Эффективность игрока при смене роли: исследование CyberMeta

Эффективность игрока при смене роли: исследование CyberMeta

Сезон-2023 в CS:GO уже не просто начался: он медленно подходит к своему первому мейджору в Париже. Главные трансферы межсезонья уже показывают свою эффективность на дистанции, а вершина командного рейтинга наконец-то принимает устойчивый вид. Незадолго до разгара RMR-турниров мы почувствовали острую необходимость закрыть последний гештальт в аналитике прошлого сезона.

CyberMeta уже представляла свой первый топ-20 игроков года, создав новую формулу ACM3 для собственных рейтингов и проанализировав новую карту активного маппула. Недосказанной остается судьба огромной базы данных с начала 2022 года, составленной во время разработки ACM3. Мы решили, что почти тысяча заполненных клеток пригодится не только для выведения нескольких средних значений – её потенциал намного выше. База данных для ACM3 даёт нам полный отчет того, на какие роли были разбиты все игроки-участники топ-турниров. В связи с этим идея исследовать удачные и неудачные примеры изменения плейстайлов игроков напрашивается сама. Результаты, выводы и главные факты из данной работы – в материале Cybersport.Metaratings.ru.

Astralis

Чтобы понять нашу мотивацию до конца, стоит вспомнить про главную идею формулы ACM3. Её отличие от других рейтингов в том, что игроки разных ролей оцениваются по-разному. Три года опыта с разными версиями ACM подвели к тому, что команда на турнире традиционно состоит из основного энтри-фраггера (ENT), двух базовых рифлеров-плеймейкеров (RIF), одного суперпассивного саппорта (SUP) и снайпера (AWP). Составляя базу данных, приходилось отсматривать десятки матчей за 2022 год, чтобы максимально точно определить назначение каждого игрока.

Тем интереснее становилось, когда одни и те же игроки попадали в таблицу под разными маркировками. Причинами служили трансферы в составе игрока, смены командного курса либо же просто кратковременная импровизация тренера. Мы задались вопросом, насколько тяжело или легко бывает киберспортсменам при смене роли и как они таким образом показывают свою универсальность.

Потенциальная универсальность закладывается рифлерам изначально. Плеймейкеры по ходу раунда могут принимать участие и в активных действиях, и быть дополнительной опорой одновременно. Реже всего объектами корректировок становятся снайперы: за отдельными исключениями это все равно что заставлять хоккейного вратаря играть в поле. Прецеденты, повторимся, были: в 2022 году на подобный шаг неоднократно шла Ninjas in Pyjamas, где снайперами побывали аж 3 игрока.

В качестве «разогрева» мы составили график того, как число ролевых перестановок взаимодействовало с разными ролями. Сюрпризов мало:

Частота определенных изменений
Взаимоотношение ролей при перестановках

Чтобы понять это, можно заранее разбить три «рифлерские» роли по степени активности. На первом месте вполне логично будет стоять энтри-фраггер, на последнем – саппорт, в середине – базовый рифлер. Самые сложные перестройки, требующие от игрока многократного повышения активности, – это перестройки на роль энтри-фраггера. Вспоминаем про три степени активности: становится ясно, почему переходы от саппорта к энтри происходили всего в 9% случаев. Этим же обусловлен самый низкий процент взаимоотношения данных ролей на второй диаграмме. Рекордсмены за 2022 год – энтри-фраггеры, переходящие на слот базового рифлера. Очевидно, что такой ход требует от игрока меньше всего силовых затрат. Кроме того, на многих турнирах команды опционально используют сразу двух сверхагрессивных игроков:

Статистика NiKo и HooXi

Игрок с наивысшим процентом реализации дуэлей становится энтри-фраггером согласно правилам ACM3, другой – базовым рифлером, но с повышенной ранней агрессией. Поэтому переходы между этими ролями распространены чаще всего: они могут происходить неумышленно и в зависимости от лучшей реализации моментов. Кроме того, команд с единственным четко выделенным энтри на топ-сцене меньше, чем команд с двумя агрессивными рифлерами (на уме всплывают Liquid с YEKINDAR, Spirit с Patsi и MOUZ с xertioN).

Данный пункт во многом системообразующий и уступает в важности лишь самой эффективности игроков. Анализ конкретных ролей полезен, но основывается больше на самой механике CS:GO, нежели на киберспортивной составляющей. Разберем причины, которые подтолкнули команды на изменения.

При составлении реестра ролевых перестановок было выделено 5 основных объяснений:

  • Кризис – длительное время с момента последнего трансфера, ухудшение как результатов команды, так и статистики отдельных игроков;
  • Тренерская импровизация – обратный случай, когда команда находится на оптимальном уровне и привносит стратегические изменения, чтобы лучше раскрыть игроков на новых ролях;
  • Стендин – наиболее редкая и вынужденная причина, когда экстренно пришедший ролевик занимает удобный слот, а остальные игроки подстраиваются;
  • Трансфер – первый турнир после замены, когда с приходом нового игрока меняется стратегический курс и привычная расстановка по ролям;
  • Поиск лучшего варианта (далее просто «поиск») – первые турниры после трансфера и этап, близкий к кризису, когда тренер вынужденно начинает «тасовать» роли до стабильного состояния.

Кроме того, при оценке важна и характеристика «долговечности». Их всего две: разовая перестановка (когда игрок впоследствии возвращается к привычной роли) и постоянная (когда вариант продлился до ноября-декабря 2022 года).

Вводим еще два графика на основе вышесказанного:

Причины ролевых перестановок
Долговечность ролевых перестановок

Они абсолютно зеркальны по характеристикам: так удобнее делать выводы. Первое, что бросается в глаза: жесткий перевес перестановок с целью поиска нужного варианта. И разовых больше как среди них, так и в целом. Если условно совместить варианты «Кризис» и «Поиск» в один (как ни крути, длительный поиск – начало проблем), вырисовывается вывод, что ролевые перестановки чаще происходят вынужденно и явно не от хорошей жизни. Именно поэтому практически все причины замен занимают одинаковую долю как среди постоянных, так и среди временных решений. Вариант с трансферами не так распространен, но это исключительно из-за низкой частоты самих трансферов в топ-коллективах по ходу одного сезона. Важный элемент – импровизация. 16 случаев, которые одинаково и временны, и длительны, являлись перестановками на взлёте. Само собой, в подобных случаях никто не делал таких резких «телодвижений», как замена саппорта на энтри (и наоборот).

По каким критериям эффективность будет оцениваться? Однозначным плюсом является долговечность: плохой вариант вряд ли останется в команде до конца сезона. С ACM3 сложнее: дабы не изобретать костыли, можно «на глаз» проверять рейтинг каждого игрока и сверять с его прошлыми заслугами.

Вводим еще один важный график:

Анализ команд

Если отнести трансферы, немногочисленные поиски и импровизацию к положительному типу, а кризис и обилие поисков – к отрицательному, формируется негласный топ коллективов по мотивации перестановок.

Явные лидеры среди первых: Natus Vincere, FaZe и FURIA. Если быть точными, бразильцы попали единожды, но метко, переставив местами yuurih (ныне – рифлер) и KSCERATO (ныне – саппорт). Для второго снижение активности стало настолько удачной сменой обстановки, что Кайке до сих пор набивает статистику лучше многих снайперов.

Плохие примеры: Vitality, Liquid, Outsiders. Первая – предмет отдельного пункта материала, по которому автору пришлось составлять отдельную таблицу. Россияне же попали в эту тройку исключительно из-за затянутого поиска вплоть до мейджора в Рио, который увенчался успехом (с условием: n0rb3r7 так и не влился).

Примеры с командами, которые делали ролевые перестановки реже всего, как правило, частные и известные. G2, например, единожды привлекали стендина в лице AMANEK и осенью переживали приход HooXi и jks. Героем обеих перестановок в MOUZ стал JDC, когда примерял роль энтри-фраггера до прихода xertioN. OG, fnatic и BIG – это случаи с F1KU, KRIMZ и k1to соответственно.

KSCERATO-саппорт. На слоте базового рифлера Кайке Керато отыграл всего один турнир (IEM Katowice 2022) при рекордном для себя рейтинге ACM3 – 1,75. Причина самой перестановки с yuurih была чисто импровизационная и поначалу даже не оправдывала себя.

KSCERATO

Для yuurih ничего страшного не произошло: плеймейкера он отыгрывал всю карьеру, а после изменения статистика вообще пошла в гору (средние 1,52 по ACM3 на слоте рифлера). KSCERATO же стабильно включился только к лету, а до конца года начал показывать цифры, сравнимые с ropz. Ныне их обоих ставят в пример, когда говорят об исключительных «саппортах-статхантерах».

Spinx-саппорт. До уровня бразильца и эстонца молодому игроку Vitality пока далеко: виной тому и индивидуальная игра, и результаты коллектива. С другой стороны, именно израильтянин на фоне остальных выделяется так, что нередко удостаивается звания лидера команды: неплохо для саппорта, не так ли?

Spinx

Сразу после трансфера Spinx закрыл для Vitality два важных гештальта, прервав и титульную засуху, и (частично) внутреннюю ролевую чехарду. Если не подходить к вопросу статистики критично, то Spinx на слоте саппорта достиг как пиковой формы, так и неплохого среднего рейтинга 1,20.

KRIMZ-рифлер. Со шведом ситуация обратная, причем летом фанаты и эксперты скептически относились к данной перспективе. После прихода в команду FASHR, roeJ и nicoodoz встал типичный вопрос: подстраивать новичков под команду, либо же подстраиваться ветеранам. Так как новичков было большинство, а FASHR уже длительное время имел опыт саппорта, KRIMZ «пересел» на слот рифлера.

KRIMZ

Вынужденная замена оправдала себя даже несмотря на то, что fnatic редко выступала на топ-турнирах. Так, несмотря на не самые высокие места коллектива, статистика шведа ни разу не давала сбой против оппонентов самого высокого уровня. Вероятно, после трансфера и ролевой перестановки для KRIMZ мог стоять глобальный вопрос продолжения карьеры, и с этим ветеран справился.

TeSeS-энтри и stavn-рифлер. Совсем недавно на HLTV вышло исследование такого явления, как трейдинг. В материале Heroic стала предметом для отдельного абзаца, поскольку объявленный энтри-фраггер в этой команде почти сразу погибает и разменивается тиммейтами. Это важно понимать заранее, поскольку после перехода на энтри статистика TeSeS нисколько не улучшилась: он просто стал разменной монетой. Зато stavn, который мог по-прежнему прозябать на этой роли, стал одним из героев сезона уже на слоте рифлера.

stavn

Sjuush-саппорт. Продолжаем тему Heroic. Решение было кризисным и почти вынужденным, поскольку команда внутренне готовилась к замене refrezh на другого игрока. Вероятно, предполагалось, что данная перестановка станет разовой и на место одного «саппорта с пеленок» придет другой преимущественно пассивный игрок. Однако sjuush в новой роли закрепился даже после мейджора в Антверпене и местами может отыгрывать неплохо относительно своих визави.

sjuush

ElectroNic-рифлер и b1t-энтри. Указанный вариант не окончательный, но имеет даже больше статистической выгоды, чем актуальный. Еще до ухода Boombl4 эти игроки иногда менялись местами, демонстрируя себя по-разному.

b1t
electroNic

Проанализируем средние рейтинги на каждой роли. Украинец одинаково хорош на обеих ролях (1,26 как энтри-фраггер и 1,29 как базовый рифлер), в то время как россиянин, будучи рифлером, способен на оверперфомансы (1,44 по ACM3). Если бы у Дениса не было внешней причины в виде обязанностей капитана, ему не пришлось бы окончательно переходить к роли энтри. При наилучшем сценарии им мог стать неплохо играющий b1t, не нарушая при этом комфортный плейстайл для electroNic. В реальности, когда стало известно о долгосрочной капитанской перспективе, Денис Шарипов вынужденно встал в один ряд с karrigan, HooXi и chopper.

JDC-энтри. Этот пункт попал сюда не столько из-за редкого случая перехода саппорта на энтри-фраггера, сколько ради похвалы немца за кризисный период. После внезапного ухода NBK- и прихода Bymas на слот саппорта ему пришлось стать самым активным в атаке, но с этой задачей он справился лучше, чем предполагалось. Ключевой фактор в том, что средняя статистика на роли энтри оказалась выше, чем на привычной для JDC роли саппорта.

К осени в команду пришел повышенный из академии xertioN, вернув все на свои места и позволив JDC показать свой лучший перфоманс в 2022 году.

JDC

EliGE-энтри. В этом пункте никакой фишки нет, поскольку американец в карьере уже имел опыт с подобным плейстайлом. Другое дело, что во время длительного кризисного периода с shox в составе ему удалось набить 1,40 рейтинга ACM3 вплоть до прихода YEKINDAR. Первоначально на слоте энтри находился как раз француз, и эта задумка, как вы помните, провалилась полностью.

EliGE

Karrigan-энтри и rain-рифлер. Вполне уместно будет просто перечитать пункт об игроках Natus Vincere, заменив karrigan и rain на electroNic и b1t соответственно. Важная оговорка: несмотря на все прорехи в статистике, данные свапы были абсолютной тренерской импровизацией. Как известно, никаких трансферов и вынужденных внешних причин для этого FaZe не имела.

karrigan
rain

F1KU-саппорт. Находясь в AGO в период 15-го сезона ESL Pro League, молодой и перспективный поляк показал один из лучших перфомансов в карьере на привычном слоте рифлера. Далее последовал трансфер в более богатую организацию, а вместе с ним – переход на постоянную роль саппорта.

F1KU

К этому раскладу F1KU, кажется, не привык до сих пор. Примечательно, что в случае их ролевой перестановки с nexa серб станет единственным капитаном-саппортом на тир-1 уровне. Другое дело, что сама мета располагает саппортов к активности в конце раунда, чего ингейм-лидеры на 100% обеспечить не могут.

Fame-энтри и n0rb3r7-саппорт. Эти изменения произошли прямо накануне победного мейджора. Казалось, наступил тот самый этап кризиса и поиск лучшего варианта превращается в тасование колоды. Несмотря на чемпионство, логика (если смотреть со стороны) здесь отсутствует напрочь. Незадолго до Рио-де-Жанейро новички смогли в процессе поиска показать свои лучшие перфомансы. fame сделал это как саппорт (1,24), n0rb3r7 – как энтри (1,10). Перед стартом турнира обоих просто поменяли местами, а триумф на главном турнире дал сигнал к тому, что такой вариант окончательный.

Потом были BLAST World Final 2022, внутренние разногласия и уход n0rb3r7 в запас.

S1ren-саппорт и magixx-рифлер. Свап произошел после мейджора в Антверпене и стал окончательным. Логика – раскрыть теряющийся потенциал второго за счет ослабления активности первого. Решение во многом обидное, поскольку s1ren сам только-только начал раскрываться в новом коллективе, показав на мейджоре лучший карьерный перфоманс (1,30). Ставка на magixx-рифлера – ставка на стабильную статистическую выгоду от Бориса, а не от Павла.

Результат оказался вполне логичным.

Spirit

Уже к середине сезона-2022 начало казаться, будто zonic и apEX сами путаются в том, что происходит с рисунком игры Vitality. Для полноты картины были составлены такие таблицы:

Vitality
Vitality

Объяснение ситуации: после прихода в команду дуэта датчан начался слишком затянутый процесс поиска, который летом перерос в настоящий кризис. Vitality от турнира к турниру (!) меняла расположение ролей: не считая ZywOo и apEX, трио «dupreeh-Magisk-misutaaa» примерило на себя поочередно абсолютно все роли, не связанные со снайперской винтовкой.

Во-первых, стоит отдать честь dupreeh, который даже в 28 лет продемонстрировал незаурядную универсальность. Средний рейтинг ACM3 не опускался ниже 1,20 ни на одной из ролей даже на неудачных турнирах. Пример Петера в кризисной ситуации – одна из причин, по которой это исследование вообще появилось на свет.

Во-вторых, руководство Vitality летом приняло единственно верное решение, избавив коллектив от мучений и уволив misutaaa. Как оказалось, такой ход стал не только перезагрузкой карьеры для Кевина, но и шагом к долгожданному постоянству для самой Vitality. На смену французу пришел Spinx, уже зарекомендовавший себя как постоянный саппорт в ENCE. Осенью все окончательно встало на свои места, когда Magisk расположился на самом комфортном для себя слоте энтри-фраггера, а dupreeh – на оставшемся слоте базового рифлера.

Играя в матчмейкинге или на FACEIT, кажется, что сменить игровую роль не так уж и сложно. 90% онлайн-игроков вообще занимаются этим от раунда к раунду. Но на про-уровне царит системность, именно поэтому нам так долго был важен фактор разграничения ролей для создания формулы ACM3.

Blad3

Обманом зрения может быть мнение, будто «профессионалы легко перестраиваются между такими ролями». Базовое понимание того, в чем заключается механика каждой присутствует, безусловно, у всех игроков уровня тир-1. Однако, как показало исследование, далеко не все случаи идеальны: иначе вопрос о ролях не стоял бы вообще. В реальности же видно, что определенные ролевики исключительно хороши только в определенных ситуациях.

Перестановка ролей отлично показывает скилл не только игрока, но и тренерского штаба. Даже если не учитывать сам фактор внезапности, который играет чаще всего, необходимо понимать спектр возможностей каждого своего подопечного. Управление командой в таких ситуациях напоминает дирижирование, где каждое неверное движение сильно ухудшает общее звучание.

Комментарии
Нет комментариев. Будьте первым!