В ночь с 27 на 28 сентября Counter-Strike 2 наконец-то избавилась от приставки «бета» и стала доступна всем, а легендарная CS:GO навсегда попрощалась с библиотеками миллионов пользователей. За ходом эпохального события для всей игровой индустрии следила практически вся активная аудитория, поминутно обновляя ленту новостей. Наконец, в 23:40 по московскому времени, не без проблем, но вышла в релиз долгожданная CS2. Мы также не упускали из вида главные события ночи, которая войдёт в историю франшизы Counter-Strike. О том, как разработчики сначала удаляли файлы со старой игрой, а затем продвигали новый вектор развития в трейлере – в материале Cybersport.Metaratings.ru.
25-26 сентября: долгое прощание
Counter-Strike: Global Offensive навсегда останется в памяти миллионов фанатов. Для кого-то это стало делом жизни, кто-то коротал целые месяцы чистого времени в любимой игре, а для кого-то GO-версия стала первым знакомством с франшизой. Эти факторы не могли не повлиять на общую атмосферу в комьюнити, которая в начале недели плавно сменилась с мемов и ожидания на грусть и ностальгию. Лучше всего настроение уходящей эпохи передаёт видео турнирного оператора ESL, где история игры пересказывается не только с киберспортивной стороны, но и с отсылками на звёзд сообщества.
Если смотреть объективно, ситуация сложилась двоякая. Настроение многих понять можно, но не так легко понять разницу между «новой игрой» и каким-нибудь крупным обновлением. Для примера можно вспомнить переход от CS 1.6/Source к CS:GO в 2012 году, где новая часть всё так же воспринималась странно, но в корне отличалась от предыдущих. Остаётся, пусть и среди хейтеров, «островок» людей, которые придерживаются как раз такой точки зрения.
Любимым «прогревом» перед крупными событиями у Valve всегда были «шапки» в соцсетях. За сутки до обновления очередным баннером с намёком стала белая надпись «Dawn of The Final Day» на чёрном фоне. В ловушку попали почти все: новостные паблики отнеслись к «шапке» так, будто уже в ночь на 27 сентября обновление выйдет. Спать разочарованное комьюнити легло примерно в 2:00 по Москве, когда всем стало ясно, что речь идёт о среде.
У инсайдеров в это время, между прочим, работа вовсю кипела. По информации некоторых, в эту ночь разработчики уже попрощались с CS:GO, очистив все файлы и базы данных, используемых для будущих обновлений. После полной чистки стало ясно, что CS:GO ни в каком виде не продолжит жить: это оказалось полной правдой. Исход на самом деле странный, поскольку CS 1.6 и CS: Source до сих пор живут обособленно, имея официальные серверы. По слухам, в этот же день у работников Valve был специально увеличенный рабочий день, чтобы успеть загрузить все новые файлы для перехода на CS2.
Первая половина 27 сентября: «Рассвет нового дня»
Казалось, все силы на активное ожидание угасли уже прошедшей ночью. Новостной поток резко сократился, как и степень внимания за мелочами в соцсетях и серверах Steam. Какими-то намёками на грядущее могли служить новости о переходе ESEA Cash Cup на новую игру, однако их комьюнити воспринимало обыденно как нечто «фантомное и само собой разумеющееся».
Так было весь день ровно до момента, когда «шапка» Valve в соцсетях сменилась на белую с текстом «Dawn of A New Day». В этом послании как бы читалось, что 27 сентября было последним днём «старой главы», а 28 сентября на самом деле является началом «новой главы» и запуском релизной версии CS2. Лирики в этих событиях много, однако Valve ещё не понимала, сколько проблем случится в столь исторический момент.
Первая зацепка, на которую все обратили внимание – удаление капсул BLAST.tv Paris Major 2023 из главного меню CS:GO. Признаться, больше люди рассчитывали на удаление новостей с главного экрана, которые стирались систематически и по одному с самой весны. По этой причине режим «низкого старта» у аудитории был взят, но процент относящихся к этому, как к шутке, оставался. К слову, на капсулах разработчики не остановились, и внимательные игроки по ходу дня замечали другие «пасхалки». Например, расширенная статистика CS360 стала бесплатной в последние часы жизни игры, а после вовсе пропала. Также участники матчей не могли отправить друг другу отзывы («Дружелюбный», «Лидер» и т.д.).
Ещё одну отсылку к релизу обнаружили в этот же день файлы с поддержкой CS2 в новых драйверах AMD. Всё связывается тем, что разработчики «железа» уже были предупреждены о релизе заранее, своевременно подготовив своих пользователей к «сюрпризу» от Valve.
Вечер 27 сентября: момент запуска
Далее стоит переходить на язык времени, потому что развитие событий можно было регистрировать поминутно. К тому же, масса отличающихся по настроению событий воспринимается как хаос именно в таком повествовании (и именно так, как было на самом деле).
21:30 МСК: Серверы CS:GO окончательно «легли». Подключиться к сети было нельзя, в меню отображалось бесконечное ожидание подключения, а уже запущенные матчи могли внезапно зависать и никогда не будут доиграны. В течение часа сайты с открытым размещением сервер-статусов отражали, что Valve постепенно отключила серверы CS:GO во всём мире.
22:30 МСК: В дело внезапно вмешалась про-сцена, поскольку матч между Monte и Complexity в плей-офф ESL Pro League 18 был прерван буквально во время остановки серверов. Матч уже может войти в историю как одна из самых нестандартных ситуаций в киберспорте, ведь разработчики не согласовали этот момент со своим крупнейшим турнирным оператором.
23:00 МСК: Матч Monte – Complexity был продолжен на быстро сделанном офлайн-сервере, где у игроков в инвентаре были прописаны дефолтные P2000 вместо USP-S и M4A4 без права выбора. По ходу игры через экран ощущался дискомфорт игроков, а за саму ситуацию они явно не скажут: «Спасибо» Valve. Правда, до сих пор неизвестно, как будет продолжена стадия плей-офф в Мальте, поскольку активных серверов CS:GO попросту не существует. Вероятен и тот вариант, при котором турнир будет сыгран на двух версиях игры, что для киберспорта также нонсенс.
23:30 МСК: CS:GO удалена из Торговой площадки и библиотек. В этот момент всем стало ясно, что даже поиграть и вспомнить прошлую часть уже не получится, в отличие от версий 1.6 и Source.
23:40 МСК: Свершилось! Valve официально презентовала новую часть и выпустила официальный трейлер релиза. Несмотря на все возникнувшие проблемы, все быстро забыли о ситуации с матчем в Мальте и переключились на тест новой игры, которая избавилась от приставки «бета». В самом трейлере люди обратили внимание на акцент разработчиков на киберспортивной среде. Впервые в истории сама Valve позиционирует легендарный шутер как целый вид спорта, где новая часть призвана повысить комфорт профессионалов и любителей, а не просто некой «широкой аудитории».
00:00 МСК: Последним важным событием этой хронологической линейки стал баг, который попался немалой доли игроков в первые минуты после обновления. Неаккуратность при подготовке пользователей к новой части вылилась в некрасивую историю, где тысячи игроков просто не могли открыть игру. Например, в такой «ловушке» оказался RuFire, но баг исправили менее чем за 10 минут.
Ночь 28 сентября: отсылки, первые разочарования, быстрый поиск
Из приятного: все игроки, которые имели в библиотеке CS:GO, получили в инвентарь памятную медаль и классический музыкальный набор. Кроме того, ажиотаж вокруг новостей не мог не вызвать огромную волну пользователей, благодаря которой поиск матчей оказался моментальным. Автор материала, не скрывая радости, уже начал путь в первом Premier-сезоне с трёх калибровочных побед кряду. Хорошую реакцию вызвала и новая «фишка» игры, благодаря которой награда за опыт становится чем-то выбираемым из списка (скин, наклейка, кейс), а не рандомным подарком.
На этом, увы, очевидные плюсы заканчиваются. Основная масса игроков жалуется либо на неполноценный перенос всех возможностей CS:GO в CS2 в момент релиза, либо на плохую оптимизацию. Острее всего стоит второе: удаление CS:GO буквально лишило внушительную часть людей возможности играть в любимую игру, поскольку новая часть у них попросту не запускается. Это же касается не до конца углублённых настроек графики, влияние которых на FPS мы разбирали в материале о плюсах и минусах.
Не самый плохой, но и не позитивный момент связан с низким числом крупных изменений по сравнению с бета-тестом. По факту, опытные игроки предварительной версии не увидели в долгожданном релизе ничего нового, кроме открытого (бесполезного) матчмейкинга со званиями, что весьма смазало их впечатление об обновлении.
Что дальше для Valve?
Намекает это на то, что Valve поторопилась. Сроки лета прошли почти месяц назад, и разработчики поняли, что с каждой неделей всё больше подрывают градус доверия аудитории. Вероятно, выход CS2 как законченного продукта именно 28 сентября является вынужденной мерой. Если так, то уже в ближайшие месяцы мы получим обратно и колоритный режим Danger Zone, и меню кастомных карт, и многие другие возможности, которые были удалены безвозвратно вместе с проверенной временем CS:GO.
С другой стороны, игра сразу начала с негатива, что накладывает очень большой отпечаток на репутацию Valve. Лидеры мнений прямо указывают на то, что про-сцена «не готова» к переходу на сырую игру без возможности играть дальше на привычной всем версии. До сих пор странным ходом кажется полное удаление CS:GO, особенно на фоне существования CS 1.6 и менее популярной CS: Source в свободном доступе. Читая комментарии, нередко видишь людей, готовых абсолютно серьёзно перейти на соревновательные платформы в первой части игры. Valve могла легко охладить градус негатива, просто оставив CS:GO в Магазине Steam и пообещав лучшую оптимизацию для бывших пользователей CS:GO со старыми ПК. Вместо этого компания ещё больше раззадорила комьюнити минимальными требованиями, где значится 8 ГБ оперативной памяти. В данный момент предсказать судьбу игры и суть обновлений до конца года нельзя: остаётся верить, что силы Valve, потраченные на релиз, не иссякли окончательно.