Интервью с OverDrive о Team Spirit, игроках, скаутинге и контенте

Алексей OverDrive Бирюков – знаковая личность в Counter-Strike. За двадцать пять лет в комьюнити Алексей примерил на себя все роли: был владельцем организации, играл на профессиональном уровне, был тренером, создавал контент, занимался скаутингом, доставал горячие инсайды, стримил. Можно заявить, что CS и OverDrive взаимодополняют друг друга.

Сейчас Алексей достаточно известен в мире киберспорта, но до сих пор амбициозен и планирует покорять новые вершины и искать себя в новых сферах. Редакция CyberMeta поговорила с OverDrive, в эксклюзивном интервью он рассказал:

  • как OverDrive относится к медиатурнирам;
  • почему Алексею не понравилось играть с BoombI4 на BetBoom Aunkere Cup 2;
  • какие отношения у OverDrive с nafany;
  • какие игроки способны достичь тир-1 уровня в обозримом будущем;
  • как Алексей занимается скаутингом;
  • почему у возрастных игроков меньше шансов пробиться на тир-1 уровень;
  • каким управленцем в киберспорте мог бы стать OverDrive;
  • как общается с игроками из Team Spirit;
  • почему donk изменил сцену CS2;
  • почему редкие ментальные проблемы Team Spirit – это нормально;
  • чему рад OverDrive сейчас;
  • как Алексей воспринимает свою медийность;
  • что Алексей хочет попробовать в будущем.

— Недавно ты принимал участие в BetBoom Aunkere Cup 2. Расскажи, пожалуйста, об общих впечатлениях о турнире?

– Да круто всё было. Повидался со всеми ребятами, чуть-чуть поиграл. В целом никаких возражений не было. Круто, что Aunkere организовывает такие турниры. Это интересно смотреть, а нам — принимать участие.

— Когда в последний раз ты играл на сцене в Counter-Strike?

– Ну, я играл на медиа-турнирах. Я выиграл BetBoom AllStars 5x5 в декабре прошлого года, и там тоже была сцена. Иногда играю на LAN, но не так часто, как хотелось бы.

— Твоя команда сыграла всего один матч на сцене. Как ты можешь описать свои чувства игры перед фанатами CS2?

– Это как у всех. Игроки получают отдельный кайф от игры на сцене, и это ни с чем нельзя сравнить. Игры в онлайне даже рядом не стоят, какими бы важными и интересными они ни были. От игры на сцене обычно классные ощущения.

— Как прошло твоё взаимодействие с фанатами? Какой показалась тебе атмосфера на VK Play Arena?

– Да всё круто было. Люди подходили, фотографировались, поддерживали меня. Такого, кажется, даже в период активной игровой карьеры у меня не было. На турнире была крутая и позитивная атмосфера, спасибо фанатам.

— Как ты в целом относишься к феномену медиа-турниров?

– Лично я отношусь к ним с позитивом. Можно поиграть, есть призовые и хорошие игроки. От этих турниров всегда остаются только хорошие эмоции. Вряд ли хотя бы один из участников отрицательно отзовётся о медиа-турнирах.

— В Telegram-канале ты отмечал, что в команде было четыре капитана, и играть было достаточно сложно. На твой взгляд, команды на турнире были сбалансированы? И можно ли было добиться более точного баланса?

– Коллектив nafany был на голову сильнее всех, вообще без вариантов. Шансов выиграть у них не было ни у кого.

Победа OverDrive в составе Nostalgie на Prague Challenge 2012
Победа OverDrive в составе Nostalgie на Prague Challenge 2012

— Почему не получилось показать хороший перформанс на BetBoom Aunkere Cup 2? И в чём заключалась проблема четырёх капитанов в одной команде?

Когда у тебя в команде четыре капитана, это четыре разных видения игры. В некоторых случаях они могут совпадать, когда двое капитанов видят игру одинаково. Но конкретно в нашем случае получилось, что иногда у меня частично совпадали мнения с hooch и seized, но в целом было тяжело. Вопрос даже не в том, у кого какое видение, а в договоренностях. Неважно, хоть двадцать капитанов будет, если они до турнира договариваются о том, кто будет управлять игрой, то так играть значительно легче. А если вы договорились, но в середине игры всё рассыпается, и каждый начинает играть по-своему, то это плохо. Второе относится и к нам на BetBoom Aunkere Cup 2: мы сыграли первую серию, у нас вообще не пошло, все друг друга переколливали. Во второй договорились, что я капитаню, но уже после первой половины все снова начали пробивать свои идеи, и получался сумбур. Это приводило к критичным ошибкам и поражениям.

Мне показалось, что BoombI4 сложно играть медиа-турниры, он не совсем понимает, как выиграть простые матчи, предлагая какие-то «сложносочинённые» идеи. Hooch наоборот подстроился и понимал, что нужно делать. От seized удивила индивидуальная игра, было несколько грубейших ошибок. Учитывая, что в каждой команде было по два профессионала, и в нашей команде Денис шёл как стар-плеер, с некоторых его мувов я был в шоке. Но, в любом случае, микроошибки – это ничто по сравнению с тем, когда тебя не слушают, или делают что-то другое. И в этом плане я разочаровался в BoombI4. Вроде бы топовый игрок, я всё равно его очень уважаю, но на турнире Кирилл меня расстроил.

— Ты участвовал как-то в составлении пятёрок на турнире?

– Женя [Aunkere – прим. cybersport.metaratings.ru] со мной консультировался. Мы искали разные варианты, но, к сожалению, список игроков по уровню игры очень неоднородный. Не было условно четырёх сильных и четырёх слабых игроков, чтобы равномерно их распределить. Поэтому получилось так, что в одной команде на слоте профессионального игрока был Magnojez или Perfecto, а в другой – BoombI4 или seized, а это разный уровень индивидуальной игры. В целом, я мог повлиять, но под конец поверил в свой состав. В любом случае, у нас все были с опытом киберспортивной карьеры, но просто не сочетались вообще никак.

— В своём Telegram-канале ты последние полгода критиковал nafany по разным поводам — от игры до поведения. Обсуждали ли вы с ним эту критику на медиа-турнире?

– У нас с nafany достаточно открытые отношения. Он знает, что я про него могу всё, что угодно написать. Влад сам может мне в любой момент написать, он меня не боится и достаточно хорошо относится. На медиа-турнире мы не обсуждали критику, которую я дал в адрес nafany.

Но фактически ему полезно, что иногда я ему прилюдно указываю на ошибки, чтобы он немного переосмыслил свои действия. В начале года Влад показывал очень слабую игру, но при этом в медиапространстве он писал так, будто виноваты все вокруг, кроме него. По крайней мере, складывалось такое ощущение. Я пару раз обратил на это внимание. Nafany мне писал по этому поводу, мы общались, но в этом нет ничего критичного.

— Месяц назад ты давал большое интервью Shoke, в котором среди тем затронули и скаутинг. Среди всех сфер, в которых ты сейчас заметен (имею в виду инсайдерство, стримерство, медийность), насколько сильно ты уделяешь время и собственные ресурсы именно скаутингу? Можешь ли ты назвать это занятие своим основным профилем прямо сейчас?

– У меня нет такого, что я сижу целый день и высматриваю игроков, нет какого-то шорт-листа. Здесь ситуация запроса – когда нужны молодые игроки, тогда начинаю просто смотреть, что есть сейчас. Иногда скаутство происходит рандомно, когда мне говорят о каком-то игроке, или я случайно с ним встречаюсь на FACEIT. Никакой построенной системы в рамках скаутинга нет.

— Какого последнего «самородка», за исключением donk, ты нашёл CS2 и веришь, что в будущем он может стать звездой? И почему?

– Я назову kyousuke и Mokuj1n. Остальных уже больше S0tFik вербовал в академию, но вот этих двоих нашёл я, и они прошли тест в Team Spirit Academy. Kyousuke пока очень круто играет на уровне академий, сейчас он фактически дублирует все позиции donk. Mokuj1n вроде бы отыгрывает опорника.

— Сейчас киберспорт – это нишевая сфера, и многие молодые ребята хотят пробиться хоть в какой-то тир. На какие качества ты прежде всего обращаешь внимание?

– Понятно, что главное – это их игровые навыки. Из второстепенного я оцениваю их мышление. Если это какой-то «гуль» или «дед инсайд», который не хочет работать и ему нравится лишь водить мышкой в игре, то это точно отмена. Если это думающий и размышляющий человек, который готов совершенствоваться и выбиваться на самый высокий уровень, воспринимать критику, то это хороший вариант.

— Можешь ли ты это определить только с просмотром реплеев?

– Нет, это выясняется только в ходе общения. Во время реплеев я смотрю только на механические скиллы игроков. Вообще нет какого-то скрипта, по которому можно найти того или иного игрока. Это всё не поддаётся никаким исчислениям. Понятное дело, что через какое-то количество времени, если сфера киберспорта будет развиваться, у нас будет система как в условном футболе: детские школы, где будут учиться молодые игроки 10-12 лет, их будут тренировать, и туда будут приезжать скауты и агенты, чтобы отобрать лучших. Сейчас это всё идёт без каких-то конкретных правил, и это всех устраивает.

— Часто ли у тебя случаются ситуации, когда игроки сами находят твои контакты и просят поработать с ними или продвинуть на уровень выше в киберспорте?

– Пишут-то часто, но это не значит, что кто-то с ними будет работать. Они могут написать, скинуть свои данные, демки. Но обычно если игрок интересный и крутой, то я сам его нахожу и списываюсь с ним. В крайнем случае я могу искать перспективных игроков и даю клич в ВК, и там люди предлагают свои кандидатуры. Я так с kyousuke познакомился.

А так игроки пишут часто. Но в абсолютном большинстве, если игроки пишут сами, вряд ли есть что-то уникальное. Но я всегда просматриваю сообщения и знакомлюсь с тем, что они отправляют.

Алексей OverDrive Бирюков
Алексей OverDrive Бирюков

— В Российской Федерации создаются федерации киберспорта на уровне страны и областей, при школах создаются детские кружки и секции, связанные с увлечением киберспортом. Как ты считаешь, это может способствовать рождению кадров для профессиональной сцены?

– Любое движение в эту сторону будет способствовать. Не важно, как и что делается, но это движение уже есть. С точки зрения качества могут быть сомнения, но со временем это тоже будет развиваться и подтягиваться.

Я даже думаю, что на уровне государства об этом задумываются и будут массово предлагать киберспорт подрастающему поколению. Под эти задачи будут наниматься настоящие специалисты, которые смогут дать хороший импакт. Как мы видим, российские киберспортсмены всегда были на лидирующих позициях в разных игровых дисциплинах.

— Наша редакция брала интервью у glowiing после выхода 9Pandas на мейджор. Игроку уже 30 лет, а он только начинает светиться на высоких тирах в CS2. Обращаешь ли ты внимание на возраст игрока? И есть ли ребята в твоём поле зрения, которым за 25-27 лет, а они прикладывают усилия для выхода в киберспорт?

– У меня таких кандидатов нет, есть только люди за тридцать, такие как zoner, которые прикладывают усилия, чтобы выйти из дома. Да и какой смысл смотреть за возрастным игроком, когда есть множество молодых ребят, лет 16-17, которые играют как минимум не хуже. Пример glowiing – это исключение из правил, и по нему не стоит судить.

— В интервью у Shoke вы с ним также рассуждали о плохом менеджменте, упоминая VP, Liquid, Fnatic, NiP. А как ты можешь охарактеризовать хороший менеджмент в организациях? Какие аспекты и мелочи имеют особо важное значение при построении состава в киберспортивной дисциплине (допустим, конкретно в CS2).

– Да всё очень просто. Хорошая организация – это когда на каждой позиции есть высококвалифицированный человек, профессионал своего дела. Когда организация складывается из таких людей, то с большой долей вероятности она добьётся успехов. Team Spirit в этом плане отличный пример. Там каждый, от игрока до менеджера, знает своё дело.

— Киберспорт — достаточно молодая сфера, и в ней ещё зарождается процесс подготовки кадров для организаций (менеджмент разных уровней, тренерство). Конкретно сейчас люди из каких сфер наиболее подходят на управление и менеджерские позиции в киберспортивных организаций?

– Сложно так ответить. Наверное, самое главное: нужно понимать Counter-Strike. Понимать, как устроена игра, устроена профессиональная сцена, знать, как работает команда и какие в ней процессы. Нет такого, что человек был хорошим топ-менеджером, и его внезапно ставят управлять киберспортивной организацией, и дела пошли в гору. Поэтому неважно, из какой сферы придёт человек, главное, чтобы его мозг был заточен под киберспорт.

— Как ты считаешь, мог бы ты быть хорошим руководителем киберспортивной организации или менеджером?

– Наверное, да. В любом случае мне нужно будет набраться опыта, нужен будет штат профессионалов на каждой позиции. Но я достаточно много знаю о том, как работает киберспорт, чтобы быть эффективным менеджером или СЕО в организации.

— Поговорим о самом составе Team Spirit. Как я понимаю, у тебя есть доступ к общению с игроками, но ты не вмешиваешься в рабочий процесс команды. Как часто ты общаешься с игроками Team Spirit? И обычно на какие темы проходят диалоги?

– У меня нет регламента общения с игроками, мы общаемся в рамках обычного общения. Всех ребят я давно знаю, и мы с ними хорошо общаемся. Если у меня есть желание написать им, или у них мне, то мы это просто делаем. Преград в этом плане нет. Тем более, что у меня нет никаких пересечений с ними в плане рабочих планов. Но по-человечески мы с игроками Team Spirit всегда на связи, можем обменяться шутками или мнениями.

— С кем из состава Team Spirit ты списываешься чаще остальных и имеешь более тёплое общение?

– Я со всеми общаюсь одинаково, но чуть больше с hally [тренер Team Spirit]. Он мой друг с давних времён, мы всегда с ним на связи. Мы можем пообщаться и по игре, и по другим вещам. А так я со всеми ребятами держу контакт, поздравляю с успехами, можем пошутить друг с другом в Telegram. Я общаюсь не только с действующими игроками Team Spirit, но и с бывшими. Почти со всеми держимся в контакте и всё хорошо.

— В Team Spirit ранее играл degster, недавно он камбекнул на тир-1 уровень и вошёл в состав Heroic. Как тебе его перформанс после долгого перерыва?

Degster – молодец, получил хороший инвайт. Хоть и была долгая пауза, но он всё равно нашёл отличный вариант, чтобы возобновить карьеру. На последних турнирах он неплохо смотрелся в составе Heroic. Его команда пока не выглядит серьёзным конкурентом для тех же Team Spirit, Team Vitality или FaZe. Но для самого Абдула эта команда хорошо подходит, чтобы раскрыться и где-то потащить.

— Сейчас на donk сосредоточено всё внимание сообщества CS2. Как ты считаешь, как такая медийная нагрузка может сказаться на Даниле в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

– Пока что время показывает, что Данил хорошо справляется. Эта медийная нагрузка его никак не сбивает с пути, не мешает его желанию тренироваться и играть в CS2. Менеджмент всячески его оберегает от чрезмерной активности, чтобы он мог фокусироваться на игре. Какой-то большой проблемы в этом плане я не вижу.

Победное фото Team Spirit на IEM Katowice 2024
Победное фото Team Spirit на IEM Katowice 2024

— Его гонку за топ-1 с m0NESY и ZywOo обсуждают все, и это самая хайповая тема 2024 года. Как ты считаешь, в чём Данил прямо сейчас сильнее m0NESY и ZywOo, если не учитывать статистику?

Donk – первый рифлер, который вообще поменял сцену Counter-Strike и подвинул всех снайперов в гонке лучших игроков. Такого я не помню в принципе, когда рифлеры диктуют вообще игру, и когда вокруг них строится вся структура игры. Это уже большое преимущество по сравнению с теми же ZywOo и m0NESY. Но я отмечу, что успехи donk на сервере – большая заслуга всего состава Team Spirit.

— А разве NiKo нельзя назвать таким же рифлером, вокруг которого в своё время строились и FaZe, и G2 Esports?

– NiKo действительно один из лучших рифлеров, но в истории Counter-Strike было несколько таких игроков, как он. Donk же как феномен, который перевернул игру. NiKo, конечно, жёсткий, но он не отличался от остальных рифлеров. Тут же надо отметить, что NiKo в другую эпоху был ярко выраженным соло-керри. В последнее время на сцене Counter-Strike доминировали снайперы, довольно неожиданно, что donk на их фоне выделяется.

— Когда sh1ro переходил в Team Spirit из С9, всеми озвучивалась сумма в районе 1,75 млн долларов. Однако, появилась информация, что это была не окончательная сумма трансфера, а Team Spirit должна выплатить ещё около 500 тысяч С9 за результаты команды вместе с Дмитрием. Такой подход часто применяется в большом спорте (к примеру, футбол). Он уже плотно перекочевал в киберспорт? И что Вам известно об этом пункте?

– Я этими моментами в Team Spirit не занимаюсь и не знаю, какие там были договорённости и стоимость. Но вообще практика с бонусами есть. Если организацию не устраивает ценник на игрока, то она предлагает другой альтернативный вариант, когда в случае успехов она обязуется выплачивать бонусы. Опять же, в обратном случае ничего платить не приходится. Это взаимовыгодные условия, и это нормально. Но в рамках перехода sh1ro в Team Spirit я ничего не могу прокомментировать, ибо ничего не знаю.

— Magixx однажды отмечал, что в некоторых больших матчах у команды возникают проблемы в ментальном плане. Насколько это критично для такой молодой команды, как Team Spirit? И чем это можно объяснить?

– Во-первых, это возраст команды. Здесь все игроки моложе 20 лет, за исключением chopper [27 лет] и sh1ro [22 года]. У них ещё нет этой «матёрости», как у игроков FaZe. В игре может пойти что-то не по плану, и ребята из Team Spirit могут выпадать. У Лёни могут складываться плохие матчи, тогда он начинает плохо коллить. Опытные игроки уже умеют приспосабливаться к разным ситуациям и возвращаться в игру. А когда они молодые, то нужно просто обжиться, набить шишки, чтобы обрасти опытом.

Если так посчитать, то даже у sh1ro не так много побед на LAN-турнирах, хотя он достаточно опытный боец. А у donk, zont1x и magixx вообще не так много опыта игры в оффлайне. Chopper, конечно, поездил, но стабильно на тир-1 турнирах он появляется только сейчас. Фактически, сейчас все ребята и набираются опыта. Вот в Далласе они играли против Team Vitality, до этого никогда не встречались с этой командой. Team Spirit было тяжело, игроки принюхивались, смотрели, как контрить соперника, но в первом матче проиграли. Потом команда сделала выводы из этого матча, и уже на весеннем финале BLAST взяла реванш. Если условный magixx сыграет пять финалов на сцене, то на шестой зайдёт суперуверенным. Вероятность его морального проседания в такой момент будет минимальной. Эта история не только про Team Spirit, но и про многие команды – всё познаётся с опытом. Даже самые сильные и опытные коллективы могут проигрывать аутсайдерам в отдельных матчах. Поэтому то, о чём говорил Боря, это рабочий процесс, и от него никак нельзя уйти.

— Сейчас Team Spirit – топ-1 HLTV. Но, на твой взгляд, мы уже видим пик силы «драконов», или есть ещё потенциал для роста?

– Я не знаю, где пик силы у Team Spirit. Надо дальше смотреть турниры и наблюдать за перформансом команды. Невозможно спрогнозировать, где худший или лучший момент. Но уже понятно, что когда Team Spirit находится в оптимальной форме, когда все попадают свои выстрелы, а chopper хорошо коллит, то эта команда – одна из лучших команд в мире. Мы уже видели, что у Team Spirit бывают и плохие дни, когда она проигрывала MOUZ или Team Vitality. Вообще не люблю эти прогнозы из разряда «вот сейчас они хорошие, а завтра они всё, потухли».

Как минимум Team Spirit показала, что может выигрывать тир-1 турниры, как IEM Katowice 2024 и BLAST Premier: Spring Final 2024. Мы видим дистанцию в полгода и заслуженное первое место в рейтинге HLTV. А дальше уже будет видно.

— Ты уже «двадцать лет в аркаде». Где ты черпаешь мотивацию увлекаться Counter-Strike и создавать разные активности внутри игры?

– Если бы я только играл в Counter-Strike, то, вероятно, было бы скучно. Я участвую в разных активностях, начиная от того, что собираю команды, и заканчивая медийными, например, съездил на покер, организованный BetBoom. В целом, те, кто на меня подписан, видят, что у меня очень большой спектр контента, который я выпускаю. Это инсайды, мнения, могу просто где-то поржать и пошутить. Я не скучаю, потому что всё разное, и оно не надоедает.

— Были ли когда-нибудь моменты, когда ты разочаровывался в Counter-Strike и всех процессах вокруг игры?

– В самой игре я никогда не разочаровывался. Я мог разочароваться в Valve, которая забивает на то, что хотят люди, хотя для компании в целом мнение киберспортсменов не так важно, потому что их не так много по сравнению со всеми пользователями CS. Наверно, это иногда расстраивает, но конкретно от игры я никогда не огорчался. Возможно, я бы разочаровывался, если бы старался пробиться в киберспорт и много играл, на что-то надеясь в таком возрасте.

Алексей OverDrive Бирюков
Алексей OverDrive Бирюков

— По сути, твоя медийность и узнаваемость сейчас находится в расцвете. Как ты в принципе относишься к тому, что сейчас ты – известный человек, и твоё мнение автоматически разлетается по интернету и социальным сетям?

– Да никак не отношусь, ну разлетаются мои слова по интернету, да и пусть. С точки зрения повышения медийности я понимаю, что не просто так получаю внимание. Опять же, я не считаю, что я какой-то медиагигант. Просто людям, которые увлекаются CS, интересно следить за моим контентом. У меня может залететь горячая и эксклюзивная информация, где-то просто могу людей повеселить. В целом всё идёт, как идёт. Единственное, что приятно, что у меня получилось медийно развиться, хотя мне далеко за тридцать лет, быть партнёром BetBoom, зарабатывать на том, что мне нравится. Я раньше работал на разных работах, в том числе и менеджером в офисе. Круто, что даже в таком возрасте я смог заниматься любимым делом и развиваться, придумывать что-то новое.

— Медийность – это счастье, или ответственность?

– Счастье – это вообще другое. Медийность – это часть твоей жизни. Ты выбрал заниматься каким-то делом, у тебя получилось добиться успеха, людям это нравится. Ты просто продолжаешь что-то придумывать, чтобы подарить тому комьюнити, которое следит за тобой, контент, который люди будут находить интересным.

Да и ответственностью я бы тоже это не назвал. Ответственность – это когда нужно собрать состав, и я уже со своим идеальным бэкграундом не могу сделать это плохо. Или, например, начинать какую-то школу по Counter-Strike, и объявлять её «революцией», то нельзя сделать хуже заявленного. То, что я делаю ежедневно, за это не ощущаю какой-то ответственности. Если я провёл плохой стрим, или был какой-то неинтересный матч, то я вижу фидбек от зрителей и цифры онлайна, и потом приспосабливаюсь или не приспосабливаюсь к тому, что пишут.

— Ты кастишь турниры, играешь в CS2. Хочешь ли ты как-то ещё разнообразить свой контент и добавить какие-то активности?

– Конечно хочу. С CS2 всё круто, но когда тебе уже далеко за двадцать, то твои интересы на Counter-Strike не ограничиваются. Я, конечно, очень ленивый, но по возможности хочу в какие-то неведомые стороны уходить, пробовать новые форматы контента и идей. Пока не получается, но иногда надо уходить от Counter-Strike, периодически возвращаясь. Нужно пробовать и искать.Я понимаю, что меня все знают и ценят по Counter-Strike, за скаутинг, инсайды, контент. Но хотелось бы попробовать себя в других сферах и посмотреть, как я раскроюсь, возможно даже не в рамках киберспорта.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!