Esports Tournaments с sQreen, договорились сыграть вместе. Мы позвали UnderShock, nongrata и SpeedMan. Мы прикольно провели время, но проиграли. Амбиций у этого состава не было.
— Если бы этот состав вышел в DPC-лигу, вы бы принимали в ней участие?
– Наверное, играли бы. У нас был бизнес-план: если выходим во второй дивизион, то продаем слот (смеется). Мы хоть и не интересовались расценками, но, по моему мнению, 10-15 тысяч долларов можно было за слот выручить. Впрочем, даже за участие во втором дивизионе предусмотрены призовые. Поэтому даже если бы мы просто играли, то получили бы денежное вознаграждение.
— В прошлом году ты тренировал Fantastic Five. Поделись ощущениями от опыта тренерства.
– Было прикольно, с крутыми ребятами познакомился. Ребята говорили, что я был полезен. Мы могли пройти в первый дивизион, но Fantastic Five часто не везло, да и мы играли не совсем чисто.
На слоте тренера я советовал по макроигре, но ошибки почему-то повторялись из игры в игру, и это вводило меня в жесткую депрессию. Отвечал за драфты, старался поддерживать мораль в коллективе. Но импакт вносил, определенно.
— Думал ли ты, что спустя год Marl1ne будет котироваться как восходящая звезда региона? Как Стас проявлял себя в Fantastic Five?
– Да, я был уверен в этом. У меня еще весной 2022 года StrangeR спрашивал про саппортов команды, но я ему рекомендовал Marl1ne как самого «потного» в Fantastic Five. Мы работали вместе больше месяца, Стас хорошо играл. Он фанатик игры, хочет добиться успеха. За него я сейчас болею на DPC-лиге в СНГ, периодически общаемся с ним.
— Ты и Nongrata были приглашены кастить основную стадию The International. Какие эмоции ты испытал от инвайта Valve?
– Мне было приятно. Я порадовался, что смог хорошо себя проявить в качестве кастера и был удостоен приглашения на The International.
— В октябре завирусился ролик с Twitch, где вы в пати с товарищами на стриме Nongrata рисовали фигуры в поиске матчмейкинга. Можешь ли вспомнить, как все происходило?
– Это был просто тупой прикол. Один человек из пати просто вкинул идею, мы ее поддержали без всякого злого умысла. За себя скажу, что никогда никого не призывал к боевым действиям. Верю в скорейшее перемирие. Я был на Украине много раз, нормально с ребятами общался. Но сейчас вот такая ситуация.
— Почему видеофрагмент сохранился в Twitch спустя четыре месяца после трансляции?
– Возможно, кто-то сохранил этот клип себе. Когда начался поиск всего, до чего можно докопаться, он обнаружился. Но я не знаю, было ли это специально или нет.
— Алексей прокомментировал видео за неделю до получения бана цитатой: «Говорят, мол, я нарисовал Z. Уважаемые, у вас все в порядке с головой вообще?» Предчувствовал ли ты начало зарождающегося скандала? Какие действия предпринимал, чтобы нивелировать обстановку?
– Если честно, мы с Лехой поговорили, и он предложил отмолчаться, чтобы не навлечь на себя гнет. Это была полная фигня, говорят, «пропаганда, провоенная тематика», но мы даже не думали в таком ключе. Леха даже не обратил на это внимание. Его попросили поставить определенные роли, он без задней мысли сделал то, о чем попросили.
Но комьюнити на Reddit сильно негативно отнеслось к этому. Когда я узнал, что меня отстранили от работы на DPC-лигах, то я написал пост. Чуть позднее я сделал тему на Reddit, а в ответ получил комментарии от пользователей. Люди писали, что я «желаю всем смерти», «бесконечно спамлю буквы», думаю, как империалист, и говорю, что «скоро половина Европы будет говорить по-русски». Буквально спустя пару часов саб на Reddit удалили.
— Можно ли изменить мнение комьюнити на эту ситуацию?
– Это тяжело, потому что русские не будут что-то писать, так как иначе на них тоже обрушится волна негатива. Olsior (прим. украинский кастер) же может написать в своем Telegram-канале, мол, вот как реагирует тот или иной человек, и в комментариях люди будут осуждать этого человека.
— Был ли диалог с Valve? Пытался ли ты аргументировать в пользу снятия запрета?
– Я был в студии освещения, и мне на почту в пять утра пришло письмо, в котором было объявлено о моем отстранении. Диалога с Valve после получения письма не было.
— Как чувствовал себя после того, как узнал, что не будешь работать на The International?
– Обидно было, еще и так поздно сообщили. Я уже был на месте, мы даже ролики начинали снимать в перерыве между играми, и тут такая новость.
— Какой была реакция у FISSURE? Была ли возможность воздействовать на ситуацию с ее стороны?
– «Блин, жалко, но сам все понимаешь». Я думаю, что студия освещения попробовала замолвить за меня словечко. К FISSURE у меня только самое положительное отношение. Там работают крутые ребята. Мое разочарование заключается в том, что я только начал работать кастером, и мне это нравилось, познакомился с интересными людьми, а судьба таким образом развела нас.
— Как можно аргументировать позицию Valve? Могла ли она закрыть глаза на инцидент?
– Не знаю. Если бы компания не закрыла глаза, в ее сторону могло вылиться много негатива со стороны комьюнити. Но я не думаю, что насолил Valve, что она принципиально хотела меня забанить.
— Как отразилась эта ситуация на твоей финансовой составляющей?
– Скажу так: это ударило по моему карману и ожиданиям. Я купил себе пиджак и подумал: «Ну все, поеду на стиле». А в итоге не поехал.
— В мае Pure был кикнут из Virtus.pro за подобный рисунок на мини-карте. В октябре вы с Алексеем попали под опалу. Как вести себя российским киберспортсменам и кастерам в игре и вне ее, чтобы не попасть в «черный список» компании?
– Просто ничего не писать на всеобщее обозрение. Не шутить на злободневные темы. Быть молчаливым типом либо говорить на другие темы. Тема политики нынче табуирована.
— Начиная с мейджора в Арлингтоне, ключевой студией освещения стала FISSURE. Что отличает ее от предшественницы RuHub?
– Я не работал в RuHub, поэтому не могу сравнить. Но по ощущениям FISSURE пока круто работает. Она сделала хорошо, что подключила комьюнити-кастеров в помощь, теперь они могут стримить без задержки.
— Какую выгоду получает от этого студия освещения?
– У FISSURE и комьюнити-кастеров, которые относятся к студии освещения, общие спонсоры. Им без разницы, у кого больше кастеров. Я думаю, что здесь работает логика «проще действовать вместе, чем бороться друг с другом».
— Nix на трансляции в моменте набирал более 100 000 зрителей. Почему зрители предпочитают комьюнити-кастеров официальной студии освещения?
– У Nix очень прикольный стрим. Он харизматичный, как стример он дает много контента. У него нет цензуры, это может привлекать зрителя. Санек хорош, испытываю к нему только уважение.
— В ноябре и декабре ты кастил на BetBoom Esports Tournaments. Приживется ли формат медиалиги в киберспорте?
– Это прикольный формат, но его еще нужно дорабатывать. Можно добавить Teamspeak от игроков, проводить другие эксперименты. Я следил за футбольной медиалигой, и мне понравилось. Думаю, что в киберспорте это тоже зайдет. Но здесь рост зависит не только от желания студий освещения, но и от самих команд, чтобы они сами давали контент.
— На турнире возникали вопросы по балансу команд. Почему в одних коллективах были профессиональные игроки, а в других не было?
– По регламенту можно было иметь в составе двух профессионалов, некоторые команды отказывались от такой опции. Это было непросто забалансить. В Dota 2 пришли со временем к тому, что средний показатель MMR должен быть одинаковым у обоих коллективов.
Тем не менее прикольнее, когда селебрити и профессионалы пересекаются между собой. Нужно просто сделать четкий баланс, заранее прописать его в регламенте и соблюдать. Надеюсь, в следующем сезоне организаторам удастся все продумать, и дальше будет только лучше.
— Можешь ли ты сейчас работать на коммерческих турнирах по Dota 2?
– Могу, но лучше пойду учиться. Без турниров от Valve в Dota 2 сложно быть кастером, наверное, игра не стоит свеч.
— Недавно FISSURE и BetBoom анонсировали турниры на 2023 год. Получится ли на них создать конкуренцию и атмосферу на уровне мейджора?
– Онлайн-турниры не сравнятся с LAN-турнирами. Если они планируют проводить вторые, то вполне вероятно, что смогут. Если будут в это время идти тир-2 турниры, то ивенты от FISSURE и BetBoom будут выглядеть интереснее. Но мейджорам и The International нужно противопоставлять только LAN-турниры.
Вообще, нынешнее положение соревновательной Dota 2 с малым количеством коммерческих турниров негативно влияет на ее развитие. Раньше были лиги по два месяца, команда играла серию BO3 в неделю, и в это расписание было сложно втиснуть что-то еще. После изменений в сроках DPC-лиг сторонние турниры будут потихоньку возвращаться, я надеюсь на это.
— Поддерживаешь ли ты связь с FISSURE? В какой ситуации зрители смогут увидеть тебя на трансляции?
– Я переписываюсь с некоторыми ребятами из студии освещения. Сейчас это не такое общение, как когда я работал в FISSURE, но все же оно есть.
Если позовут и у меня будет время, то я могу появиться на касте. Мне понравилось это дело. Можно с кайфом сидеть, болтать и закинуть пару интересных вещей в игре или новостей.
— Что ты хотел бы пожелать читателям Cybersport.Metaratings.ru?
– Спасибо всем, кто читает это интервью. Желаю всем хорошего 2023 года и надеюсь, что он будет лучше предыдущих. Сначала был COVID-19, потом наступили тяжелые времена в мире. Хочется, чтобы все стабилизировалось немного и чтобы у всех все было хорошо!