Сегодня у нас в гостях один из самых ярких и самобытных стримеров в русскоязычном сегменте Dota 2 – Тимур TpaBoMaH Хафизов. Наш герой не только годами демонстрирует впечатляющие навыки в любимой игре, но и активно делится своими знаниями с аудиторией, выпуская огромное количество обучающего контента.
Среди последних достижений TpaBoMaH – множество медиа-турниров по трём (!) дисциплинам, а также участие в мероприятиях в качестве контентмейкера. Спустя годы после переработки Techies Тимур сменил амплуа, превратившись из скандального стримера в отличный пример того, как сделать трансляции более доступными для широкой аудитории.
Мы поговорили об участии TpaBoMaH на последних турнирах BetBoom Streamers Battle, развитии Dota 2 и Deadlock, хейтерах, а также интересе к другим играм. В эксклюзивном интервью для CyberMeta Тимур рассказал:
- почему его команде не удалось выйти в плей-офф BetBoom Streamers Battle 8;
- об особенностях его версии челленджа «С нуля до Титана»;
- о проблемах концепта и дальнейшего развития Deadlock;
- о перспективах контента по Sid Meier's Civilization;
- о покупке хейтеров и гневных комментариев;
- о подходе к контенту и его роли в комьюнити Dota 2.
«Streamers Battle становятся историей, которая конкурирует с обычными турнирами по Dota»
– На BetBoom Streamers Battle шесть сезонов подряд ты выступал примерно с одинаковым ростером. Почему тебе не удалось собрать всех ребят на восьмой сезон?
– Игорь [ILTW] очень эмоционально пережил окончание предпоследнего турнира. Я тоже хотел чего-то нового, поэтому и не стал уговаривать или переубеждать, просто пошёл собирать другой ростер.
Как происходил сам сбор: я уже знал Kyzko. Мы с ним отыграли пару Streamers Battle, он много коллит. На таком турнире очень важно, чтобы в команде был коллер. Дальше скорее уже он накидывал варианты, кого он знает и с кем можно поиграть.
– То есть с большинством ребят до этого ты сам не играл?
– Да. Те, с кем я играл, были моими тиммейтами только на Streamers Battle. Мы в любом случае все с разными MMR, мы не пересекаемся в пабликах. Опыт получился прикольный, на мой взгляд. Я уже долгие годы стримлю Dota: не знаю, как остальные, но я очень легко переношу и поражения, и победы. Я прихожу на турнир, я всегда стараюсь показать лучший результат, но если вдруг что-то не получается, это нормально. Не принимаю близко к сердцу такие моменты.
– Как ты сам оцениваешь свои навыки как коллера?
– Сейчас мне не хватает опыта. Допустим, когда я раньше играл на старом Techies, я очень хорошо коллил, просто потому что это ежедневная практика игр с самыми топовыми игроками в паблике. Ты хорошо чувствуешь, кто что может, кто как двигается, как проводить драфты и т.д. Сейчас я уже больше чиллю, поэтому поколлить я может и могу, но это будет не так эффективно, как если это будет делать человек, который регулярно в этом практикуется.
– Расскажи, с какими проблемами команда столкнулась на BetBoom Streamers Battle 8? Почему не удалось выйти в плей-офф?
– Получилось, что в заключительном групповом матче не смог играть Kyzko, потому что параллельно внезапно объявили о небольшом турнир для про-команд. Он играет в Team Secret, поэтому не смог. Мне кажется, нам его сильно не хватило, потому что в начале я жёстко отыграл на Magnus, а потом мы потерялись без грамотных коллов и не смогли против YATORO забрать эту карту.
В остальном, абсолютно типичная история с любым Streamers Battle: первые матчи ты не особо понимаешь, как драфтить, потом ты такой: «Ага, вот так надо», и дальше уже нормально. Мне лично моё выступление очень понравилось, не считая первых карт, где мы ещё разбирались с управлением. Чувствую, что раздал стиля, кайфанул от процесса.
– В прошлых сезонах ты выступал вместе с ILTW, а в этом Игорь уже без тебя взял MVP. Общались ли вы с Игорем во время или после турнира? Какова вероятность, что в следующих сезонах вы снова воссоединитесь?
– Нет, не общались. У нас никогда и не было плотного общения. Мы рейды друг другу кидаем на Twitch периодически. Если вопросы возникают, то можем связаться. У меня мало с кем в принципе есть стабильный контакт в этом плане. С Игорем не знаю, как пойдёт, как настроение будет. Игорёк – красава. Он всегда как керри на турнирах выступал очень хорошо.
Я могу даже дать небольшой инсайд о предыдущем Streamers Battle, который как раз был последним для нас в таком составе. Я хотел себе в команду взять goodoq, с которым они играли сейчас и заняли второе место. У меня было абсолютно такое же видение, что я хочу «четвёрку» с пониманием, как коллить и который будет вести за собой игру. Тогда, к сожалению, его не отпустили на Streamers Battle, а сейчас Cake так же прочувствовал процесс и смог нащупать эту синергию, которую я по определённым причинам не смог реализовать.
– Давай поговорим о серии турниров BetBoom Streamers Battle в целом. Как оценишь организацию восьмого сезона, освещение ивента в медиапространстве? Насколько турнир стал лучше по сравнению с первыми сезонами?
– На мой взгляд, всё идёт хорошо. С каждым новым сезоном всё больше новых лиц, всё больше масштабность, улучшается подход и структура. Streamers Battle уже становятся историей, которая вполне себе конкурирует с какими-то обычными турнирами по Dota с точки зрения зрительского интереса, просмотров и хайпа.
– Медиатурниры от других букмекерских компаний иногда проходят в LAN-формате. Хотел бы ты сыграть на BetBoom Streamers Battle в офлайне перед зрителями? И как ты считаешь, вывел бы факт LAN-турнира данное мероприятие на принципиально новый уровень?
– Я вообще всегда по жизни за то, чтобы пробовать. Надо пробовать, надо смотреть, как это будет работать. Знаю, что бывали уже медиа-LAN-турниры по Dota, но я в них не участвовал. Посмотрим, как это будет реализовано с точки зрения сумбурности, восприятия процесса для зрителя.
Например, на Streamers Battle каждый ведёт свою трансляцию. Соответственно, мы на LAN сидим, у нас с каждого компа должен будет идти стрим? Параллельно нужно, чтобы звук был нормальный на этом стриме, чтобы зрители всё поняли. Технических вопросов много, и, слава Богу, не мне их решать. Если ребята что-то придумают, будет прикольно поучаствовать, конечно.
«Не отношусь к Dota, как к своей собственности – я полностью понимаю, что это чужая игра»
– 25 ноября ты заявил, что планируешь запустить челлендж «С нуля до Титана». Какой ты видишь основную цель этого челленджа? Будут ли какие-то особенности прохождения этого пути?
– Особенность прохождения – это рандом. Я каждый раз просто нажимаю кнопку рандома и какой герой мне выпадает, на таком и играю. Остальные ребята брали своих сигнатурных персонажей, поэтому какую-то свою изюминку я всё-таки смог найти.
Лично для меня этот челлендж – просто разнообразие. Я на самом деле никогда не любил, да и сейчас не кайфую от игры на рейтинге ниже своего, потому что я люблю соревноваться. Люблю доказывать, что я лучше, но когда ты годами делаешь одно и то же, это всё равно немного набивает оскомину. Последние годы я сижу плюс-минус на одном и том же рейтинге. Единственное, что я придумал – это рандомить в каждой катке, и это я уже делаю где-то полгода. В рамках челленджа я понимаю, что сейчас я пройду определённый порог, там ребята будут посильнее, потом ещё более опытными. Также я понимаю, что зрителям это очень интересно, и вот эта вот совокупность факторов меняет мой взгляд на процесс, и мне становится интересно этим заниматься.
Самое главное в контент-мейкинге, на мой взгляд – чтобы было интересно не только зрителям, но и стримеру. И поэтому задача стримера сводится к тому, чтобы понять, что же интересно и ему, и аудитории одновременно. Такой челлендж – это и есть то самое пересечение интересов.
– Тебя раздражают смурфы в Dota?
– У меня вообще с Dota не горит. Каждый раз, когда нажимаю кнопку «Принять», я принимаю оставшихся девятерых игроков. Я не строю никаких иллюзий на этот счёт, просто захожу кайфануть от процесса. Соответственно, что бы ни было, это всегда что-то новое, что-то интересное. Скорее наоборот: меньше всего я люблю, если нас вынесут быстро, или если мы так же быстро вынесем.
Если у меня кто-то в команде выйдет, это тоже очень интересно, потому что это такая фора противникам, какой-то челлендж. Я играю не за результат: когда ты играешь в Dota за результат, за эти +25, -25, сходи просто монетку покидай. Для чего ты тратишь 40 минут до этого, если тебе нужен просто конечный результат? Сходи, купи себе аккаунт или закажи буст, если ты хочешь именно рейтинг, а не сам процесс.
Мне же нравятся именно эти 40 минут. Конечно, всегда хочется победить, но если не побеждаешь, при этом хорошо сыграв, это тоже классно. Для меня самое главное, чтобы я соревновался с другими ребятами и понимал, что при наличии фидеров, руинеров или ливеров я всё равно сыграл отлично. Покажу на стриме, это увидели все – всё, я кайфанул от процесса.
– Если рассуждать в целом, нравится ли тебе направление, в котором Valve ведут Dota 2?
– Глобально, наверное, да. Они неплохо её освежили за последний год: расширение карты, новые акты. Конечно, я любил компендиумы, которые выходили на The International, но я с пониманием отношусь, если им, допустим, неинтересно, тяжело, невыгодно это делать. У них есть свои причины.
Если ребята захотели попробовать что-то новое – это их полное право. Я не отношусь к Dota, как к своей собственности. Я полностью понимаю, что это чужая игра. Они делают с ней всё, что хотят. И спасибо, на самом деле, что делают. Спасибо, что ещё поддерживают, ведут и так далее. Требовать от них чего-то, на мой взгляд, просто неправильно.
– В последнем интервью Stray228 говорил, что если Valve забьёт на игру полностью, то через 5-7 лет Dota 2 будет уже не такой актуальной игрой, как сейчас. Как ты считаешь, сколько ещё времени Dota 2 будет популярна в сфере гейминга?
– Игра уже вышла на такой уровень популярности, когда каждое новое поколение, которое начинает играть в компьютер, имеет кого-то из старшего поколения или кого-то из своих одноклассников, одногруппников, кто уже играет в Dota и зовёт их туда. Соответственно, это просто «сарафанное радио», которое никогда не закончится.
– К тебе приходит Гейб и задаёт вопрос: «Чего тебе не хватает в нынешней Dota 2?» Что бы ты ему ответил?
– Старого Techies пусть вернёт. Освежит контент, хайпанём.
«Deadlock не создана для того, чтобы быть сверхпопулярной»
– В конце августа ты хвалил Deadlock и говорил, что она разгружает тебя от Доты. Спустя пару месяцев ты уже предрёк ей отсутствие роста. Что конкретнее тебя не устроило в игре за такой срок?
– На первый взгляд это было реально прикольно: картинка красивая, концепт, как в Dota, линии можешь пушить. На деле порог вхождения оказался очень высокий, и я на личном примере понял, что игра обречена на какую-то небольшую нишу. Объяснение ровно такое же, как с Dota: когда ты начинаешь играть в компьютер, у тебя куча людей, которые играют в Dota и зовут тебя туда.
Несмотря на то, что Dota – тоже тяжёлая игра для входа, ты думаешь: «Ладно, [проиграю] немного, потом разберусь, зато с ребятами побегаю по вечерам». В Deadlock такого нет, в него просто никто не играет, некому тебя позвать. В Deadlock уходят ребята, которые уже играют во что-то: Apex Legends, Fortnite, CS2, VALORANT, Dota, но это небольшая прослойка.
Я знаю, что куча игроков из Apex Legends в Deadlock перешла, но Apex сама по себе не такая популярная была. Поэтому то, что они перешли, погоды не делает. Получается такая история: если ты сейчас новичок, тебя позовут в Dota, тебя позовут в CS2. Никто не позовёт тебя в Deadlock, потому что в него почти никто не играет. И здесь отсутствует эффект вот этого «сарафанного радио». Игра с очень высоким порогом вхождения в этом плане становится обречённой.
– Как конкретно Valve может исправить положение до официального запуска?
– Я думаю, что концепт провален заранее. Какие-то показатели, конечно, у игры будут, потому что она сделана хорошо и качественно, но она не создана для того, чтобы быть сверхпопулярной.
– Согласишься ли снова участвовать в турнирах по Deadlock?
– Я говорю, что игра именно с точки зрения концепта обречена на непопулярность. Это не значит, что мне неприятно в неё заходить из-за этого. Я вообще любитель стратегий: например, я играю в такие игры, как Civilization, в неё играет мало людей. Главное, чтобы мне было интересно.
– Ты как раз вовремя вспомнил о Civilization. Ранее ты говорил, что пятая часть «цивы» тебе нравится больше, чем шестая. Будешь ли ты пробовать заходить в седьмую?
– Я точно буду пробовать заходить в седьмую, но сейчас, например, у меня уже интерес к Civilization подугас. Я вот жду седьмую, чтобы посмотреть, потому что прошло уже долгое время и мне как-то поднадоели прошлые части. Там уже буду и стримить, и ролики какие-то делать однозначно. Очень открыт к этому, а пока у меня «цивилизационный отпуск», получается.
– Видишь ли ты перспективу в контенте по ней?
– С точки зрения пересечения аудитории стримера, пересечения интересов стримера и интересов зрителей, однозначно – да. Я же много лет выкладывал Civilization на YouTube и, на удивление, огромное количество просмотров, совершенно несвойственное таким полузабытым играм.
– У твоих роликов по ней больше просмотров, чем у ребят, которые записывают контент по «циве» постоянно.
– Интересно, не знал. Поэтому самое главное – это чтобы мне седьмая часть понравилась. Всегда будут те, кому это интересно будет посмотреть.
– У новой части уже был полноценный анонс, трейлеры и инсайды о механиках. Что тебя привлекло, а что вызвало недоумение?
– Первоначальное впечатление – это похоже на Humankind очень сильно, но «цива» всё-таки смотрится глубже. По механикам: они там всё перелопатили, и я к этому тоже отношусь без какого-то консерватизма. Все перемены в какой-то степени к лучшему. Её точно не упрощают: скорее, направляют мыслительный процесс в другую сторону.
«У меня развлекательный контент, чтобы ребята могли с детьми посмотреть, с родителями, и не парились, что тут мат-перемат»
– Раньше в комьюнити ты ассоциировался с Techies. Потом героя переработали, и эта фишка у тебя пропала. Как думаешь, с чем нынешний TpaBoMaH ассоциируется сейчас?
– Это исходит из контента. Да, раньше был Techies-контент, была ассоциация с ним. Теперь, думаю, у людей я просто ассоциируюсь со спокойной игрой на высоком рейтинге, где ты можешь зайти, послушать классную музыку, послушать какие-то мудрые рассуждения и просто расслабиться.
– Твоё комьюнити – особенное, если сравнивать со стереотипами про «токсичную среду в Dota». Ощущаешь ли ты на своих плечах некую миссию по улучшению комьюнити в нашем регионе? Кого можешь выделить из себе подобных контент-мейкеров?
– Мне кажется, это правильный тезис. На личном примере я в любом случае его улучшаю: не горю, не оскорбляю никого, отношусь без каких-то предубеждений к каким-то билдам, героям необычным у тиммейтов. В то же время это тезис в очень широком понимании: улучшить комьюнити глобально невозможно, будучи одним из стримеров, причём не самым крупным. Воспитание всей аудитории должно быть задачей всех одновременно, и тогда это сработает. А здесь я вроде и улучшаю комьюнити, но вроде и нет, потому что не занимаю настолько большой пласт этого самого комьюнити.
Сложно сказать, кто делает похожий контент, я просто очень редко сам смотрю стримы по Dota. Может быть, mariachi: в последнее время активно стримит, у него достаточно позитивный контент без лишнего негатива. Я не особо видел, чтобы Cake пригорал на стримах, но у меня просто маленькая насмотренность, я мог чего-то не увидеть. Вот эти два человека, наверное, ближе всего.
– Ты не раз говорил в последние месяцы, что хейтеров стало меньше и ты чуть ли не покупаешь плохие комментарии о себе. Без шуток: стало ли тебе от этого скучнее? Скучаешь ли ты по временам, когда была целая база недоброжелателей?
– Я шутки вообще не люблю шутить, я один из самых серьёзных стримеров, поэтому с покупкой хейтеров никаких рофлов. Конечно, когда деньги на это тратить не приходилось, было веселее, потому что шла лишняя копеечка в карман. Мне кажется, всегда должны быть какие-то эмоции вокруг контента, иначе он обречён на угасание.
Естественным или искусственным образом такие штуки надо разгонять и поддерживать. Я без негатива вспоминаю и давние времена, когда были постоянные конфликты. Это просто полезный опыт, и я рад всему, что у меня в жизни было.
– Тебе много раз пытались задавать вопросы о деньгах, и ты практически никогда не отвечал конкретно. Прости, но я попытаюсь: сколько в месяц может уходить на «покупку хейтеров»?
– Не так много, потому что у меня нет жёсткой планки качества. Если человек просто напишет в чате: «Травоман лох», сам понимаешь, уровень интеллекта для этого нужен не очень высокий. Соответственно, уровень «зарплаты» тоже абсолютно минимальный. Стараюсь не более 30-40 тысяч в месяц тратить на это. Иногда приходят талантливые ребята: могут что-то очень по-хитрому завернуть.
– Был ли хотя бы один случай, когда этот купленный хейтер «перестарался» и тебя это зацепило?
– Нет, ни разу. Меня абсолютно не цепляет, я полностью это перерос. Было бы искренне интересно посмотреть на сообщения в чате, которые смогли бы меня зацепить до настоящего негатива.
– Комик Илья Макаров высоко оценил твой безбашенный подход к покеру. Насколько часто практикуешь навыки между турнирами, или это всегда «игра по наитию»?
– Нет, на первом BetBoom Poker я вообще не имел почти никакой практики, просто съездил в Сочи, там пару дней поиграл. Ко второму турниру я подошёл уже основательнее: у меня было несколько тренеров, чемпионы мира, заслуженные игроки. На втором турнире по медиапокеру, если смотреть с точки зрения игровых механик, я был объективно сильнейшим. Другое дело, что меня просто законтрил Evelone.
У меня есть такая особенность: если я нахожусь в компании, где все выпивают, например, хотя я сам непьющий, то я полностью ловлю этот вайб и психологически нахожусь на одной волне с людьми. Финал по покеру, ничего не предвещает беды, но человек развязывается, и меня это тоже развязывает. Ему «прёт» карта, а мне не «прёт», и мне нельзя было так играть, как я сыграл в итоге. Мне всё равно всё понравилось, а это для меня всегда это самое главное.
– Осенью ты высказывался об игре Team Spirit по CS, а также футбольного «Рубина». Было ли это разовыми приколами, или ты действительно следить за CS и футболом? За какими вообще видами спорта/киберспорта следишь в свободное время?
– Это была просто голодовка по Dota, и я в отчаянии решил ставить на всё подряд. Прикольно было на секунду окунуться в футбол с «Рубином», с «Факелом», путём РПЛ. Но в обычное время я себе такого не позволяю, ограничиваюсь только Dota, либо какими-то крупными событиями по CS.
– Ты говорил, что твой ник отсылается к исторической игре Travian. Откуда у тебя интерес к историческим стратегиям с таких ранних лет?
– Наверное, такой склад ума. История нравится очень сильно, нравится политика, но в медиа я полностью аполитичен. У меня контент развлекательный, и я считаю, что так правильнее. То же самое, как я не матерюсь на стримах. В обычной жизни я могу себе это позволить, но у меня развлекательный контент, «family-friendly». Чтобы ребята могли с детьми посмотреть, с родителями, и не парились, что тут «мат-перемат». Мне самому так комфортно, это не какое-то усилие над собой, просто так естественным образом сложилось и я не вижу смысла это нарушать. Поэтому мне всегда нравились стратегии, мне всегда нравились игры с историческим подтекстом, отсюда и вытекла та же Civilization.
– В твоей работе невозможно без эмоционального выгорания, ты и сам не отрицал этот факт. Назови универсальную «формулу Травомана», как оттягивать сам момент выгорания и как быстро через него перешагивать.
– Постоянная смена деятельности. В моём случае – частые поездки от BetBoom, которые они организовывают. Это вообще кайф, очень хорошо разгружает. Я через 2 недели в Китай полечу, всегда мечтал. Смена деятельности нужна и в контенте, регулярные выходные – это всё пришло с опытом. Если не останавливать самого себя, я могу стримить неделю, две, три подряд. Буду чувствовать усталость постепенно, но всё равно смогу запускать стрим. Сейчас я уже приучился по максимуму прислушиваться к себе, в неделю стараюсь два раза делать выходные.
– Если я не ошибаюсь, пару лет назад тебе делали операцию на пояснице и это было следствием сидячей работы. Стал ли ты сейчас в мерах профилактики уделять больше времени физической активности?
– Да, конечно. Я буквально каждый день хожу в зал, но не тягаю железо какое-то, это больше кардионагрузки. Я стал гораздо выносливее, гораздо крепче, просто в тонусе себя чувствую постоянно. Единственное – бицепс постоянно качаю, потому что надо же что-то на стриме показывать. Вряд ли уже я отращу себе новую грыжу, и всем советую просто не доводить до таких операционных ситуаций. Надо просто заниматься, ребята.
– В жизни любого контентмейкера наступает момент, когда он начинает уходить в тень. Чем ты будешь заниматься, по каким-то причинам оставшись без стриминга и контента?
– Если подходить к контенту основательно, а это большое усилие, большие затраты интеллектуальные, то ещё не факт, что это произойдет. С точки зрения своего жизненного пути просто занимаюсь тем, что мне интересно. Конечно, пытаюсь поглядывать куда-то, что-то открыть, вложиться, придумать, но на текущий момент у меня всё в большей степени крутится вокруг контента. С учётом стабильности тоже чувствую себя комфортно. Если вдруг через 15 лет не станет Интернета? Наверное, надо будет ходить, артефакты собирать, сдавать барыге (смеётся).
– Напоследок: за какую сумму ты готов научить играть человека в Dota с нуля?
– Тут снова дело в выгорании. Есть предположение, что нужно избегать того, что тебе не нравится. Я не люблю учить людей. Иногда мне предлагают рекламу, которую я не хочу делать, и я просто называю какой-то «заградительный» ценник, который не отражает реальной ценности того, что я должен сделать. Просто чтобы ко мне не приходили с такими предложениями, потому что мне неинтересно это делать.
Я даже не знаю, если честно, настолько не хочу кого-то поднимать. А если человек просто тупой? Понимаешь, я с ним на всю жизнь застряну, что ли? Один урок, одна катка со мной, если он хочет достичь «Титана», пусть стоит ему 100 тысяч рублей.
– Зафиксируем.
– Обращайтесь, ребят!