Интервью с Stray228 о BetBoom Poker, стриминге, Twitch и Dota 2

Олег Stray228 Бочаров – известный стример в разделе Dota 2 на Twitch. Олег начал стримить в 2013-м году на Justin.tv, а затем перешёл на Twitch. Стример получил свою славу в 2016-2017 годах и занимал лидирующие позиции в разделе Dota 2. Смысл трансляций Stray228 раскрывается в описании его канала: «Крепкий и скилловый мужчина, который обучает фишкам в Dota 2».

Спустя 11 лет стримерской карьеры Олег Бочаров остаётся в топе и собирает в среднем более 10 тысяч зрителей на своих трансляциях. На Telegram-канал Stray228 подписано более 150 000 человек. Олег является амбассадором BetBoom, посещает различные активности, в том числе турниры по Dota 2 и покерные ивенты.

Во время второго сезона BetBoom Poker редакции CyberMeta удалось пообщаться с Stray228. В эксклюзивном интервью Олег рассказал:

  • о увлечении покером и целях на BetBoom Poker 2;
  • о последствиях выбора между киберспортом и стримингом;
  • о трансляциях со своей стороны;
  • о Twitch и конкуренции с российскими стриминговыми площадками;
  • о Dota 2, рейтинге и пожеланиях для Valve;

— Ты принимал участие во втором сезоне BetBoom Poker, до этого участвовал в первом. Расскажи, какой у тебя был опыт игры в покер до турниров от BetBoom?

– Опыт «уличного» покера. Я играл в покер лет с 12-14, начинал в приложении в VK, а потом уже в реальной жизни собирались с ребятами. Так что опыта у меня больше 15 лет, ну такой, не профессиональный.

— Ты раньше рассказывал, что вёл затворнический образ жизни и не выходил из дома. Как в это время практиковался в покере?

– Я действительно не выходил из дома, но это не значит, что мой дом был закрыт. Ко мне приходили друзья и знакомые, мы каждую неделю по субботам собирались и играли в покер.

— Как ты воспринимаешь участие на BetBoom Poker? Для тебя это больше медийная история, приятное времяпровождение, или же есть амбиции занять место повыше?

– В первую очередь для меня это чилл. За одиннадцать лет стримов и небольшое киберспортивное прошлое у меня осталось много друзей и знакомых, с которыми я очень давно не виделся, и здесь я могу с ними пообщаться.

Насчёт медийной составляющей я вообще не думаю, потому что я в целом о ней уже не задумываюсь. Я просто приезжаю на такие ивенты, чтобы пообщаться с людьми, которых знаю. Плюс, конечно же, было желание пройти как можно дальше, и я старался сделать всё посильное, чтобы показать наилучший результат.

— Когда ты ехал на турнир, у тебя была какая-то тактика, или ты играл чисто на фарт и как пойдёт?

Я никогда не играю на фарт, потому что у меня есть с ним проблемы. Когда стол на троих, то всё зависит от удачи. На нормальном столе, от шести человек, я играю от карты. Я играю правильно, как мне кажется, хотя я не профессионал и никогда не углублялся в изучение покера. Где не надо перебарщивать – я не перебарщиваю. Где надо – я зачастую сыграю спокойно. Я играю от карты, от логики.

Олег Stray228 Бочаров
Олег Stray228 Бочаров

— На турнире для тебя был принципиальный соперник, которого ты хотел выбить из-за стола?

– Этот принципиальный соперник больше по фану, хотел LenaGolovach выбить из-за стола, и сделал это. В первом полуфинале я хоть и вылетел, но зато ни разу не докупался и забрал с собой 600 долларов баунти [бонусом – прим. CyberMeta], так что получается, что я даже заработал.

Я его выбил, но он докупаться пошёл. По правилам, если тебя выбили со стола, ты можешь внести деньги и вернуться к игре со стартовым набором фишек. LenaGolovach четыре раза докупался и прошёл в гранд-финал.

— И всё-таки, почему ты хотел выбить именно LenaGolovach?

– Да просто ради контента, чтобы он потряс мопсярками, пока идёт на кассу. Без негатива, не подумай, что я плохо отношусь к Серёге.

— Изначально, до начала турнира, ты относил себя к числу фаворитов? И кого вообще до турнира на твой взгляд больше рейтили?

– Я считал нескольких людей фаворитами, себя к ним не причислял. Я хоть и играю хорошо, по своему мнению, но мне не хватает удачи. Если бы мне её добавили, хотя бы в важных раздачах, то я бы все турниры выигрывал. Но так как мы живём жизнь несправедливую, то я не относил себя к фаворитам.

Я думал, что фаворитами будут Adekvat, он в первом сезоне занял второе место, плюс я сыграл с ним много кэш-столов, и отмечу, что играет он сильно. Cake тоже хорошо играет, но мы с ним «братья по удаче». У нас с ним схожая проблема, он тоже нефартовый. Hooch для меня тоже был фаворитом, на кэш-столах он тоже себя показывал круто. RAMZES666 умеет играть в покер. Макаров, «воронежский братишка», часто собирается компанией поиграть в покер, и на прошлом турнире в топ-3 вошёл.

— Поговорим о твоей стримерской карьере. Ты стримишь на протяжении десяти лет: как начался твой путь в стриминге? Сравни первые дни в качестве стримера с нынешним моментом: что изменилось за эти одиннадцать лет в твоём подходе к этому делу?

– Поменялось всё кардинально, всё-таки одиннадцать лет прошло. Я начинал стримить просто по фану, вообще тогда понятия «стример» не существовало. Может быть, помнишь, до Twitch была платформа Justin.tv. У меня было много друзей и знакомых из реальной жизни, которые хотели посмотреть, как я играю в Dota 2. LAN-турниры в Белгороде проводились редко, я выигрывал их и сильно играл на тот момент. Тогда в игре был скрытый рейтинг, и так получалось, что приходя домой из универа, я заходил в игру и стоял на миде против праймового Dendi.

Ребята хотели посмотреть от моего лица на игру, но я не мог стримить, потому что тогда у меня был очень слабый компьютер. Но потом батя купил мне компьютер мощный для учёбы, и я подрубил первые стримы. У меня было пять-семь зрителей, я играл в Dota 2 и ни на что не рассчитывал. А потом само по себе количество зрителей резко увеличилось до тысячи и больше. Когда я внезапно увидел первый доход с Twitch, а тогда я ещё параллельно бустил аккаунты, то был приятно удивлён. Мне нужны были деньги, я вырос на улице. А тут хорошее времяпровождение и заработок – мотивации стримить было много.

Сейчас это больше похоже на хобби с приятным бонусом в виде дохода, но я не запариваюсь ни о чём. Я просто делаю то, что мне нравится.

— Каким был твой самый первый доход на Twitch?

– Первый доход я получил с Twitch, тогда ещё не было DonationAlerts [приложение для донатов на Twitch]. Рекламодателей тоже не было, поэтому деньги были только от Twitch за партнёрскую программу. Суммарно вместе с бустингом я получил около 100 000 рублей за месяц. Из этой суммы от Twitch мне пришло 300 долларов [по курсу доллара на 2013 год – около 10 000 рублей].

— Когда ты только начинал, то твой личный скилл был сопоставим с профессиональными игроками. Насколько сейчас, по твоим личным ощущениям, ты близок или далёк по уровню игры к киберспортсменам?

– О, я уже очень далёк, потому что я не развиваюсь и мне неинтересно развиваться в Dota 2 в плане скилла. У меня нет мотивации играть сильнее, моя сильная игра мне ничего не даст, она скорее ухудшит положение.

— Когда у тебя наступил момент, что ты понял, что за профессионалами гнаться больше не хочешь, а сосредоточишься на стримах и весёлом времяпровождении в игре?

– Наверно, я просто повзрослел и понял, что когда-то я был молодым и хотел стать профессиональным игроком, типа это круто – буткемпы, путешествия, турниры. Когда я начал путешествовать как стример, то оказалось, что это интереснее и лучше, чем в качестве игрока.

Профессиональная карьера в киберспорте – это очень тяжело, это большая ответственность, это тренировки соло скилла и игра в команде. Это буткемпы, в командах есть разлады, они распадаются, нужно притираться к новым тиммейтам. Нужно понимать, что если ты не тир-1 уровня, условно играющего в Gaimin Gladiators или Team Spirit, то в целом становишься никому не нужным. У каждого игрока есть один-два года пика карьеры, затем идёт спад. Ты отдаёшь всю жизнь игре. Ты вроде бы путешествуешь, но весь твой маршрут – это аэропорт, практис, а после поражения сразу едешь домой. Я был на The Inrernational, мейджорах, сейчас на BetBoom Dacha был, и видел, что игроки в этих путешествиях даже не могут посмотреть другую страну и людей. Многие думают, что быть киберспортсменом это кайф, мечта, но есть внутренняя кухня, и пока её не увидишь, не будешь понимать всей реальности.

Олег Stray228 Бочаров
Олег Stray228 Бочаров

Я понял, что мне очень повезло выбрать путь стримера, и могу делать всё, что хочу. Когда у меня плохое настроение, то могу не включать стрим и отдохнуть. Могу же и тридцать дней подряд стримить без отдыха, если в кайф. Я ни от кого не завишу.

Опять же, на мой выбор повлияли и мои зрители. Тяжело стараться играть в Dota 2, когда тебя через катку стримснайпят и пытаются заруинить игру специально. На протяжении двух лет я пытался выиграть любой матч, даже если руинят, а потом стало просто неинтересно. Поэтому большую долю в моё решение не развиваться как игроку внесли мои зрители.

Помнишь, было какое-то интервью с Папичем, что он просто забил на Dota 2, потому что не мог нормально играть. У меня примерно такая же тема происходит до сих пор. Мне нравится сама игра, но то, что делают мои зрители, не даёт мне мотивации развиваться. Если мне руинят, то я руиню в ответ, не пытаюсь выиграть. Но когда все на сервере стараются выиграть, я включаюсь на полную.

— Представим, что ты бы в тот момент выбрал карьеру киберспортсмена. Как ты считаешь, ты бы смог стать хорошим игроком?

– Давай уточним: тогда или сейчас?

— Именно когда перед тобой стоял выбор между стримингом и киберспортом.

Да, тогда я мог быть хорошим киберспортсменом, и возможно выиграл бы The International. Если я чем-то мотивирован, то полностью отдаюсь делу. Я очень устойчивый по морали, и всегда был хорошим капитаном по тем временам. У меня есть лидерские качества, я умею разговаривать с людьми. У меня были все качества, чтобы быть успешным игроком.

Если бы вернуть времена, когда мне было лет 16-17, то я бы выбрал путь киберспорта, потому что это авантюра. Стримы – это более «дедовский выбор». В юношестве хотелось кому-то что-то доказать, выиграть, быть лучшим. Сейчас я бы такое никогда не выбрал, потому что мне никому не хочется ничего доказывать.

— На твоих стримах часто происходят «внештатные ситуации» – агрессивные донаты, клипы с неэтическими содержанием, и всё это просьбы от зрителей. Как всё это началось? И как ты можешь объяснить такое поведение от твоих зрителей?

– Это же не так, что я вчера лёг спать, всё было хорошо, а сегодня у меня люди ножами режут друг друга. Вакханалия началась, когда забанили Arthas на Twitch, и с его трансляций люди перешли ко мне. Там контингент был специфичный, зрители такую дрянь делали Arthas, всякую чушь писали. И вот эти нехорошие люди пришли ко мне, атмосфера из дружелюбной резко превратилась в нынешнюю. Сначала клипы, потом появились «гачисты» [гачи-мучи – субкультура, построенная на интернет-мемах про накачанных мужчин]. Потом коронавирус, люди сидели дома и смотрели трансляции. Пришло огромное количество людей не с Twitch: всякие блогеры, тиктокеры, ютуберы, – все начали лезть на Twitch ради дохода. За собой они привели очень много малолетней и тупой аудитории, без негатива. Это был переломный момент в истории платформы, когда начали появляться новые стримеры, в том числе и трэш-стримеры. И на моих трансляциях атмосфера стала более сумасшедшей. Но это не моя вина, я считаю, потому что на трансляции я всегда адекватный, если челы не несут всякую чушь.

— На Twitch сейчас очень много стримеров банят за разные ситуации. Какие меры, помимо личной самоцензуры и вечных «осуждаю» предпринимаешь ты, чтобы не оказаться в списке забаненных?

– Тут всё просто. Есть правила Twitch, которые все стримеры знают. Есть слова, за которые банят. У меня есть лайфхак, что если я в жизни не произношу «запретки», то и на стримах я их не употребляю. У меня нет таких слов в лексиконе вообще, поэтому меня не банят. Последний раз меня банили на Twitch в октябре 2021-го года, и тогда я получил наказание за то, что модераторам и зрителям послышалась «запретка», хотя я ничего такого не говорил. Я отсидел две недели бана и стал ещё более жёстко относиться к правилам Twitch, даже однокоренные слова не произношу. Вот, допустим, меня спрашивают: «Олег, ты грустишь?», я отвечаю: «Я не очень грустный». Понимаешь, о чём я?

— Не совсем. Нельзя сказать «я не грущу»?

– Окончание и начало другого слова производят запретное слово в сумме. Вот, представляешь, я до такой степени не могу говорить какие-то словообразования. Когда я что-то говорю, то слежу, чтобы не создать никаких прецедентов и поводов. Можешь назвать меня шизиком, но меня за это уже забанили один раз.

Я полностью фильтрую тему с «запретками», не нарушаю правила как стример. Есть ещё такая статья наказаний на Twitch, что могут забанить за отсутствие модерирования в чате. Соответственно, я модерирую чат, раздаю перманентные баны зрителям, которые пишут плохие слова, пропускаю донаты с «запретками».

Олег Stray Бочаров
Олег Stray Бочаров

— Подожди, а вот ещё ситуация: ты заходишь в игру, над персонажами светятся никнеймы игроков. Среди них выделяется один с запретным словом. Эта ситуация не зависит от тебя, что делать?

– Ставлю аноним-мод в Dota 2. Первым делом, когда я нахожу игру, смотрю никнеймы. Если вижу хоть один запретный, то сразу включаю аноним-мод. Я знаю, что меня снайпят [отслеживают для совместной игры] с такими никами, чтобы целенаправленно забанить меня. Мой контент по Dota 2 настолько уменьшился, потому что у людей будто крыша поехала в последние два года, и будто цель жизнь – на моём стриме вывести запретное слово. Неважно, в каком формате, будь то донат, ник в игре, или в чате.

Раньше я мог адекватно пообщаться с командой, пошутить. Сейчас я тоже могу играть хорошо, но мне не дают, потому что челы с вражеской команды снайпят меня и идут драться с третьей минуты на миде, а в моей команде сидит такой же, как VovaPain – ничего не может. Девять из десяти игр у меня такие, я заложник ситуации. В 2016-м году у меня не было такого количества зрителей и дурачков, тогда люди играли.

Сейчас мой стрим проходит следующим образом: я запускаю игру, где-то там чел меня снайпит и попадается со мной. Его задача заруинить мне игру или сыграть против меня на максимум. Ему обязательно нужно что-то сказать запретное на моей трансляции. С точки зрения контента я вынужден играть в режиме all-mute. Я вынужден пропускать много донатов, вставить аноним-мод в Dota 2 и не общаться с командой вообще. Но я искренне не понимаю, с чем связано дикое желание людей сделать мне гадость на стриме. Если бы они этого не делали, я бы с ними общался, никого не мутил и не пропускал донаты.

— Из всех твоих рассуждений складывается простой вопрос: как ты вообще получаешь удовольствие от игры?

Я научился получать удовольствие в процессе. Конечно, когда такой стиль игры у меня начался, я очень сильно горел, но сейчас наоборот чувствую азарт. Если человек откровенно разбивает вещи на герое, то я не рад такой игре. А если я просто вижу, что враги очень стараются за мной побегать, то для меня азарт – выжить в такой атмосфере и умереть как можно меньше раз.

В Dota 2 я уже давно не преследую цель снести вражеский трон, мне на это плевать. Мне уже интересно переиграть тех людей, которые бегут в меня с начала игры и пытаются забить до смерти на сервере. Ну и очень редко бывают игры реально нормальные, обычно после трёх ночи, когда уже школьники ложатся спать, и мы с адекватными людьми играем 70-минутные матчи с смоками, байбеками, разменами тронов. Но это редкость.

У меня и фокуса на игре очень мало. Параллельно я же ещё пропускаю донаты, когда мне человек отправляет по десять подряд с разной чушью. Это хардкор-мод, и я нашёл для себя в этом интерес. Зрители вообще не понимают, что происходит на стриме с моей стороны.

— Вернёмся к теме Twitch и банов. Твой друг, VovaPain, столкнулся с такой проблемой и перешёл стримить на VkPlay. А ещё недавно вышел клип с стримером buster, который говорил запретные слова на трансляции VkPlay. Я задам общий и простой вопрос: рассматривал ли ты возможности перехода на альтернативные стриминговые платформы? И как оценишь нынешние российские платформы для трансляций?

– С точки зрения правил меня никак не напрягает Twitch. Я не из тех людей, кто в напряжении сдерживает себя в словах и фильтрует каждое слово. Я никогда не задумывался о переходе на другую стриминговую платформу, ибо если есть Twitch, то зачем что-то ещё? Я не вижу в ближайшие лет 5-7 серьёзных конкурентов для Twitch, если платформа сама себя не убьёт. Да даже если сейчас сотрудники Twitch ничего не будут делать, то платформа не будет чувствовать конкуренции.

— Но, с другой стороны, сейчас российские стримеры не получают деньги за партнёрскую программу. Вокруг Twitch ходят слухи, что её может заблокировать Роскомнадзор..

– Я понял твою мысль. По поводу партнёрской программы: ни один стример из СНГ никогда не жил на эти средства, потому что СНГ-регион считается неприбыльным для Twitch.

На протяжении 10 лет площадка работает в минус с нашим регионом, потому что в своё время поставили на него ставку и считают его развивающимся. Поэтому с партнёрской программы СНГ-стримеры никогда много не получали. Вот смотри: 1 000 зрителей на трансляции – это много ведь. Стример за такие показатели мог получить 200-300 долларов по партнёрской программе за месяц, если стримил каждый день по 8-10 часов. Как по мне, это очень мало. Ну, были ещё подписки на канал, пускай там доход был до 500-700 долларов – да выгоднее работать по специальности. Вот американские стримеры с 1 000 зрителями могут зарабатывать по 10 000 долларов на Twitch спокойно. Соответственно, в СНГ стримят ради сотрудничества с рекламодателями, букмекерами.

Насчёт перехода на другие стриминговые платформы, в том числе российские, ради партнёрской программы – сомнительно, что кто-то будет ради неё переходить с Twitch.

— В 2010-х ты был в числе первых, кто заходил в стриминг и просто играл в Dota 2. Как ты считаешь, сейчас тебе было бы сложнее стартовать с той же идеей? В чём секрет твоего успеха как стримера?

– Сейчас в этом нет смысла. До 2019-го года можно было войти на Twitch и просто играть в Dota 2. Сейчас Twitch – это не игровая платформа. Когда я начинал, то в разделе Dota 2 ценился скилл – чем сильнее ты играешь, тем больше имеешь зрителей, и то не всегда. Нужно быть личностью «не такой, как все». Чем я, как мне кажется, вошёл в стриминг? Я одновременно играл и общался с зрителями. Не просто сидел, как нынче потные киберспортсмены, и молча играл, только клики мышки слышны. Это интересно только для узкой аудитории «задротов», которые сидят и каждый микромомент пытаются понять, зафиксировать в памяти и извлечь что-то новое.

Когда я начинал стримить, то если ты не условный Dendi, не считаешься топовым игроком, то становишься никому не нужным. Я же зашёл тир-2 игроком, который просто играл и общался на вайбе со зрителем. Соответственно, зритель заходил на трансляцию не только потому, что я сильно играл, но и я его интересовал как личность.

Сейчас просто играть в Dota 2 не получится. Если брать раздел Dota 2, то чем хуже человек играет, тем лучше стримит. Нет смысла в скилле, ибо чем лучше играешь, тем хуже для тебя. Яркий пример: LenaGolovach. Люди заходят «поорать» с человека, который думает, что он умеет играть, и при этом бегает по карте «вафлей». Это весело, круто, над ним смеются и подкалывают. Серёга, не обижайся, брат. Люди заходят посмотреть на Twitch посмотреть шоу, как раньше ждали в сериалы в 21:00, чтобы хорошо провести вечер.

Сейчас влетать в Twitch, когда стримеров стало в тысячи раз больше, чем десять лет назад, сложнее. Если даже человек будет вкладываться в контент, будет реально хорошая работа, его могут просто не заметить, потому что он стримит для 1-3 зрителей. Сейчас нужно заходить с других платформ, например, с YouTube. Насколько я знаю, там есть продвижение каналов, и если твой Shorts куда-то залетел, то может набрать миллион просмотров. Видео может попасть в рекомендации людям, и так тоже наберутся просмотры. Twitch так не работает – можно стримить десять лет и иметь 0 зрителей, потому что трансляция будет в самом низу.

Олег Stray228 Бочаров
Олег Stray228 Бочаров

— То есть нужен какой-то пиар извне?

– Для развития на Twitch – сто процентов. Сейчас есть два пути на Twitch: либо ты известный блогер с собственной аудиторией, и сам себя по своим каналам рекламируешь. Либо же нужно иметь популярных стримеров в друзьях, чтобы они прорекламировали твою трансляцию, взяли тебя с собой на какой-то движ. Можно ещё закупать рекламу, но мне кажется, что на Twitch реклама не работает. Я уже видел много случаев, где люди переплачивают за рекламу. Я у себя никогда не рекламировал Twitch-каналы других стримеров. Если в надежде за рекламой идти к ютуберам, то они попросят очень большие деньги, а получат лишь 5-7 новых зрителей.

— Подожди, есть же ещё рейды. Что по этому способу приобретения аудитории думаешь?

– Рейды тоже не работают. Нужно же удержать аудиторию, которая придёт, плюс ты можешь не сконнектиться по интересам с новыми зрителями. Одно дело, когда меня рейдит стример по Dota 2, и я сам играю в эту же игру, а другое дело если придёт аудитория из другой сферы. И всё равно, один стример с большой аудиторией может отправить рейд стримеру с 100 зрителями, и на следующий день показатели второго не изменятся. В моменте количество зрителей изменится, но на дистанции всё останется на своих местах. А мы же сейчас говорим с тобой о входе на Twitch, то есть подразумеваем дистанцию, а рейдить каждый день никто не будет.

— Давай вот этот диалог о заходе на Twitch резюмируем: какие советы ты можешь дать начинающим стримерам в Dota 2?

– У меня есть совет более правильный: нужно делать упор на реальную жизнь, развиваться в ней, а стримить в кайф, отдавать себя на трансляциях, но не ставить всё на кон.

В нашей жизни удача очень сильно решает, или какое-то обстоятельство. Популярного стримера могут забанить, и в какой-то момент аудитория перейдёт на твой канал. Нужно развиваться параллельно в реальной жизни, а стримить для души. Не нужно продавать жопу ради контента.

Сколько я видел людей, которые бросали работу ради мечты быть стримером, а через 2-3 месяца сидели с пустыми руками. Стримы должны быть как хобби, и есть шанс, что это перерастёт во что-то большее. А может и не перерастёт. У меня получился рандом, я думал стать профессиональным игроком, а стал стримером – невозможно в жизни просчитать всё. И я доволен тем, что имею, потому что если бы я сейчас был про-игроком, то был бы как Solo – изредка участвовал бы на турнирах либо сидел бы на аналитике. Поэтому стримы – это лучшее, чем можно заниматься.

— В 2010-х в игре очень ценился индивидуальный скилл, а в последние годы Valve делает акцент именно на командном плейстайле. Как ты считаешь, сейчас тяжелее выбраться с низких рангов в топ, чем раньше?

– Тяжелее, однозначно, игра командная. Раньше можно было взять Templar Assasin, сделать за десять минут три убийства, и вражеская команда становилась AFK. Сейчас же чем больше ты убиваешь, тем больше шанс проиграть карту.

Конечно, ты всегда можешь быть плохим человеком, пикать Huskar на ластпик, натренировать одного героя и фармить MMR, даже если ты лютый бездарь. Но даже этот вариант сейчас выглядит тяжелее, надо брать вообще грязь какую-то. Люди до 7 000 MMR не обладают личным скиллом, полностью командная игра на этом рейтинге. Сейчас выиграть со счётом 10-0 действительно сложнее, чем раньше.

— Раньше ещё и пропасть между профессиональными игроками и «работягами» была меньше, чем сейчас. Добраться сейчас с низов до про-уровня – возможно ли?

– Возможно, конечно, просто рейтинг сейчас в целом обесценен. По сути, на 12 000 MMR и 14 000 MMR один и тот же уровень игры, просто кто-то сидит и делает упор на цифры, а кто-то просто играет. Много профессиональных игроков забивают на рейтинг, они просто оттачивают свой скилл в матчмейкинге. Цифры рейтинга обесценились, и я не вижу смысла сейчас гнаться за ними.

Когда я апал в 2014-м году 6 300 MMR, это было топ-30 Европы, я просто играл и не думал о цифрах. Это потом появилась тема, что людям внезапно стал нужен рейтинг, и они готовы платить за цифры в игре реальные деньги. Но в нормальном мире ты играешь и оттачиваешь свой скилл, и если ты реально хороший, командный игрок, стараешься и много играешь, то у тебя будут твои 12-14 тысяч рейтинга. Всё возможно, вопрос простой: зачем? Для молодых людей, которые думают, что ворвутся в киберспорт – да зачем вам это надо?

Одно дело, когда в 13 лет имеешь 13 000 рейтинга, как Satanic, тогда есть смысл попробовать. А если у тебя 3 000 MMR, и ты сидишь и думаешь о профессиональной сцене – это того не стоит. Я понимаю, что нужно сделать для выхода на просцену, и будто старания не окупятся. Раньше призовые на The International достигали 30-40 миллионов, то сейчас с трудом набирается 3 миллиона. На Riyadh Masters разыгрывается 5 миллионов, то есть призовые уже не те.

— Но сейчас много турниров с миллионным призовым..

– Много турниров, да, но life change money [денег, меняющих жизнь] уже не будет. Раньше все горели мечтой The International, чтобы как SumaiL приехать и забрать первое место, заработав кучу денег. Сейчас налоги высокие, призовые делятся не только на игроков, но и на тренера, менеджеров, и прочего стаффа. Дай Бог тебе перепадёт 15% от победы. Зачем это всё?

Я бы играл в Dota 2 ради удовольствия. Можно развиваться, а дальше по накатанной пойдёт – если всё получится, то залетишь в топ. А гриндить рейтинг – неблагодарное дело.

— Если рассуждать в целом, нравится ли тебе направление, в котором Valve ведут Dota 2?

– Вообще нет. Мне, как игроку со стажем, не нравится, что Valve вообще не занимается игрой. Раньше были компендиумы, арканы, были прикольные ивенты типа Годня или Diretide. Это было «золотое время» Dota 2. Сейчас разрабочтики даже Battle Pass убрали, праздника нету никакого. Игра стала командной, матчмейкингом никто не занимается. В целом, как по мне, Dota 2 скатывается второй год, начиная с The International 2023.

— Распространенный вопрос – Dota 2 умирает?

– Что ты вкладываешь в понятие «умирает»?

— Давай так: есть ли вероятность, что Dota 2 через лет 10-15 окончательно станет неактуальной и пропадёт также, как и Heroes of Newerth когда-то?

– До нуля онлайна игра не опустится, но ситуация к этому движется. Если Valve также будет пофиг на игру, то уже через 5-7 лет она станет неактуальной.

— К тебе приходит Гейб и задаёт вопрос: Чего тебе не хватает в нынешней Dota 2?» Что бы ты ему ответил?

– Ну я могу сейчас сказать как старый дед, мол, хочу, чтобы откатили до патча 6.82. Но я понимаю, что нужно прошлое отпускать. Я бы просто вернул 2013-й год, чтобы вернуть из того времени внутриигровой контент. Компендиумы, крутые ивенты – вот я бы их вернул, и Dota 2 была бы крутейшей игрой.

— Олег, спасибо тебе большое за интервью! Какое послание ты оставишь напоследок всем любителям киберспорта, твоим подписчикам и фанатам, что прочитают это интервью?

– Я хочу пожелать всем любителям киберспорта и стриминга быть добрее. Тем, кто стримит, пожелаю получать удовольствие от процесса. Хочу передать привет всем своим адекватным зрителям, которые поддерживают меня на стримах и активностях. «Быдлу», «муравейникам», «гусям», которые пишут «запретки» и плохо себя ведёт на стримах, тоже привет. Я уверен, что они по мне скучают, ждут меня с покера, чтобы закидать в первый же день всякой дрянью. Люблю вас всех, зрители, спасибо за поддержку!

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!