В Counter-Strike российские киберспортсмены всегда занимали особое место. Очень много россиян играет в топовых коллективах и претендует на победы, а по итогам ежегодных рейтингов часто занимают высокие места. Свой след в истории игры оставил и Михаил Dosia Столяров. В 2017 году он помог Gambit Esports выиграть мейджор в Кракове, а ранее, в 2014 году, занял четвёртое место в ежегодном рейтинге HLTV.
Эксклюзивный бонус 6000 для ставок на киберспорт!Сейчас Михаил реализуется как медийная личность и бизнесмен. Редакция CyberMeta поговорила с Dosia, и в эксклюзивном интервью он рассказал:
- какие эмоции испытал от победы на BetBoom Aunkere Cup 2;
- почему угасла мотивация соревноваться на профессиональном уровне в CS2;
- на каких условиях может снова начать «трайхардить»;
- что думает о нынешних зарплатах в Counter-Strike;
- Как на его карьеру повлияло рождение дочери;
- как быть хорошим родителем;
- почему решил открыть компьютерный клуб;
- в чём различия инвестиций в компьютерный клуб и автомойку;
- как отличается мода на компьютерные клубы в России и Казахстане;
- почему нужно смотреть курсы s1mple;
- как относился к деньгам на протяжении карьеры;
- что нужно делать молодым игрокам с первыми накоплениями;
- где HObbit может реализоваться как игрок;
- почему donk – промежуточный фаворит в гонке за топ-1 в 2024 году;
- почему редко смотрит матчи по CS2;
- как относится к решению Valve убрать открытые квалификации к мейджору.
«Сейчас у меня вообще нет мотивации играть на профессиональном уровне»
— Ты недавно выиграл BetBoom Aunkere Cup 2 в составе Team Nafany. Поделись впечатлениями от турнира и от победы.
– Круто, прикольно, но для меня на таких турнирах важна не столько победа, сколько само участие и медийная история. А побеждать всегда приятнее, нежели проигрывать.
— Почему, на твой взгляд, у вас получилось так уверенно пройти по всему турниру и не проиграть ни одной карты?
– Да не знаю, просто совпало так, словили хороший командный вайб. Мы даже не тренировались перед турниром, перед самым стартом собрались вместе только и сыграли одну игру. И то только потому, что в последнее время наиграли мало часов, нужно было раскликаться. А так nafany очень круто коллит, и ребята, которые играют чуть слабее, легко могли его понимать. Он сразу забрал на себя капитанство, а я где-то помогал коллить в середине игры, но это всё дефолтные вещи.
— Чем отличается мотивация Dosia как игрока в 36 лет от Dosia-игрока в 23-26 лет?
– Сейчас у меня вообще нет мотивации играть на профессиональном уровне. Если бы я хотел, то наиграл бы в CS2 явно больше, чем пятнадцать часов за две недели. Всё закончилось для меня после ухода из Gambit Esports. Там были ещё несколько попыток, но они были откровенно слабыми.
— С чем было связано угасание мотивации?
– Поменялись приоритеты по жизни: рождение ребёнка, дом, семья. Всё это вынуждает всё меньше и меньше времени уделять игре.
— Какой момент в карьере стал для тебя самым запоминающимся? Опиши эмоциональное состояние в тот момент.
– Наверно, это граната на Inferno в гранд-финале мейджора против Immortals. Я чувствовал радость и облегчение. Соперники умерли, и будто в тот момент мы выиграли игру. Хотя мы проиграли тот раунд, но этой гранатой я сломал экономику соперников, и они купили плохие девайсы. Конечно, там потом были ещё жёсткие замесы.
— Вспомни самый негативный момент в своей карьере.
– Да не было таких, негативных моментов. Никогда не горевал ни о чём.
— В прошлом году на премии HLTV AWARDS ты получил медаль топ-4 за 2013 год. Что ты испытал от этой награды?
– Я не получал же её лично, тогда Владислав, мой помощник, забирал медаль. Она до сих пор до меня не доехала. Да и эмоций, честно говоря, особых нет. У меня целая полка этих медалей и наград, с ними сейчас ребёнок играет.
«Зарплата может быть четырёхзначной, но должна быть близка к пятизначной»
— Что должно произойти, чтобы ты согласился вступить в команду на постоянную основу и трайхардить, как в свои «золотые годы»?
– Во-первых, должен быть подходящий состав. В большинство команд я бы не пошёл, так как считаю, что если заходить в коллектив вдобавок к четырём молодым ребятам, то такая схема точно не будет работать. Если даже сильно трайхардить, то смысла никакого не будет, потому что будут различия в понимании и игры, и жизни. Во-вторых, адекватная зарплата.
— Что ты подразумеваешь под адекватной зарплатой?
– Это цифра не меньше, чем я сейчас зарабатываю. У меня же есть определённый заработок, и зачем мне сейчас уходить из своих сфер, забрасывать проекты, если мне предложат меньше? Не вижу смысла.
— А если говорить в цифрах – какой должна быть зарплата?
– Эта сумма может быть четырёхзначной, но должна быть близка к пятизначной.
— Со времён, когда у тебя был пик, зарплаты профессиональных игроков очень сильно выросли. ZywOo получает 100 000 евро в месяц, а средний заработок звёзд CS2, по открытым источникам, достигает от 15 до 30 тысяч долларов. Как ты считаешь, зарплаты игроков в CS2 адекватны или раздуты?
– Мне кажется, они в любом случае раздуты. Во-первых, это случилось из-за захода букмекеров – тогда игроки и стримеры начали получать значительно больше. Букмекеры заходили в игру с большими деньгами, желая получить звёздных игроков и крутые составы. Сейчас зарплаты раздуваются за счёт арабов, которые вливают бешенные деньги в киберспорт, а команды под их спонсорством предлагают очень хорошие условия игрокам. Другие организации вынуждены переплачивать.
— Сейчас ты исполняешь роль СЕО XGOD и имеешь отношение к зарплатам своих подопечных...
– Занимался. Сейчас команда существует, но пока у меня нет на неё ни сил, ни времени. Ребята сами по себе пока что живут, что-то пытаются. Если где-то выстрелят, я буду искать спонсоров и общаться.
— Но когда ты уделял много времени своей организации, с какими принципами ты подходил к вопросу зарплат для своих игроков?
– У ребят были относительно невысокие зарплаты, согласно рынку. Но было оговорено, что KPI [Ключевые показатели эффективности (KPI) – прим. cybersport.metaratings.ru] существует. Если они начинают выигрывать, то зарплаты автоматически начинают расти. У меня в этом плане в голове всё выглядит логично – команда выигрывает, спонсоры это видят, подключаются и платят. Я это не засовываю в карман, а поощряю игроков как можно лучше, чтобы у них было желание расти и развиваться.
«Ребёнку нужно дарить максимальное количество любви»
— Как рождение дочери повлияло на твою карьеру и твои амбиции в киберспорте?
– Когда родилась дочь, это сильно повлияло на мою карьеру. Как раз это событие стало переломным моментом, я тогда играл в Forward Gaming. Мне пришлось полностью уйти в инактив, на год, а потом я вернулся ненадолго в XGOD перед «Играми Будущего». Времени играть вообще не было – постоянно какие-то поликлиники, магазины, куча других дел, и всё вокруг ребёнка. Рядом никого не было, кто мог бы нам с женой помочь, и мы отдавали дочери всё своё время.
— Расскажи о Аделине (дочери): как она растёт? Какой этап жизни у неё сейчас?
– У неё очень жёсткий характер – добивается своего любыми способами. Сейчас ей два года. Но когда я вижу детей чуть старше её (от пары месяцев до года), складывается ощущение, что Аделина чуть взрослее и физиологически, и психологически. Походу она пошла в меня (смеётся) и очень быстро растёт. В садик мы пока не ходим, закончили делать все прививки. Мы чуть позже начали, после года, чтобы организм у ребёнка легче приспосабливался к вакцинам. Сейчас будем думать, куда её отправлять.
— Каких принципов ты придерживаешься в воспитании Аделины?
– Никогда нельзя поднимать руку на ребёнка, это 100%. А так можно всё – если хочет, то берёт какую-то вещь, играет с ней, может посидеть в планшете или телефоне. Всё равно детям надоедает одно и то же. Она не будет постоянно сидеть в телефоне, ей будет достаточно полчаса, а потом она пойдёт устраивать экшн. Пока у неё вседозволенность. Дальше я не знаю, что будет, надо пережить пока кризис трёх лет.
— Есть стереотип, что семья и дети мешают сосредоточиться на карьере в любой сфере. Можешь ли ты согласиться с этим утверждением или опровергнуть? Как это получилось в твоём случае?
– В моём случае получилось, что семья и дети помешали моей карьере. С другой стороны, если посмотреть на тех же electroNic или HObbit, то у них также есть дочки. У HObbit она появилась чуть позже, уже в возрасте, а у electroNic пораньше, но это им никак не мешало строить карьеры. У Zeus сейчас есть взрослая дочь, и когда он активно играл, то семья никак ему не мешала. Здесь немаловажную роль играет отношение жены к постоянным соревнованиям и буткемпам. Но я не думаю, что какая-нибудь девушка, которая выходит замуж за киберспортсмена, будет против его работы.
— Как твоя жена воспринимала твою работу как киберспортсмена?
– Она всегда меня поддерживала. Если бы в момент рождения Аделины у меня была какая-то жёсткая тир-1 команда, и мы бы усердно тренировались и ездили на крупные турниры, то не думаю, что она просила бы меня помогать или чаще находиться дома.
— Два года назад тебе задавали вопрос: как быть хорошим отцом? Ты тогда ничего не ответил. Что ты делаешь сейчас, чтобы быть хорошим отцом? И как выглядит хороший отец в твоём представлении?
– Да просто ребёнку нужно дарить максимальное количество любви. Всё очень просто, на самом деле. Нужно, чтобы ребёнок тебя постоянно видел, видел твою улыбку, чтобы сам улыбался. Когда ребёнок видит счастливых родителей, он сам растёт и развивается хорошо.
«Мода на компьютерные клубы умирала в 2000-2010-х годах, и все думали, что сейчас у каждого компьютер будет дома, к этому всё шло. Ввиду того, что клубы снова становятся популярными, я решил, что можно тоже вложиться и попробовать»
— Тебе ещё не надоели вопросы про автомойку?
– Да слушай, всё равно. Спрашивают и спрашивают, значит это интересно людям.
— Как вообще появилась идея именно об автомойке? И были ли ещё какие-то идеи вложения денег в реальный бизнес?
– Других идей у нас не было. Да и идея с автомойкой возникла у моих друзей, мы с Рустемом [mou] выступали как инвесторы, которые должны были получать большой процент, но просто не пошло, были проблемы с кадрами.
— В этом году ты снова погрузился в офлайн-бизнес и открыл компьютерный клуб. В чём различия управления автомойкой и компьютерным клубом?
– Я не присутствую в компьютерном клубе. Я никак не управляю, просто получаю доход как инвестор. Мой СЕО привлекает меня для рекламы, если это нужно компьютерному клубу. В остальном человек всё делает абсолютно сам. Это идеально, потому что я живу в Москве, и не очень удобно управлять бизнесом в Уфе на расстоянии полторы тысячи километров.
— Как отличаются инвестиции в автомойку и компьютерный клуб? И что окупается быстрее и эффективнее?
– Если вспоминать два моих примера, то вложений в клуб было намного больше, наверное, раза в четыре-пять. В плане окупаемости я «в облаках не витаю», жду, что минимум за два года отобьётся. В случае с автомойкой всё было в разы сложнее, именно по моему опыту. Первые месяца три-четыре мы выходили в ноль, что в целом было неплохо, и прогнозы были неплохие. Потом уже всё пошло под откос. Мне вообще сложно судить, сколько бы окупалась автомойка. План, конечно, был, но оказался нерабочим (смеётся).
— Лет 7-10 назад бытовало мнение, что открывать компьютерный клуб – это не прибыльное дело. Не так давно свои клубы открыли Buster и Shoke. Сейчас компьютерный клуб может приносить хороший доход? И почему?
– Наверное, они могут приносить прибыль, потому что в клубах ставят топовое железо [компьютеры с мощными характеристиками]. Ребятам проще прийти и заплатить за время, поиграть в современные игры, чем купить компьютер домой.
Честно, это реально какой-то феномен. Мода на компьютерные клубы умирала в 2000-2010-х годах, и все думали, что сейчас у каждого компьютер будет дома, к этому всё шло. Вообще не понимаю, почему мода возродилась, но ввиду того, что клубы снова становятся популярными, я решил, что можно тоже вложиться и попробовать.
Я скажу, что в Казахстане это вообще целая культура. Если у нас в России с начала 2000-х клубы становились менее актуальными, и только сейчас всё возрождается, то у казахов наоборот всё развивалось. Ребятам там всегда посещают клубы, и не было десятилетнего угасания компьютерной индустрии, как в России. Сейчас в Казахстане цены за час раза в два-три дороже, чем у нас.
— А какие цены в твоём компьютерном клубе?
– У нас за 200 рублей в час стоят топовые компьютеры, стандарт начинается от 120 рублей. Есть четыре зоны: стандарт, стандарт-плюс, буткемп и VIP.
— А в чём особенность VIP-комнат?
– Там самое хорошее железо, плюс у нас в них можно заказать кальян. Еду также можно заказать, но не у нас, а через доставку – но это можно делать в каждой зоне.
— В каком направлении ты хотел бы видеть развитие компьютерного клуба? Какие уникальные активности ты хочешь в нём создавать?
– Хотелось бы развивать республику Башкортостан в плане киберспорта и соревновательной деятельности. Мы уже провели два турнира с момента открытия, и в общей сложности разыграли более 400 000 рублей призовыми. Пока что возможности у нас небольшие, мы не можем принимать по 30-50 команд на своих турнирах, поэтому они носят более локальный характер. Иногда инвайтим кого-то из других регионов, вот недавно к нам прилетали ребята из Санкт-Петербурга. Если есть желающие издалека с какими-то регалиями, то мы не стесняемся и даём им приглашения. Но компьютерный клуб будет ещё расширяться, в планах увеличить количество посадочных мест и компьютеров, чтобы одновременно на турнирах можно было играть из четырёх зон, чтобы принять большее количество команд. В регионах принято, что ивенты идут в один день, а команды утром приезжают и вечером уезжают.
Тягаться с сетями компьютерных клубов по типу COLIZEUM в онлайн-турнирах мы не планируем, да и желания и финансов особо нету. Поэтому мы будем развиваться внутри региона, создавать LAN-турниры и проводить их регулярно.
— Я смотрел твоё интервью с mou, и там ты говорил, что хотел бы создать команду по CS2 из башкиров. Если твоя мечта реализуется, ты будешь помогать команде развиваться дальше как тренер или какой-то помощник?
– Я не думаю, что она появится без нашего участия. Но мы действительно хотим создать такую команду. Есть игроки из Уфы и всей Башкирии, которые заиграны за хорошие организации и сидят на зарплате. У нас можно собрать хороший состав по CS2, который может конкурировать в СНГ на высоких тирах. Но мы хотим развиваться не только в CS2, а также затронуть и другие дисциплины. Вообще хочется создать этакую школу, куда можно будет приходить бесплатно и обучаться киберспорту в какой-то дисциплине.
— Тогда ещё один дополнительный вопрос: популярность школ по киберспортивным дисциплинам тоже возросла. В этом году s1mple запустил свой курс по CS2. Смотрел ли ты его уроки? И как относишься к такой инициативе от Александра?
– Если честно, я не смотрел. Но если это делает s1mple и делится в видео своими мыслями, то по-любому нужно смотреть эти уроки. Человек на протяжении долгих лет является лучшим игроком в мире, и он может передать много опыта.
«Чувак, а куда ты всё девал? Почему у тебя немного денег, хотя ты много зарабатывал?»
— Карьера киберспортсмена очень скоротечна, и уже есть примеры, когда бывшие профи теряли все заработанные средства за карьеру. Был ли у тебя страх потерять все заработанные деньги после завершения карьеры?
– Вообще не было мыслей об этом. Но когда карьера перешла в этап медийной личности, когда начал больше стримить, вот тогда я начал задумываться: «чувак, а куда ты всё девал? Почему у тебя немного денег, хотя ты много зарабатывал»? Объяснений вообще нет, куда и когда они тратились. Просто закончились (смеётся). Задумываться о деньгах я начал позже.
— Во время карьеры был ли у тебя какой-то помощник по финансам, который управлял их движением и накоплением?
– Нет, такого человека у меня не было. Я был слишком беспечным в этом плане.
— А как ты считаешь, нынешним киберспортсменам нужны такие помощники?
– Я думаю, они нужны. Это очень хорошая и надёжная тема, когда ты можешь нанять профессионала, который не просто будет хранить твои финансы, но и вкладывать их работать в безопасных направлениях. Понятное дело, что вы с ним обсуждаете эти моменты.
— Сейчас молодые игроки хвастаются большими покупками, а самое громкое приобретение сделал недавно ropz, взяв Porsche 911. Какие финансовые цели преследовал ты во время активной карьеры? И удалось ли их реализовать?
– Ну, машину у ropz я не видел, не особо слежу за этими ребятами. Что касается меня, за время карьеры я купил машину и квартиру. Если так смотреть, то это были глобальные финансовые цели во время карьеры.
— Дай совет, что в первую очередь нужно делать молодому игроку, выигравшему серьёзный турнир и получившему первые большие призовые?
– Как минимум, если игрок не понимает вообще в теме финансов, и не хочет никак рисковать, то можно отдавать призовые родителям. Если игроку слегка за двадцать, а родителям уже по 40+ лет, то они явно больше понимают в плане денег. Даже если не понимают больше, то хотя бы будут вкладывать эти накопления в более надёжные инвестиции – в квартиру, в дом или другие вещи.
«HObbit может показывать свой максимум в любой американской команде»
— Из чемпионского состава Gambit Esports сейчас на тир-1 уровне выступает только HObbit. Сейчас Абай находится в активном поиске команды. Как ты считаешь, в какой команде HObbit будет чувствовать себя комфортно и показывать максимум своих возможностей?
– Я думаю, что он будет показывать свой максимум в любой американской команде. В Северной Америке в принципе такой стиль, что там нет «стопа». У команд из этого региона нет такого, что игрока ограничивают в действиях. Тиммейт может предложить идею и пойти её реализовывать, и это идеальная атмосфера для HObbit. Игра в тех команда построена на основе личного скилла и «хотелках» игроков.
— HObbit был таким же в Gambit Esports? То есть играл на импровизации и реализовывал что-то быстро.
– Необязательно быстро, он и медленно может сыграть, зарешать в середине раунда. Он очень любит играть от ситуации, и также играл в Gambit Esports. Мне кажется, в последнее время в Cloud9 его стали ограничивать в действиях. А когда уже пошли слухи, что Абай покинет команду, он заиграл! Начал делать всё, что хочет, и показывал чуть ли не лучшую статистику в команде.
Лучшие линии для ставок на киберспорт— Когда Cloud9 в прошлом году проваливались, а вокруг команды начались слухи, то все говорили, что новый игрок обязательно придёт на место HObbit. Заслуженно ли все инсайдеры и аналитики своим мнением «выгоняли» Абая из Cloud9?
– Мне кажется, незаслуженно, это точно. Учитывая, что у Ax1le игра в CS2 не складывается, HObbit на его фоне смотрелся объективно лучше.
«Donk лидирует в гонке за топ-1»
— Не могу не спросить про гонку топ-1. Сейчас в ней рейтят donk, m0NESY и ZywOo. Кого считаешь фаворитом на этом промежуточном этапе? И почему?
– Пока, по моему, donk лидирует. Team Spirit в последние полгода всегда находится в хорошей форме, выиграла IEM Katowice 2024 и BLAST Premier: Spring Final 2024, а это очень решает в индивидуальной гонке игроков. M0NESY выиграл с G2 Esports пока только один турнир. Да и сам donk чересчур стабильный, я провальных игр у него вообще не видел. Это страшно.
— Я тут брал интервью у Overdrive. Он мне дословно сказал, что «donk – первый рифлер, который вообще поменял сцену Counter-Strike и подвинул всех снайперов в гонке лучших игроков». Были ли такие ребята, как donk, ранее?
– Ну вообще я согласен с Overdrive, так и есть. Хотя на рассвете CS:GO лучшим игроком становился GeT_RiGhT, в 2013 и 2014 годах он становился топ-1 игроком HLTV, хотя там снайперы тоже очень сильные были. Но для CS2 это в любом случае уникальное явление, когда рифлер борется за топ-1. Тут даже больше вопрос – а не попал ли donk в промежуточный топ-3 как раз из-за выхода CS2? Мне кажется, что новая игра вышла, и она ещё недоработана. Есть какая-то мета, что у выходящего преимущества, есть какие-то позиционные особенности. И в этой мете donk идеально двигается. Он мог в CS:GO играть точно так же, но вот в CS2 его передвижения максимально подходят для новых реалий в игре. Не знаю, как долго продлится это, или пофиксит ли Valve такие движения. Тут снова появлялся «Майкл Джексон пик», это когда ноги модельки стрелка стоят за углом, а верх открыт. Это баг текстуры, но в такие моменты игрока не убить.
— Сейчас очень много внимания приковано к Team Spirit. Как оценишь игру «драконов» в первом полугодии 2024 года? Что, на твой взгляд, делает эту команду стабильным претендентом на чемпионства?
– Это достаточно сбалансированная команда. Здесь есть отличный снайпер, топовый стар-плеер donk, два крепких опорника и саппорт. При том, что последние больше помогают раскрыться звёздам, но по скиллу практически не уступают. Просто все хорошо отыгрывают свои роли. За последние полгода прям видно, что они двигаются по карте как одно целое.
«Неважно, сколько вам лет, шестнадцать или двадцать шесть, у вас всё равно есть шанс пробиться»
— За кем ты сейчас особо пристально следишь на профессиональной сцене CS2? Чьи матчи стараешься не пропускать? И почему?
– Нет таких матчей вообще. Если меня зовут поработать аналитиком, то я не буду пропускать игры на отдельном турнире, чтобы быть в курсе, а также посмотрю предыдущие выступления. А так настолько неинтересно уже смотреть за всеми замесами. Иногда интересно глянуть гранд-финалы, если попадаются хорошие команды. Уже приятнее время провести лишнее время с дочкой, приоритеты уже поменялись.
— Не считаешь ли ты, что сцена CS2 уже перенасыщена матчами, включая на тир-1 сцене?
– Возможно, ты прав, и, на самом деле, возможно, из-за этого у меня уже нет интереса смотреть матчи, потому что они проходят каждый месяц, и большие встречи часто повторяются. Поднадоело уже.
— Из-за этого у тебя нет какой-то команды, которая тебе нравится?
– Отчасти да. Но, если честно, раньше нравилось смотреть за KOI, за этой командой было интересно посмотреть. Но потом начало казаться, что они могут и слить в моменте, хотя там играют старые и опытные игроки. Видишь матчи, в которых уже нельзя проиграть, а KOI их проигрывала и показывала ужасную игру. Немного разочаровался в ней.
— Впереди мейджор, а на него отменили открытые квалификации. Как ты воспринял это нововведение от Valve? И если бы они остались, ты бы ворвался поиграть с тиммейтами из XGOD или в миксе с другими медийными игроками?
– Я думаю, что по-любому ворвался бы. В открытых квалификациях всегда есть шанс пробиться на мейджор. Мне кажется, что Valve приняла ошибочное решение, когда отменила открытые квалификации к мейджорам. Она лишила многих игроков надежды на попадание на турнир. Тысячи игроков и команд регистрировались, надеясь, что им пропрёт. К сожалению, это всё закончилось.
— Что ты можешь пожелать киберспортивному комьюнити и читателям CyberMeta?
– Если вы пытаетесь стать киберспортсменами, то пожелаю усидчивости, стремления, чтобы огонёк никогда не гас. Неважно, сколько вам лет, шестнадцать или двадцать шесть, у вас всё равно есть шанс пробиться. Всё зависит от вас и вашего желания!