Уверенное попадание в топ-продаж Steam в день релиза. Крайне положительные отзывы на основе рекомендаций более чем 5 000 игроков. Завирусившийся в интернете «славянский зажим яйцами» и ещё несколько значимых достижений. И всё это – у игры, сделанной фактически ноунейм-разработчиками из России на многострадальном Unity.
Получить бонус за регистрацию в WinlineРедакция Cybersport.Metaratings.ru пытается разобраться: почему «Русы против Ящеров» стали настолько популярными? Собственноручно пощупали игру, и нам есть о чём вам рассказать.
Кто такие The Bratans?
В социальных сетях авторов игры можно найти следующее описание: «...сообщество активных разработчиков и ещё более активных мемоделов». В принципе – этого более чем достаточно для понимания того, на что ребята ориентируются в своих проектах.
Dungeons & Geese (или «Подземелья и Гуси» на великом и могучем) — первая игра The Bratans, увидевшая свет в 2017 году. Она была охарактеризована как платформер в жанре экзистенциального детектива, который объединил в себе хардкорный геймплей, сюрреалистичную, атмосферную графику и глубоко эмоциональный сюжет. Престарелый бонвиван, известный на весь город, в одночасье теряет всё своё состояние по долговому векселю, которого никогда не подписывал. Ему и его молодому любовнику грозят позор, нищета и трудоустройство в публичном доме. В головах героев рождается отчаянный план: нанять корабль, заполнить трюм самым дорогим товаром и отправиться искать счастья в Новом Свете.
Какой-либо популярности или резонанса проект не встретил. Игру слабо покупали и очень сухо о ней отзывались: сейчас в Steam у Dungeons & Geese смешанные отзывы на основе рекомендаций всего 32-ух игроков.
К слову, «Русы против ящеров» не первая попытка студии использовать древнеславянский сеттинг. В 2020 году она выпустила «Bogatyr» – экшен-RPG от третьего лица, действие которой разворачивается в псевдоисторическом фэнтези-мире Древней Руси. Проект не удался: игроки массово жаловались на плохую оптимизацию, сырость и однообразие геймплея, трудности с управлением. Но The Bratans было уже не остановить…
Первый запуск, основные элементы игры
«Русы против Ящеров» встречает игрока мелодичной песней «Встаёт Ярило» от исполнителя Белагор в главном меню. Уже здесь глаз ненароком цепляется за дешёвые, кукольные 3D-модельки. Если покликать по основным пунктам, можно обнаружить, что славянская стилистика нашла отражение и во многих игровых опциях. Так, например, пресеты графики здесь называются «Медячок», «Целковый» и «Полушка».
Каких-либо глубоких настроек ждать не приходится: можно выбрать один из двух языков (русский и английский), поменять разрешение, включить/отключить полноэкранный режим и отрегулировать громкость. А вот изменить управление нельзя, придётся использовать заготовленную разработчиками раскладку. Кстати, «Русы против Ящеров» поддерживает геймпады.
При нажатии на кнопку «Игра» нам предлагают выбрать одного из трёх персонажей – Радислава, Дрочеслава или Всеслава (если это тонкая отсылка на gachimuchi, – снимаем шляпу…). Определились с героем? Окей, теперь – выбор из пяти миссий. Их можно проходить в любом порядке, без привязки к хронологии.
Ну что, готовы постоять за Землю Русскую, могучие богатыри? Отправляемся рубить Ящеров окаянных!
Получить бонус для ставок на киберспортГеймплей
…И почти сходу спотыкаемся о реализацию. Давайте разберём подробно.
После короткой кат-сцены, в которой два низкополигональных болванчика обмениваются репликами (они, по идее, должны смешить, но у автора по большей части вызывали перманентный кринж), нас знакомят с основным управлением.
Тут всё просто: серия ударов на левую кнопку мыши, сильный удар на правую, парочка навыков на «Q»/«Е» и кувырок-уворот. Вместо стандартных лечилок – кружки с водицей байкальской. Ещё есть своеобразная «ульта» на «R», но доступна она не сразу: чтобы её использовать, нужно подобрать особый ресурс на уровне.
На фоне врубается плотный перегруженный фонк, и на нас тут же бросают кучку враждебно настроенных рептилий. В чём же проблема?
А, собственно, во всём: уже с первых минут игры появляется мысль, что управление персонажем здесь кодилось либо на коленке за 5 минут, либо в состоянии алкогольного опьянения. Всё, начиная от передвижения и заканчивая импактом от ударов, ощущается топорным и вязким, будто бы «желейным». Рус буквально плывёт по текстуре дороги, не в такт шевеля ногами.
Впрочем, какой импакт от ударов… Его по сути и нет: ты активно перебираешь кнопки, рассыпаясь смертоносными взмахами оружия во все стороны, но какого-либо сопротивления не встречаешь. Это в той же мере применимо и для врагов – они постоянно «плавают» вокруг персонажа, зачастую нанося удары по воздуху. Но ХП почему-то снижается даже в случае очевидного промаха (когда коллизия противника находилась в нескольких метрах поодаль), а то и вовсе – после применения уворота.
Анимация попаданий, кстати, вообще проигрывается в случайные моменты времени: удар можно было отхватить секунд 10 назад, и только сейчас экран по краям краснеет, заставляя судорожно искать нападающего, которого на самом деле не существует.
Чекпоинтов в игре нет – при смерти уровень запускается заново. Но они не то чтобы и нужны: в среднем одна локация пробегается за 10-15 минут, и погибнуть нужно ещё умудриться.
По сути, каждая миссия – это короткий забег от точки А в точку Б, по которому неравномерно рассыпаны зловредные рептилоиды. Враги отличаются друг от друга внешним видом и используемым оружием, но какой-то индивидуальной тактики для них подбирать не нужно: просто кромсай всё, что видишь. Вроде бы есть дальнобойные лучники и здоровенные ящеры-титаны, но разницу между сражениями с ними и рядовыми противниками найти трудно.
Локации минимально отличаются друг от друга внешним видом (полянка, полянка в снегу, деревня, берег озера), не предлагая уникальных геймплейных особенностей.
Общее прохождение игры занимает от силы час. Говорить о реиграбельности, учитывая всё вышесказанное, не приходится.
Удалые русы
Отличия между персонажами тоже приходится искать с лупой. Нет, разумеется, они вооружены разными дубинками, но вот геймплейно это почти ничего не меняет. Здесь сама собой всплывает характеристика вида «ну, вот этот, вроде, чуть-чуть шустрее, а вон тот, кажется, стукает чуточку больнее». Хотя не исключено, что на самом деле показатели урона у всех плюс-минус одинаковые.
Навыки, которые после применения уходят в непродолжительный откат, примечательны разной степенью полезности и зоной поражения. Вот только некоторые из них снабжены максимально нелепой анимацией, которая иной раз уводит персонажа совсем не в ту сторону, в какую планировалось.
После убийства определённого числа ящеров герои входят в режим ярости, который, наверное, повышает их урон и скорость. «Наверное» – потому что игра напрямую об этом не говорит, а лишь в очередной раз скабрезно шутит, и выяснять приходится экспериментальным путём, ориентируясь на ощущения.
На старте каждой миссии дают несколько исцеляющих кружечек. Их количество можно пополнить, подбирая специальные пиктограммки, разбросанные по локациям. Тут тоже есть своя оказия: почему-то иногда персонаж начинает пить водицу даже в тот момент, когда игрок не прикасался к клавише «F», отвечающей за использование этой функции.
Несколько вариантов «ультимейта» также ожидают подбора в случайных местах локации. Тот самый «Славянский зажим яйцами», к слову, один из них: герой призывает призрак курицы, которая начинает неистово нестись не менее призрачными яйцами, поражающими противников. Приём нужно выбивать из спавнящихся в округе курочек. Ещё встречался громовой раскат Перуна, который бьёт молниями по области.
Выводы неутешительны: игроков, любящих асtion-RPG или слэшэры, игра закономерно разочарует.
Мем удался?
Разнообразные треш-игры залетали в топы Steam и раньше. Скорее всего, такое случается из-за желания игроков отдохнуть от крупных релизов или многопользовательских проектов: разгрузиться или даже вылечить пресловутую игровую импотенцию. Но чаще всего подобные игры ждала одна и та же судьба: громкий хайп первые несколько дней и бесследное исчезновение из памяти геймеров уже через неделю-две.
Вероятно, то же случится и с «Русами против Ящеров». Это затянувшийся мем, основанный на шутливой интернет-теории; толстая ирония в оболочке интерактивного проекта. Не исключено, что кого-то на самом деле смешит набор заурядных шуток игры, но объективно – забавной выглядит лишь нейро-озвучка, ломающая ударения и обрезающая реплики.
«Русы против Ящеров» – плохая игра. Конечно, никто и не думал относиться к ней серьёзно. Но кто сказал, что треш обязательно должен хромать в реализации и откровенно халтурить в важных для жанра моментах? Ведь если бы The Bratans озаботились оптимизацией, куда более скрупулезно подошли бы к управлению и геймплею, допилив имеющийся костяк, – это могло бы сделать игру ещё более популярной и, что важнее, играбельной.
На деле же – имеем простенький слэшер на час, от силы два: кривой, сырой и недоработанный. В нём нет сюжета или каких-то нарративных особенностей – лишь бесконечные гэги, которые быстро начинают утомлять. Остаётся надеяться, что студия сможет использовать полученные за продажи средства в разработке куда более выдающегося проекта.