Александр Горбаченко, бывший президент Федерации компьютерного спорта России, при котором киберспорт был официально признан спортом в июне 2016 года, дал большое интервью Cybersport.Metaratings.ru. Первую часть о санкциях и развитии киберспорта в России можно прочитать здесь.
Во второй части интервью мы обсудили, какие компетенции развивает киберспорт у человека, проблему «отцов и детей», родительских запретов, юридическое оформление киберспортсмена на работу, а также затронули тему женского киберспорта в стране.
— Мы с Вами говорили, что нам нужна система киберспорта, и он развивает человека. Но в каком именно плане развивает?
– Когда я говорю о развитии, я имею в виду не киберспорт как явление, а говорю о компьютерных играх как инструменте развития человека. Благодаря компьютерным играм мы можем развивать когнитивные способности, также человек приобретает метапредметные компетенции. Важно, что этими свойствами обладают не все игры.
А вот ответ, какие из них [прим. компьютерных игр] нам наилучшим образом подходят, должны дать учёные. Не устану повторять – наука стоит во главе угла, необходимо создавать КНГ (комплексные научные группы), ставить перед учёными конкретные вопросы. Первый – это оценка имеющихся игр из числа киберспортивных видов программы, второй – какие игры нам нужны для того, чтобы развивать те или иные качества играющего человека. Научная база пополняется каждый день, пока усилиями небольшого числа учёных, но с каждым днём в эту область приходят новые заинтересованные лица, в первую очередь, студенты, молодые учёные, за ними будущее, на них надежда. В спорте вы должны реализовать свои лучшие качества для достижения наилучшего спортивного результата, а развиваются эти качества в тренировочном процессе. Эффективность последнего в киберспорте на сегодняшний день определяется наигранностью и талантом. Однако, если мы строим систему спорта, если мы хотим сделать киберспорт полноценной индустрией спорта, нам нужна наука. У науки должен быть «заказчик», и на сегодня я вижу в этой роли только государство, но и результаты этого должны принести дивиденды: в результатах, успехах спортсменов, работе всей индустрии. Безусловно, для достижения высоких спортивных результатов, кроме умения играть в выбранной игре, иметь, например в MOBA, максимальный пул героев, а их в Dota 2 уже больше 120-ти, однозначно, спортсменам нужно уделять внимание психофизиологии, это факт.
— Если бы ваш ребёнок сказал, что хочет быть киберспортсменом и играть в Counter-Strike...
– Я бы сказал – вперёд, у меня нет никаких оснований ребенку что-то запрещать. Хочет она рубиновые волосы – вот у нее рубиновые волосы. Но понятно, что я бы сел за стол переговоров, мы бы обсудили все за и против… А потом – почему именно Counter-Strike? Я бы предложил варианты, постарался предположить возможные направления развития. Но в любом случае отталкивался от её предпочтений, однако… ребёнок… учёба… надо быть очень аккуратным при переходе от гейминга к спорту.
— Как вы относитесь к тому, что родители запрещают детям играть в компьютерные игры? Что можно сделать, чтобы это исправить?
– Родители себя защищают – это нормально. Они находятся в состоянии, когда они чего-то не понимают, и проще запретить или максимально дистанцироваться. У них нет времени на то, чтобы всё это изучать. И чем ребенок занимается – он просто сидит и все свободное время убивает в игре или ребёнок соревнуется, участвует в соревнованиях, тренируется. Родители на сегодняшний день не в состоянии отличить одно от другого. А дети не заинтересованы в том, чтобы всё это расшифровывать. Поэтому ликвидация безграмотности родителей – это ещё одно направление, и заняться этим стоило бы государственным структурам, мы как экспертное сообщество готовы эту работу провести… Но всё, что мы будем говорить в рамках обучающей программы, это всё должно быть обосновано. Я могу выйти на аудиторию родителей и провести мастер-класс: «Почему вашему ребенку не нужен киберспорт?», и я буду убедительно и аргументировано доносить свою точку зрения. Но я не возьму на себя такую ответственность. Я могу поделиться с ними своим знанием, своим опытом, но не могу им ничего сказать про их детей, которые хотят в киберспорт, потому что не смогу подсказать, как построить траекторию развития их чада в системе российского киберспорта…
Я не могу им сказать – вот вы если в этом городе, идите в этот компьютерный клуб, там, есть обучающая программа для специалистов компьютерного спорта, тренер для спортсменов, после чего им можно будет приписаться к детско-юношеской спортивной школе, в которой есть секция по киберспорту, потому что там в том числе отслеживают успеваемость по учёбе, помогают специалисты: психологи, физиологи и прочие специалисты в области спорта. Это пока возможная, но всё же перспектива, которая развивается, создаются и запускаются центры и секции, просто медленнее, чем могло бы быть, будь у руля этих направлений действительно профессионалы. Мы должны создать возможность для спортсмена выстроить самому себе траекторию и по этой траектории пройти. Вы отдаёте ребёнка в 4 года в спорт и не знаете, чем все закончится. Мы все знаем, каким трудом даётся учёба, и что в 17 лет ты выходишь из детско-юношеской спортивной школы и не факт, что у тебя сложится карьера профессионального спортсмена. При этом сама система отбора в спорте, весьма эффективна, но есть нюансы. В киберспорте все значительно проще: спортсмен приходит из гейминга, он сам принимает решение, он говорит, что готов вести профессиональную деятельность. Ты можешь пройти по некой траектории, но ты при этом не забываешь работать и учиться, ты не можешь все бросить, если не перешел планку профессиональной деятельности. Я уверен, что и ранняя подготовка возможна в киберспорте, возможно, что моя гипотеза о развивающих жанровых играх имеет право на существование. Люди разные, разные вкусы, разные предрасположенности. Кстати, о Counter-Strike и рейтинге «18+», считаю, что надо уточнить у экспертов, оценивали только досуговую игру или и тренировочный с соревновательным деятельности при предположении возрастных ограничений.
— Но ведь существуют различные болезни в киберспорте, которыми можно «заболеть»: это и туннельный синдром, и проблемы со зрением…
– Невозможно испортить зрение. Я за монитором сижу всю свою жизнь. И в первый раз я получил ожог от монитора на лице в 1991 году, тогда речи о 244 Гц еще не было. И мне сейчас 50 лет исполнилось, и для моего возраста у меня нормальное зрение. Туннельный синдром – это штука, которая где-то есть, но спортсмен во время перерывов в матче встаёт, может взять грелочку для рук, сделать гимнастику, а любителям надо брать пример с кумиров и знать все нормы безопасности и профилактики негативных последствий при пользовании компьютеров. Это не только в играх, но и в работе пригодится всем без исключения.
— Сейчас появилось достаточно много специальностей в университетах и колледжах, касающихся киберспортивной деятельности. Как думаете, будут ли для них рабочие места?
– Рабочие места зависят от того, какой будет индустрия нашего вида спорта. А в системе спорта все ждут этого от ФКС России , что, как я говорил ранее, не лучший вариант. Я думаю, молодёжь, которая видит себя в индустрии киберспорта, сама эту индустрию в итоге и построит. У нашего вида спорта уникальность в наличии правообладателя, а правообладатель делает всё, чтобы пользователям его продукта было интересно в него играть, реализовывать свой скилл и получать от этого удовольствие и в дополнение результаты от признания до материальных благ. В России уже не одно общественное объединение, обозначившее своей целью развитие киберспорта, статус аккредитованной федерации играет до определенного момента. Я верю в перспективы индустрии, знаю, как стоило бы делать, всё поправимо.
— Вы постоянно посещаете разные конференции, на которых поднимаются разные темы по киберспорту. Можете сказать, в каком состоянии сейчас находится правовое обеспечение киберспортивного вопроса в стране?
– Недавно я ездил в Хабаровск на конференцию. Минюст Хабаровского края проводил совместно с местным университетом Державинские чтения, и была тема, затрагивающая вопросы с правовыми аспектами компьютерного спорта. Потому что отношения всех участников индустрии должны быть на правовой основе. Сейчас у нас ничего такого нет. Как защитить клубы от недобросовестных спортсменов и наоборот, как защитить клубы от недобросовестных организаторов соревнований… У нас эта тема в зародыше, она никак не регулируется. Профессиональные клубы не могут обратиться к нашей системе спорта, потому что у них другого варианта нет, кроме как заключать с игроками контракты как с ИП, тогда клуб еще хоть как-то защитит свои инвестиции. А на работу взять спортсмена – в любой момент он встал и вышел. В соответствии с законом о труде я пишу заявление, и через пару дней я свободен, вы меня не можете ничем удержать.
Это проблема роста, полагаю, можно было бы подсмотреть инструменты регулирования в большом спорте (футбол, хоккей) и внедрить их, адаптировав, но что-то, видимо, мешает регуляторам, у меня есть мысли что именно, но в данный момент не готов ими поделится.
— Хотелось бы спросить, что Вы думаете о развитии женского киберспорта?
– У женщин в России нет никаких ограничений в плане принятия участия в соревнованиях, наш вид спорта не делится на мужской и женский, это было заранее заложено, потому что возможности одинаковые.
Многие ощущают разницу чисто ментально, на уровне психологии. Девушки, которые играли в ту же самую Counter-Strike в России, всегда показывали очень высокие результаты даже на фоне парней. Просто они никогда не могли себе позволить такого же объема тренировок.
Даже если не брать Counter-Strike, у нас достаточно дисциплин и видов программы, где девушки могут чувствовать себя уверенно. Я думаю, что девушки могут играть в Hearthstone, Valorant, League of Legends, в мобильные дисциплины, так что это всё не проблема. Но это не проблема, когда у тебя готова киберспортивная система
Так что, когда у нас появится клубный женский чемпионат России по компьютерному спорту во всех 7 дисциплинах, можно считать, что наступил золотой век киберспорта.
Я в возможность этого верю, а вы?