Катастрофа Concord стала крупнейшим провалом в истории видеоигр за последние годы. Ещё не было ни одного случая, когда от релиза AAA-проекта до закрытия серверов проходило всего две недели. О главных причинах произошедшего – в материале CyberMeta.
Полную хронологию падения Concord мы рассказали в отдельной статье. Сегодня попытаемся разобраться в причинах произошедшего, а также предположить, какое влияние на игровую индустрию может оказать эта история.
Отсутствие обратной реакции
Уже по реакции на первый тизер-трейлер Concord стало понятно, что аудитория не особо жаждет очередного геройского PvP-шутера, пусть даже от Sony. На официальном YouTube-канале Sony дебютный ролик набрал лишь 300 тысяч просмотров, при этом у него 9 тысяч дизлайков при 3,5 тысячи лайков. В комментариях к ролику отмечали, что лучше всего в нем выглядит физика бургера, а сеттинг кажется максимально вторичным.
Последующие ролики с игровым процессом и персонажами также стали утопать в дизлайках. Пользователи предсказывали, что Concord уже мертва ещё до своего официального выхода, и никто в неё играть не будет. Они отмечали, что всё выглядит максимально вторично и безыдейно: от безликих неинтересных героев до лора, который навевает скуку (да и насколько вообще важен лор в геройских шутерах?)
При этом ни Sony, ни Firewalk Studios почти никак не «отрабатывали» негативную реакцию. Правильной тактики в таких случаях, пожалуй, нет, но представители разработчика могли бы банально прислушаться к пользователям: например, послушать идеи, что можно было бы изменить в Concord до релиза. То есть каким-нибудь образом взаимодействовать с аудиторией и попытаться что-то исправить в игре, пока ещё это было возможным.
Модель распространения
SIE, например, могла прислушаться к критике по поводу модели распространения Concord. В 2024 году продавать лайвсервисный геройский шутер в абсолютно новой и незнакомой вселенной за 40 долларов уже звучало как приговор.
Авторы могли сделать игру F2P, со временем добавив монетизацию в виде стандартных для таких игр аспектов вроде боевого пропуска и платных скинов. Либо значительно снизить цену и выпустить игру бесплатно сразу для подписчиков PS Plus Essential.
В конце концов, Sony могла бы изменить для Concord модель привязки PSN-аккаунта в Steam. Напомним, что из-за этого более 180 Steam-регионов остались без доступа к Helldivers 2 и мультиплееру Ghost of Tsushima.
Безликие персонажи
В соцсетях многие сходятся во мнении, что в геройском PvP-шутере внешность героев очень важна. Однако Firewalk умудрилась сделать так, что ни один из 16 персонажей попросту не запоминается.
К тому же, практически каждый из них сделан так, чтобы словно поставить галочку в чек-листе актуальной повестки. Вдобавок в описании каждого из них отдельно отмечено, какие местоимения нужно употреблять при обращении к этому герою.
Даже если не касаться повестки, многие дизайнеры отмечают, что внешний вид героев в Concord – это настоящая катастрофа. Они попросту безликие и неинтересные, и едва ли у рядового геймера возникнет дикое желание ассоциировать себя с такими неэстетичными персонажами.
Невзрачный геймплей во вторичном сеттинге
Ещё на стадии бета-тестирования Concord многие отмечали отсутствие каких-либо новаторских идей в геймплее. Фактически, почти все режимы были скалькированы из PvP-режимов Destiny 2 (что неудивительно, так как в Firewalk было немало ветеранов Bungie), но выглядело это всё вторично.
В игре достаточно высокий TTK (параметр Time-to-kill, определяющий необходимое время до смерти персонажа), поэтому в перестрелках чаще всего выигрывал тот, кто успевал быстрее перезарядиться. Многие отмечали невысокую скорость передвижения персонажей (особенно танков), поэтому нередко бывали ситуации, когда можно было дойти секунд за двадцать до места столкновения с врагом и сразу же погибнуть.
Критиковали также и сам сеттинг, похожий на плохую пародию «Стражей галактики». Он просто был неинтересен и вторичен, поэтому для кого в Concord были расписаны страницы внутреннего лора – большая загадка.
Слабый маркетинг
По какой-то загадочной причине Sony практически никак не продвигала Concord. Например, в разгар бета-тестирования в июле игрой в США, судя по динамике запросов Google, никто практически не интересовался.
Concord получала лишь дежурные промо-ролики на официальном канале PlayStation и посты в соцсетях компании. Да и после релиза внутренние студии Sony отрапортовали вымученными поздравлениями, которые уже никак не смогли спасти ситуацию.
Есть теория, что боссы Sony догадывались о качестве Concord по своим внутренним метрикам. Поэтому, мол, была неофициальная отмашка особо не тратить рекламные и маркетинговые бюджеты на игру. Единственное, на что решились в SIE – оплатить эпизод про Concord в антологии Secret Level от Amazon. Судя по последним слухам, от него отказываться не собираются.
Сегодня, 6 сентября, в Concord закроются серверы, и игра прекратит существование. В заявлении о прекращении поддержки Concord авторы аккуратно намекали на возможность возвращения шутера в том или ином виде, но мы можем уверенно предположить, что никакого камбэка не будет. Игра стала сильнейшим репутационным провалом не только в истории Sony как издателя, но и в истории видеоигр вообще. Будут ли сделаны из этой ситуации выводы, покажет лишь время.